Дело №2-83/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г. Няндома 4 февраля 2020 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
с участием истца Антонова Д.В.,
представителя истца Малыгина М.А.,
представителя ответчиков Шелыгиной Н.А.,
при секретаре Поповой М.Г.,
рассмотрев в помещении Няндомского районного суда Архангельской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антонова Д.В. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о перерасчете выслуги лет,
установил:
Антонов Д.В. обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский» о перерасчете выслуги лет.
В обоснование иска указал, что с 12 января 2007 года по 6 октября 2019 года проходил службу в ОМВД России «Няндомский» по окончании службы ему была назначена пенсия за выслугу лет. Ответчиком ему предоставлен неверный расчет выслуги лет. Период его службы в армии с 29 ноября 2001 года по 21 ноября 2002 года при исчислении стажа необоснованно включен в календарном порядке. Проведение расчета выслуги лет за оспариваемый период в льготном исчислении приведет к увеличению выслуги лет и повышению размера пенсионного обеспечения на 3 процента, что позволит восстановить его социальные и имущественные права. Проси обязать ответчика произвести корректировку выслуги лет, засчитав период его службы по призыву с 29 ноября 2001 года по 21 ноября 2002 года в кратном исчислении как один день службы за полтора дня выслуги.
Определением Няндомского районного суда Архангельской области от 10 января 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области.
Как следует из уточнений по иску от 4 февраля 2020 года, истец просит обязать надлежащего ответчика произвести корректировку выслуги лет, засчитав период его службы по призыву с 29 ноября 2001 года по 21 ноября 2002 года в кратном исчислении как один день службы за полтора дня выслуги. С 23 сентября 1999 года на территории Чеченской Республики по месту нахождения его службы был введен режим контртеррористической операции, который действовал до 2009 года. В тот период он относился к категории военнослужащих, поэтому подлежат применению гарантии, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 года №535 и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 года №1197-8, что подтверждается представленной в судебное заседание справкой, выданной командиром войсковой части, в которой он проходил службу. Вышеуказанные нормы закона не связывают право включения периода службы в льготном исчислении от характера службы (призыв либо контракт), а следовательно довод ответчика о необходимости применения дифференцированного подхода к указанным категориям военнослужащих не основан на законе.
В судебном заседании истец Антонов Д.А., его представитель Малыгин М.А., требования и доводы искового заявления, с учетом их уточнения поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчиков Шелыгина Н.А. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав доводы возражений на исковое заявление, из которых следует, что правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применять дифференцировано, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Поскольку Антонов Д.В. в период с 29 ноября 2001 года по 21 ноября 2002 года проходил военную службу по призыву, данный период службы подлежит зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии в календарном исчислении. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Как установлено судом, в период с 28 ноября 2001 года по 21 ноября 2002 года Антонов Д.В. проходил службу на территории Чеченской Республики в войсковой части 12007 в должности старшего мастера. В указанный период проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (л.д. 124). С 12 января 2007 года истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
6 октября 2019 года истец уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет истца составила в календарном исчислении 14 лет 07 месяцев 26 дней, в льготном исчислении - 20 лет 10 месяцев 22 дня.
Истец, обращаясь с настоящим иском в суд полагал, что период прохождения службы в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона должен засчитываться при расчете пенсии в полуторном размере.
Суд полагает иск не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Порядок льготного исчисления продолжительности военной службы и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицами по призыву в условиях участия в боевых действиях.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ст. 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
Статьей 2 названного Закона установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно ст. 18 вышеуказанного Закона, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч.ч. 2, 3).
Абзацем 1 п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом норм которого в настоящее время определяется порядок исчисления расчетного размера пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер пенсии, периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5481/1-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву.
Учитывая, что истец в период с 29 ноября 2002 года по 21 ноября 2002 года проходил службу по призыву, принимал участие в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и пенсия ему назначена не в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О страховых пенсиях", а на основании ст. ст. 1, 2, ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 год N 4468-1 и с учетом положений Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, то в силу абз. 1 п. 5 названного постановления данный период службы обоснованно включен ответчиком в выслугу лет для назначения истцу пенсии в календарном исчислении.
По этим основаниям доводы представителя истца о применении к спорным правоотношениям гарантий, установленных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 года №535 и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 года №1197-68, суд считает несостоятельными, поскольку пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Антонова Д.В. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о перерасчете выслуги лет отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев
Мотивированное решение составлено 10 февраля 2020 года.