Дело № 2 -2891/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2017 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Бологовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Красавинские электротеплосети», муниципальному образованию «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское» об обязании устранить нарушения санитарного законодательства,
установил:
Котласский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Роспотребнадзор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Красавинские электротеплосети» (далее - ООО «КЭТС»), муниципальному образованию «Шипицынское» в лице администрации (далее администрация МО «Шипицынское») об обязании устранить нарушения санитарного законодательства.
В обоснование иска указано, что в ходе административного расследования в отношении ООО «КЭТС» установлено, что требования законодательства в сфере водоотведения соблюдаются ненадлежащим образом. Согласно протоколов лабораторных испытаний проб сточной воды после очистки №, 5018 от __.__.__ и экспертного заключения № от __.__.__ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и ....х» перед выпуском вводный объект на 1-й и 2-й очереди канализационно-очистных сооружений по адресу: ...., фл. 1, не соответствовали требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования в охране поверхностных вод» по микробиологическим показателям. В ходе проверки установлено, что ООО «КЭТС» осуществляет эксплуатацию систем наружной канализации и очистных канализационных сооружений в .... Котласского района Архангельской области. Просил обязать ответчиков обеспечить соответствие сточной воды сбрасываемой после очистки и обеззараживания с канализационных очистных сооружений ...., фл. 1 в реку Северная Двина, гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)) в соответствии с требованиями СанПин 2.__.__.__-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в срок до __.__.__.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора по доверенности Медведев А.Е. требования к ответчикам поддержал, по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «КЭТС» в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие. Также указывает, что качество сточных вод, сбрасываемых после очистки и обеззараживания с канализационных очистных сооружений в ...., фл. 1 соответствует требованиям СанПиН 2.__.__.__-00, протоколы исследований находятся в ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области».
Представитель ответчика администрации МО «Шипицынское» по доверенности Касаткин В.А. против удовлетворения исковых требований не возражал, но просит установить срок исполнения требований, указанных в исковом заявлении, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
__.__.__ между МО «Котласский муниципальный район» в лице Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» и ООО «Красавинские электротеплосети» заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования «Шипицынское»).
__.__.__ заключено соглашение о замене стороны по концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования «Шипицынское») от __.__.__, согласно которому администрация МО «Котласский муниципальный район» заменена на администрацию МО «Шипицынское» (концедент).
Согласно п. 1.1 Концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет реконструировать, в том числе осуществить мероприятия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, муниципальное имущество, состав и описание которого приведены в Приложении № к данному соглашению, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой и (или) технической) воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры, в отношении централизованной системы холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории МО «Шипицынское», с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая проверка ООО «КЭТС», по результатам проведения которой установлено, что требования законодательства в сфере водоотведения соблюдаются ненадлежащим образом. Согласно протоколов лабораторных испытаний проб сточной воды после очистки №, 5018 от __.__.__ и экспертного заключения № от __.__.__ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и ....х» перед выпуском вводный объект на 1-й и 2-й очереди канализационно-очистных сооружений по адресу: ...., фл. 1, не соответствовали требованиям СанПин 2.__.__.__-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования в охране поверхностных вод» по микробиологическим показателям:
- общие колиформные бактерии (ОКБ): 1-ой очереди КОС - 9,9 *106 КОЕ /100 см3, 2- ой -1,2 *107 КОЕ /100 см3 (норматив - не более 500 КОЕ в 100 см3);
- термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ): 1-ой очереди КОС 9,9 *106 КОЕ/100 см3, 2-ой - 1,2 *106 КОЕ/100 см3 (норматив – не более 100 КОЕ в 100 см3);
- колифаги: 1-ой очереди - 1666 БОЕ/100 см3, 2-ой - 3000 БОЕ /100 см3 (норматив - не более 100 БОЕ в 100 см3).
В соответствии с пунктами 4.1.1, 4.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 г. в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100. Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу п. 4 ч. 1 ст. 14 отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как видно из вышеизложенного, ответчиками в силу ст. 56 ГПК РФ не предоставлено надлежащих доказательств того, что сточная вода после очистки и обеззараживания на канализационно-очистных сооружениях по адресу: ...., фл. 1 отвечает требованиям СанПиН. Ссылка ответчика ООО «КЭТС» в отзыве на иск, что протоколы исследований, подтверждающие надлежащее качество воды, находятся в ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области» в данном случае несостоятельна.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны, подтверждены протоколами лабораторных испытаний проб сточной воды после очистки №, 5018 от __.__.__ и экспертным заключением №, иных доказательств, с достоверностью опровергающие доводы истца, в материалах дела не содержится.
Поскольку на ответчиков возложена обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства, то исковые требования истца подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
При определении срока устранения нарушений суд учитывает характер и объем предполагаемых работ, поэтому считает, что данное решение должно быть исполнено в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «КЭТС» подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования «Котлас» в сумме 150 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Котласского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Красавинские электротеплосети», муниципальному образованию «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское» об обязании устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Красавинские электротеплосети», муниципальное образование «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское» обеспечить соответствие сточной воды сбрасываемой после очистки и обеззараживания с канализационных очистных сооружений ...., фл. 1 в реку Северная Двина, гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ)) в соответствии с требованиями СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Красавинские электротеплосети» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Котлас» в сумме 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий И.А. Мартынюк