Решение по делу № 2-3/2023 (2-186/2022;) от 07.06.2022

УИД 24RS0038-01-2022-000271-66

Решение    Именем Российской Федерации

25 сентября 2023 г.                                                                                             п. Нижний Ингаш

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Смольской Т.С.,

при секретаре Костюриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухенко А.А. к Складу (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республики Тыва и Республики Хакасия», 1062 Центру материально-технического обеспечения Центрального военного округа – войсковая часть 58661, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, признании специальной оценки условий труда недействительной, компенсации морального вреда,

установил:

истец Сухенко А.А. обратился в Нижнеингашский районный суд с иском к ответчикам, в котором просит: признать оценку условий труда его рабочего места как работы соответствующей 2 классу опасности недействительной; признать условия труда Сухенко А.А., работающего в должности водителя боевых и специальных машин пожарной команды войсковой части 58661 опасными условиями труда; обязать ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» доначислить ему заработную плату с учетом опасного характера работы; взыскать с ответчика - Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» недоначисленную оплату труда за период с апреля 2021 по апрель 2022, с учетом надбавки в размере 24% за опасные условия труда, в размере - 100 767,72 руб.; взыскать с ответчика - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

    Заявленные требования мотивированы тем, что 04.12.2012 между истцом и Войсковой частью 58661 (склад авиационного вооружения и средств поражения ВВС военного округа 1 разряда <данные изъяты> в лице начальника склада полковника Леонтьева А.В. заключен трудовой договор № 95, в соответствии с которым, он был принят на должность водителя боевых и специальных машин пожарной команды войсковой части 58661.

    В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору № 95 от 14.06.2019, заключенному между истцом и Войсковой частью 58661 его рабочее место соответствует допустимому классу условий труда (2 класс) по результатам специальной оценки условий труда. Отчет утвержден 14 июня 2019 года. С результатами специальной оценки условий труда водителя боевых и специальных машин пожарной команды войсковой части 58661, истец не согласен. Полагает, что выполняемая в соответствии с его должностью работа носит опасный характер, что влечет за собой надбавку к заработной плате в размере 24 % от должностного оклада (тарифной ставки). Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда. Гражданскому персоналу военных представительств Министерства обороны, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно в цехах и на участках производства, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются в порядке и размерах, предусмотренных для гражданского персонала этих цехов и участков, но не более чем на 24 %. Таким образом, отсутствие условия о повышении заработной платы на 24 % за работу в опасных условиях труда нарушают трудовые права истца. Полагает, что подлежит перерасчету и доначислению его заработная плата за период с апреля 2021 года по апрель 2022 год. В соответствии со справкой от 17.05.2022, предоставленной Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республики Хакасия, его заработная плата за период с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. составила 498 024,72 руб.. Следовательно, работодатель должен доплатить ему следующую сумму: 419 865,54 руб. * 24 % / 100 % = 100 767,72 руб..

    На исковое заявление представителем ответчика - ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республики Тыва и Республики Хакасия» представлены письменные возражения, согласно которым исковые требования не подлежат удовлетворению, просят в их удовлетворении отказать в полном объеме. Указывают, что требования иска о признании оценки условий труда рабочего места истца как соответствующего 2 классу опасности не действительной, а также признании его соответствующим опасным условиям труда, заявлены к ненадлежащим ответчикам, поскольку проведение специальной оценки условий труда осуществляется специализированными организациями, действия которых обжалуются в установленном ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» порядке. Указанная организация к участию в деле не привлечена. Требования иска в части установления обязанности ответчику ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республики Тыва и Республики Хакасия» доначислить заработную плату с учетом опасного характера работы, взыскания недоначисленной оплаты труда за период с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. и компенсации морального вреда с этого же ответчика, заявлены к не надлежащему ответчику, поскольку следуют из трудовых отношений. Обязанность своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату возложена статьей 22 Трудового кодекса РФ на работодателя. Сторонами трудовых отношений в соответствии со ст.20 ТК РФ, являются работник и работодатель. Работодателем истца является командир войсковой части 58661. ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республики Тыва и Республики Хакасия» не является стороной трудовых отношений с истцом, а осуществляет финансовое обеспечение Склада в/ч 58661 на основании договора об оказании услуг от 09.01.2019 № 159, заключенного с командиром войсковой части 58661. Трудовые права истца работодателем не нарушены, поскольку у него отсутствуют правовые основания для установления и выплаты истцу спорной компенсационной выплаты. Истцу заработная плата начислялась и выплачивалась в соответствии с представленными работодателем документами. Занимаемая истцом должность по результата специальной оценки условий труда, отчет о проведении которой утвержден 14.06.2019, не была признана соответствующей 4 классу опасности, предусматривающему установление компенсационной выплаты за работу с опасными условиями труда. До настоящего времени результаты специальной оценки условий труда рабочего места истца не оспорены. Выписки из приказов работодателя об установлении истцу компенсационной выплаты за работу с опасными условиями труда не поступали, поскольку правовых оснований для издания таких приказов в отношении истца у работодателя не имеется. Спорная компенсационная выплата истцу не производится. Доводы истца о наличии задолженности в сумме 100 767,72 рублей по заработной плате, образовавшейся от невыплаты компенсации за работу в опасных условиях труда, не соответствует сумме, полученной в порядке сопоставительного расчета фактически начисленных сумм в период с апреля 2021 по апрель 2022 г. с суммами, которые были бы начислены за указанный период при установлении ему повышения к окладу 24 % за работу в опасных условиях труда. Сумма, подлежащая выплате истцу, в случае повышения оклада на 24 % за работу в опасных условиях труда в указанный период, составляет 78 372 рубля 52 копейки. Поскольку основное требование иска о взыскании недоплаченной заработной платы не подлежит удовлетворению, не подлежит удовлетворению и производное от него требование о взыскании компенсации морального вреда.

    На исковое заявление представителем ответчика – Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВКС) войсковой части 58661 представлены письменные возражения, согласно которым с исковыми требованиями не согласны в полном объеме и просят в их удовлетворении отказать, применив срок исковой давности, предусмотренный ст.392 ТК РФ. Указывают, что Сухенко А.А. с 01.12.2014 принят на должность водителя боевых и специальных машин пожарной команды в соответствии с Приказом № 271, с ним заключен трудовой договор № 95. 14.06.2019 к трудовому договору было заключено дополнительное соглашение о дополнении пунктом 1.10, согласно которому: «Рабочее место соответствует допустимому классу условий труда (2 класс) по результатам специальной оценки условий труда, отчет которой утвержден 14.06.2019». 14.07.2019 Сухенко А.А. был ознакомлен с картой специальной оценки условий труда, где отражена информация, что он принят на должность, соответствующую 2 классу условий труда. Из специальной оценки условий труда следует, что условия труда истца являются допустимыми, при которых уровни воздействия производственных факторов не превышают установленные нормативами пределы. Необходимость в установлении гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, занятым на данном рабочем месте: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени отсутствует. Принимая во внимание, что представленной картой специальной оценки условий труда от 14.06.2019, на рабочем месте истца не установлено вредных факторов, каких-либо доказательств, подтверждающих осуществление истцом работы во вредных и опасных условиях труда за период с апреля 2021 по апрель 2022 в материалах дела не предоставлено, считают, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения вышеуказанных требований истца. О нарушении своего права истец узнал при подписании дополнительного соглашения к трудовому договору 14.06.2019, а также при ознакомлении 14.07.2019 со специальной оценкой условий труда, отчет которой утвержден 14.06.2019. Информация о составных частях заработной платы, в соответствии со ст. 136 ТК РФ, также ежемесячно доводилась до истца работодателем путем выдачи расчетных листков. Одним из основных требований истца является признание специальной оценки условий труда недействительной. Право работников обжаловать результаты специальной оценки условий труда предусмотрено ст. ст. 5,26 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», в силу ч.2 ст.5 названного федерального закона ознакомление с результатами проведенной специальной оценки условий труда является обязанностью работника. Истец был вправе не согласиться с результатами проведенной работодателем оценки, обжаловав её результаты в течении 3 месяцев в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также в суде, но истец этого своевременно не сделал, обратившись в суд с данным требованием спустя более чем два года. Истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд, на этом основании должно быть отказано в иске. Требуя компенсацию за прошлый период, истец не учитывает, что право работника на получение компенсации и соответствующая обязанность у работодателя возникают с момента признания условий вредными, независимо от мнения работника.

    На исковое заявление представителем ответчика – Министерства обороны РФ представлены письменные возражения, согласно которым в удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству обороны РФ просят отказать в полном объеме; рассмотреть дело без участия представителя. Обращают внимание, что по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда являются допустимыми, при которых уровни воздействия производственных факторов не превышают установленные нормативами пределы. Необходимость в установлении гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, занятым на данном рабочем месте: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. На рабочем месте Сухенко А.А., согласно трудовому договору № 95, дополнительному соглашению от 14.06.2019, не установлено вредных факторов, подтверждающих опасный характер условий труда. Каких-либо других доказательств Сухенко А.А. не привел, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований иска. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» возложены на работодателя. Согласно материалам дела, работодателем была организована и оплачена специальная оценка рабочих мест гражданского персонала войсковой части 58661-ГМ. Занимаемые истцами должности по результатам специальной оценки условий труда, отчет о проведении которой утвержден 14.06.2019, не были признаны соответствующей 4 классу опасности, предусматривающему установление компенсационной выплаты за работу. Исходя из исковых заявлений, трудового договора № 95, дополнительного соглашения от 14.06.2019, Сухенко А.А. был ознакомлен с изменениями и не заявил о нарушении своих прав, также им не предоставлены доказательства уважительности пропуска срока обращения в суд.

    Истец Сухенко А.А. и его представитель Кузнецов А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме.

    Представитель ответчика Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661, выступающий так же как представитель ответчика – 1062 Центр материального – технического обеспечения, Центрального военного округа – войсковая часть № 58661 (по доверенности) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, о чем представил суду заявление.

    Представители ответчиков - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ - в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомления, просили рассмотреть дело без участия их представителей.

    Представитель ответчика - ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республики Тыва и Республики Хакасия» - в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомления, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу ч.1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч.1 ст.319 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч.2 ст.349 ТК РФ).

В соответствии со ст. 21 ТК РФ, работник имеет право, в том числе, на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу абзаца 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условия труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических и нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст.3 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Сухенко А.А. с 01.12.2014 был принят на должность водителя боевых и специальных машин пожарной команды в войсковую часть 58661 (приказ № 271 от 01.12.2014 и трудовой договор № 95 от 01.12.2014).

С 19 марта 2013 г. филиал войсковой части 21223 федерального бюджетного учреждения войсковой части 71595 реорганизован путем переформирования в склад (авиационного вооружения и средств поражения, ВКС) войсковой части 58661.

В соответствии с картой специальной оценки условий труда № 265 от 16.11.2018 водителя боевых, специальных машин пожарной команды, отчет о проведении которой утвержден 14.06.2019, итоговый класс (подкласс) условий труда водителя пожарного автомобиля определен как 2.

Дополнительным соглашением от 14.06.2019 пункт 1 трудового договора № 95 от 01.12.2014 заключенного с истцом, дополнен пунктом 1.10 в соответствии с которым, рабочее место соответствует допустимому классу условий труда (2 класс) по результатам специальной оценки условий труда. Отчет утвержден 14.06.2019.

Не согласившись с результатами специальной оценки условий труда водителя пожарного автомобиля, истец полагая, что его условия труда соответствует 4 классу опасности, однако доплата за работу в опасных условиях труда им не производилась, обратились в суд с данным иском.

С целью оценки фактических условий труда работника Сухенко А.А. по замещаемой им должности водителя боевых, специальных машин пожарной команды судом, по ходатайству стороны истца, была назначена государственная экспертиза условий труда, производство которой поручено экспертам Агентства труда и занятости населения администрации Красноярского края.

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда № 5-СОУТ от 26.05.2023 качество проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей боевых и специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-104 № № 260, 265 не соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не учтены требования пунктов 15,78 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Эксперт указал, что:

Рабочие места водителя боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-104 №№ 260, 265 соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и по материалам Отчета подлежат декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в связи с отнесением условий труда к допустимым (класс - 2).

Выявленные на рабочих местах водителей боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-104 №№ 260, 265 и указанные в строках 030 карт специальной оценки условий труда №№ 260, 265 (том 2 л.д. 13-14, 24-25) вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса (химический, инфразвук, шум, вибрация общая, вибрация локальная, напряженность трудового процесса, тяжесть трудового процесса) соответствуют указанному в строке 022 карт специальной оценки условий труда №№ 260, 265 (том 2 л.д. 13, 24) перечню используемого оборудования: автомобиль (марка, тип автомобиля не указаны, согласно дополнительным материалам стр. 127) на одном из рабочих мест используется пожарная машина на основе среднего танка Т-54).

На рабочих местах водителей боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-104 №№ 260, 265 класс (подкласс) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты, определен в соответствии с законодательством Российской Федерации; представленные на государственную экспертизу условий труда документы и материалы не содержат сведений об условиях труда работников, занятых на рабочих местах водителя боевых, специальных машин ПК №№ 260, 265 Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-<данные изъяты> в период фактического участия в боевых действиях по тушению пожаров: согласно пункту 13 Положения о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.02.2019 № 88, тушение пожаров подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с Боевым уставом подразделений пожарной охраны; пунктами 6, 10 Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 (далее -Боевой устав), тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров отнесены к «боевым действиям по тушению пожар», которые включают следующие этапы: 1) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара (прием и обработка сообщения о пожаре, выезд и следование к месту пожара); 2) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара (прибытие к месту пожара, управление силами и средствами на месте пожара, разведка пожара, спасение людей, боевое развертывание сил и средств, ликвидация горения, проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и других специальных работ); в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара (сбор и следование в место постоянной дислокации, восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны); пунктом 22 Порядка организации дежурства в подразделениях ведомственной пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2018 № 355, определено, что водитель пожарного автомобиля относится к должностным лицам дежурной смены наряду с начальником дежурной смены, командиром отделения, пожарным, диспетчером (пункта связи), постовым; Положением о Складе (авиационного вооружения и средств поражения, ВКС, военный округ, 1 разряда) (том 1 л.д. 26-33) определено, что водитель боевых и специальных машин пожарной команды непосредственно подчиняется командиру отделения пожарной команды, при выполнении специальных обязанностей подчиняется начальнику дежурной смены. Решением комиссии об организации внеплановой специальной оценки условий труда и исключении на рабочем месте из должностных инструкций водителя автомобиля пожарной команды по тушению пожаров, проводимых до прибытия к месту пожара; боевых действий по тушению пожаров, проводимых на месте пожара, после тушения пожара, и причин уменьшения времени использования автомобиля с 5 ч. до 1,1 ч, утвержденному начальником склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВКС) (войсковая часть 58661-ГМ) подполковником С. Леонтьевым (приказ от 25.01.2022 № 18) (дополнительные материалы стр. 20) из должностных обязанностей водителя автомобиля пожарной команды исключаются действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара, боевые действия, по тушению пожаров, проводимые на месте пожара, после тушения пожара, время использования водителем автомобиля пожарной команды с 5 ч уменьшается до 1,1 ч, при этом хронометраж, фотография рабочего времени не представлены. Кроме того, согласно инструкции по охране труда при несении дежурства для водителя автомобиля, боевых и специальных машин пожарной команды № 28, утвержденной начальником Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВКС) (войсковая часть 58661-ГМ) С. Леонтьевым 26.07.2022 (п.п. 1.8, 1.11, 3.27, 3.28, 3.29, 3.30, 3.32) (дополнительные материалы стр. 117-123), во время работы на водителя автомобиля могут оказывать неблагоприятные воздействия опасные факторы пожара; водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью, и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов; пожарный автомобиль должен быть установлен на безопасном расстоянии и, как правило, с наветренной от пожара стороны с целью уменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излучения; автомобиль должен быть установлен таким образом, чтобы в случае внезапного распространения огня в его сторону, его можно было отвести; если расстояние между автомобилем и очагом пожара не обеспечивает безопасность, то необходимо защищать автомобиль от воздействия теплового излучения распыленными водяными струями или воздушно-механической пеной; расстояние от пожарного автомобиля до здания или сооружения, которое может обрушить при пожаре, должно быть не менее высоты этого сооружения; при работе на пожаре водителю запрещается без команды подавать огнетушащие средства или прекращать их подачу, предоставлять пожарный автомобиль, оставлять без надзора пожарный автомобиль. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на рабочих местах, на которые воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обуславливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности, устанавливаются опасные условия труда класс 4. Учитывая изложенное, в период фактического участия в боевых действиях по тушению пожаров условия труда работников, занятых на рабочих местах водителей боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-104 №№ 260, 265, относятся к опасным (класс - 4).

На рабочих местах водителей боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-104 №№ 260, 265 указанные в строке 040 карт специальной оценки условий труда №№ 260, 265 (том 2 л.д. 13, 24) гарантии (компенсации) занятым на этих рабочих местах работникам предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации; учитывая соответствие должностных обязанностей (функций) работников, занятых на рабочих местах водителей боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-<данные изъяты> №№ 260, 265 ((том 2 л.д. 19, дополнительные материалы стр. 30) Тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31, п. 151 Боевого устава, при фактическом участии работников в боевых действиях по тушению пожаров, после тушения пожара условия труда будут соответствовать опасным (класс - 4). При отнесении условий труда работников к опасным гарантии и компенсации включают: повышенный размер оплаты труда (раздел VI, глава 21 статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (раздел V, глава 19 статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации), сокращенную продолжительность рабочей недели (раздел IV, глава 15, статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации), предварительные (периодические медицинские осмотры (статья 220 Трудового кодекса Российской Федерации). Гарантии и компенсации предоставляются на основании локальных нормативных актов работодателя в зависимости от фактического времени участия работников в боевых действиях по тушению пожаров, учет которого должен организовать работодатель (ст. 92, 147, 121 Трудового кодекса Российской Федерации).

В отношении рабочих мест водителей боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-<данные изъяты> №№ 260, 265 оценка эффективности средств индивидуальной защиты не проводилась.

Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты не заполнялись, соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и данным строк 030 карт специальной оценки условий труда не проверялось.

Оценить соответствие сведений, содержащихся в сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда, в отношении рабочих мест водителей боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-<данные изъяты>    №№ 260, 265 требованиям законодательства Российской Федерации и данным карт специальной оценки условий труда №№ 260, 265 на указанных рабочих местах, а также прилагаемым к ним протоколам результатов испытаний (измерений) не представляется возможным, сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда в ответ на запрос агентства от 25.01.2023 № 93-222-НГ не представлена на государственную экспертизу условий труда.

Строки 050 карт специальной оценки условий труда №№ 260, 265 не содержат мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах водителей боевых, специальных машин ПК Склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661-<данные изъяты> №№ 260, 265, условия труда отнесены к допустимым (класс - 2).

Оснований не доверять приведенным экспертом выводам у суда не имеется. Экспертиза проведена компетентным лицом и в рамках наделенных полномочий, доказательств нарушения установленного действующим законодательством порядка проведения экспертизы в процессе рассмотрения дела представлено не было. Экспертное заключение по своему содержанию является полным и мотивированным, содержит ответы на все постановленные судом вопросы.

Сторонами выводы экспертизы условий труда при рассмотрении дела не оспаривались. Сведений о том, что водитель боевых и специальных машин привлекался к боевым действиям по тушению пожара, проводимых на месте пожара, после тушения пожара, суду не представлено.

Согласно ч.1 ст.147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

В силу статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право, в том числе, на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583, приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно п.4 указанного Положения, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

Гражданскому персоналу военных представительств Министерства обороны, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно в цехах и на участках производства, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются в порядке и размерах, предусмотренных для гражданского персонала этих цехов и участков, но не более чем на 24 процента.

Из представленных суду карточек – справок о начисленной и выплаченной истцу заработной платы следует, что надбавка за опасные условия труда в размере 24 % ему никогда не производилась.

Заключением государственной экспертизы условий труда водителя боевых и специальных машин не установлено, что условия труда по занимаемой истцом должности соответствует 4 классу опасности.

В соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).

При этом срок исковой давности следует исчислять с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Как установлено судом, истец обратился в суд с иском 06.06.2022 (согласно почтового штампа). О нарушении своего права в части требований о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда водителя пожарного автомобиля, истец узнал – при ознакомлении со специальными оценками условий труда – 14.07.2019, а так же ранее при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору - 14.06.2019.

Таким образом, суд приходит к выводу, что с исковыми требованиями о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда водителя боевых и специальных машин истец обратился в суд по истечении срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком.

Исключительных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно обратиться в суд с настоящими исками, не установлено.

С учетом того, что истцом, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.

Что касается требований истца признании условий труда истца опасными условиями труда, а так же о взыскании с ответчиков недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с апреля 2021 по апрель 2022, в связи с недоплатой 24 % за опасные условия труда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения таковых, поскольку заключением государственной экспертизы условий труда водителя боевых и специальных машин не установлено, что условия труда по занимаемой истцом должности соответствуют 4 классу опасности.

Учитывая, что факт нарушения ответчиком прав истца в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных исковых требований Сухенко А.А. к Складу (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) войсковой части 58661, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республики Тыва и Республики Хакасия», 1062 Центру материально-технического обеспечения Центрального военного округа – войсковая часть 58661, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, признании специальной оценки условий труда недействительной, компенсации морального вреда, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 02.10.2023.

2-3/2023 (2-186/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Моисеенко Александр Николаевич
Савельев Владимир Анатольевич
Сухенко Артем Алексеевич
Ответчики
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия"
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"
Склад (авиационного вооружения и средств поражения ВВС) войсковой части 58661
войсковая часть 58661
1062 Центр материально - технического обеспечения Центрального военного округа - войсковая часть 58661
Другие
Мин Владимир Вячеславович
Министерство Обороны РФ
Кузнецов Андрей Альбертович
Суд
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
Судья
Смольская Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
ingash.krk.sudrf.ru
07.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2022Передача материалов судье
15.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2022Подготовка дела (собеседование)
30.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2022Судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
24.07.2023Производство по делу возобновлено
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее