УИД 42RS0025-01-2023-000033-65
Дело № 2-134/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Промышленная 14 марта 2023 года
Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Костеренко К.А., при секретаре Портновой Я.А., с участием представителя истца – заместителя прокурора Промышленновского района Шипулина И.И., представителя ответчика Шериной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленновского района к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Промышленновская районная больница» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Промышленновского района обратился в Промышленновский районный суд Кемеровской области с иском к ГБУЗ «Промышленновская районная больница» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что проведена проверка соблюдения положений законодательства о социальной защите <.....> в части доступности медицинских организаций и медицинской помощи для маломобильных граждан в Доме сестринского ухода <.....> - структурное подразделение ГБУЗ «Промышленновская районная больница», а также с привлечением государственного инспектора отделения НДПР Промышленновского района отдела НДПР г. Ленинска - Кузнецкого и Промышленновского района, проверка соблюдения требований пожарной безопасности в указанном структурном подразделении.
Дом сестринского ухода находится на втором этаже кирпичного двухэтажного здания, расположенного по адресу: <.....>. Вход на второй этаж осуществляется по лестнице, которая не приспособлена для передвижения по ней <.....>. Запасной выход со второго этажа отсутствует. На момент проверки в Доме сестринского ухода проживают 18 маломобильных граждан, в том числе <.....>.
Проверкой установлено, что здание структурного подразделения ГБУЗ КО «Промышленновская районная больница» Дом сестринского ухода <.....> не приспособлено для беспрепятственного доступа в них маломобильных групп населения, при том, что в нем проживают в основном граждане указанной категории, в том числе <.....>. Помещение, в котором расположен Дом сестринского ухода, находится на втором этаже двухэтажного здания и никаких приспособлений для беспрепятственного доступа в них <.....> не предусмотрено. Маломобильные пациенты лишены возможности самостоятельно или с помощью медицинского персонала покинуть помещение для прогулок на улице, а также при необходимости получить медицинскую помощь вне помещения Дома сестринского ухода. Указанные нарушения доступности здания для <.....> и маломобильных граждан напрямую влияют и на безопасность их пребывания с точки зрения пожарной безопасности.
В здании Дома сестринского ухода отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации с автономными источниками питания; отсутствует система автоматического пожаротушения; отсутствует системы (средства) оповещения о пожаре.
Просит обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Промышленновская районная больница» устранить нарушения требований законодательства о социальной защите <.....> в части обеспечения доступности маломобильных граждан к помещению медицинской организации, оказывающей медицинские услуги в стационарной форме - Дом сестринского ухода <.....> муниципального округа, расположенному по адресу: <.....>;
Устранить нарушения норм пожарной безопасности:
обеспечить возможность эвакуации людей (с учетом особенностей <.....> и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
обеспечить аварийное освещение на путях эвакуации с автономными источниками питания;
обеспечить монтаж и поддержание в рабочем состоянии системы автоматического пожаротушения;
оборудовать (оснастить) помещение ДСУ системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения, с учетом индивидуальных особенностей пациентов, которые должны обеспечивать информирование и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
Установить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Промышленновская районная больница» срок для выполнения действий до <.....>.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Шипулин И.И. полностью поддержал заявленные исковые требования, продублировал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГБУЗ «Промышленновская районная больница» Шерина О.А., действующая на основании доверенности от <.....> со всеми полномочиями сроком до <.....>, в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что на данный момент ответчиком с целью устранения нарушений пожарного законодательства, приняты следующие меры:
Составлены и переданы на регистрацию в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Ленинск-Кузнецкого Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области декларация пожарной безопасности в отношении ДСУ <.....>, которая прошла регистрацию и считается действующей;
Заключен контракт на техническое обслуживание средств системы мониторинга №........ с ООО «Рельеф». Система передает сигнал о пожаре на пульт пожарной части.
Проведены испытания эвакуационной металлической лестнице, которая соответствуют требованиям, предъявляемым к социальным объектам.
Рассмотрен вопрос о переводе пациентов ДСУ <.....> на первый этаж здания ОВП <.....> и проведении ремонта палат. Получен локальный сметный расчет - <.....> рублей. Обратились в Министерство здравоохранения Кузбасса, но ответ не получен. Просила установить больший срок для выполнения указанных требований.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению полностью в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу пункта «а» статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов», чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2015 №802н, изданным в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи.
В соответствии с пунктом 4 Приказа органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с пунктом 6.1.1 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2011 №904пр) в общественном здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются в том числе на объект здравоохранения - ГБУЗ «Промышленновская районная больница».
В судебном заседании установлено, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Промышленновская районная больница» (ГБУЗ «Промышленновская районная больница») является юридическим лицом. Дом сестринского ухода <.....> является структурным подразделением ГБУЗ «Промышленновская районная больница». Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации несет ответственность за жизнь и здоровье проживающих в нем граждан, а также работников учреждения.
Прокуратурой Промышленновского района проведена проверка соблюдения положений законодательства о социальной защите <.....> в части доступности медицинских организаций и медицинской помощи для маломобильных граждан в Доме сестринского ухода <.....> - структурное подразделение ГБУЗ «Промышленновская районная больница», в ходе которой установлены нарушения норм пожарной безопасности.
Дом сестринского ухода находится на втором этаже кирпичного двухэтажного здания, расположенного по адресу: <.....>. Вход на второй этаж осуществляется по лестнице, которая не приспособлена для передвижения по ней <.....>. Запасной выход со второго этажа отсутствует. В Доме сестринского ухода проживают 18 маломобильных граждан, в том числе <.....>.
В нарушение вышеназванных требований закона здание структурного подразделения ГБУЗ КО «Промышленновская районная больница» Дом сестринского ухода <.....> не приспособлено для беспрепятственного доступа в них маломобильных групп населения, при том, что в нем проживают в основном граждане указанной категории, в том числе <.....>. Помещение, в котором расположен Дом сестринского ухода, находится на втором этаже двухэтажного здания и никаких приспособлений для беспрепятственного доступа в них <.....> не предусмотрено. Маломобильные пациенты лишены возможности самостоятельно или с помощью медицинского персонала покинуть помещение для прогулок на улице, а также при необходимости получить медицинскую помощь вне помещения Дома сестринского ухода.
Указанные нарушения доступности здания для <.....> и маломобильных граждан напрямую влияют и на безопасность их пребывания с точки зрения пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов поджара на людей и имущество, обеспечивалась защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались, в том числе требования об эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» названный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №123-Ф3 к нормативным правовым актам по пожарной безопасности относятся технические регламенты, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности.
Статьей 81 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, зданиях и сооружениях повышенной этажности, а также в зданиях и сооружениях с пребыванием детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна в первую очередь обеспечиваться системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий. Системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов.
Согласно пункту 9 статьи 82 Закона № 123-ФЗ светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.
В нарушение указанных требований закона в здании Дома сестринского ухода отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации с автономными источниками питания.
В нарушение СП 5.13130.2009. «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» (поз. 9 таблицы АЛ приложения А) в помещении ДСУ отсутствует система автоматического пожаротушения.
В соответствии с частью 12 статьи 84 Федерального закона № 123-ФЗ здание организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных особенностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
В нарушение требований закона такие системы (средства) оповещения в ДСУ отсутствуют.
Поскольку пациентами Дома сестринского ухода являются пожилые люди, в том числе <.....> и указанные граждане относятся к категории маломобильных, несоблюдение норм пожарной безопасности может повлечь тяжкие последствия.
Требования об устранении указанных выше нарушений прав граждан на доступность медицинской помощи и нарушений норм пожарной безопасности содержались в представлениях прокурора района, внесенных главному врачу ГБУЗ «Промышленновская районная больница» в мае 2021 года, в июне 2022 года, в июле 2022 года. Руководитель медицинской организации на нарушения норм пожарной безопасности <.....> был привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ. Однако нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействие медицинской организации, выразившееся в неисполнении пожарного законодательства и законодательства о социальной защите <.....> привело к нарушениям прав неограниченного круга лиц - социально незащищенной категории граждан, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поэтому на юридическое лицо ГБУЗ «Промышленновская районная больница» необходимо возложить обязанность по устранению нарушений требований норм пожарной безопасности.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до <.....>
Суд, оценив с позиций ст.67 ГПК РФ все представленные доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора законные, обоснованные и подлежат удовлетворению полностью.
Суд не согласен с доводами представителя ответчика о предоставлении большего срока для совершения действий, т.к. срок, предложенный истцом, является разумным. Нарушение норм пожарной безопасности может привести к тяжким последствиям, создает угрозу жизни и здоровью маломобильных пациентов и медицинского персонала.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Промышленновского района к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Промышленновская районная больница» о понуждении к совершению действий - удовлетворить полностью.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Промышленновская районная больница», <.....>, устранить нарушения требований законодательства о социальной защите <.....> в части обеспечения доступности маломобильных граждан к помещению медицинской организации, оказывающей медицинские услуги в стационарной форме – Дом сестринского ухода с. Ваганово Промышленновского муниципального округа Кемеровской области, расположенному по адресу: <.....>
Устранить нарушения норм пожарной безопасности:
обеспечить возможность эвакуации людей (с учетом особенностей <.....> и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
обеспечить аварийное освещение на путях эвакуации с автономными источниками питания;
обеспечить монтаж и поддержание в рабочем состоянии системы автоматического пожаротушения;
оборудовать (оснастить) помещение ДСУ системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения, с учетом индивидуальных особенностей пациентов, которые должны обеспечивать информирование и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
Установить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Промышленновская районная больница» срок для выполнения действий до <.....>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено <.....>.
Судья К.А. Костеренко