Дело № 2а-3868 (2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 11 октября 2017 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Морозовой Н.В.,
с участием административного истца Фефиловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фефиловой Татьяны Евгеньевны к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Фефилова Т.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, указав в обоснование иска, что она является собственником № доли жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым № площадью 1163 кв.м.
Указанная № доля в праве собственности на жилой дом - наследственное имущество на основании завещания ФИО7 (бабушка), умершей ДД.ММ.ГГГГ и принадлежащая ей по договору купли-продажи от 24.05.1963 года, удостоверенного ГНК Мотовилихинского района г. Перми.
Жилой дом, расположенный по адресу <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Фефиловой Татьяне Евгеньевне (размер доли №), ФИО2 (размер доли №), ФИО3 (размер доли №). ФИО3 является собственником № доли земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
23.01.2017г. начальником Департамента земельных отношений администрации города Перми вынесено распоряжение № о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым № в собственность. Условием предоставления земельного участка является проведение работ по уточнению его границ.
15.03.2017г. она заключила с индивидуальным предпринимателем ФИО6 договор подряда №, в рамках которого кадастровым инженером ФИО4 выполнена работа по формированию межевого плана на уточнение земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>.
18.04.2017г. межевой план сдан в Департамент земельных отношений администрации г.Перми для согласования местоположения границ земельного участка.
15.05.2017г. получен отрицательный ответ.
31.05.2017г. границы земельного участка согласованы с Департаментом земельных отношений администрации г.Перми на местности.
16.06.2017г. границы земельного участка согласованы с Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, что подтверждается оттиском печати и подписью начальника отдела муниципального реестра земель, ФИО5, в акте согласования местоположения границ. Согласно приказу № СЭД-21-01-04-240 от 29.12.2014 ФИО5, начальник отдела муниципального реестра земель, наделен полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и согласованию местоположения границ земельных участков с 29.12.2014г.
14.07.2017г. в Единый государственный реестр недвижимости на основании межевого плана внесены сведения о границах земельного участка с кадастровым №.
22.08.2017г. начальником Департамента земельных отношений администрации города Перми вынесено Решение № от 22.08.2017г. об отказе в предоставлении земельного участка. Причиной, послужившей основанием для отказа, явилось то, что земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, является ограниченным в обороте.
Согласно проекту планировки Территория 1 (СТН Ж-7, Ж-4, И10, И11, И12) в Мотовилихинском районе города Перми, утвержденного Постановлением администрации города Перми от 31.12.2013 №, земельный участок с кадастровым № расположен частично на землях общего пользования (границы территорий общего пользования определяются красными линями, участок выходит за пределы таковых). Также в Решении указано, что заявитель вправе предоставить в департамент межевой план, в связи с исправлением реестровой ошибки (приведение границ земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории).
С решением № от 22.08.2017 об отказе в предоставлении земельного участка она не согласна. Считает, что правовых оснований для отказа предоставления земельного участка не имеется.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ соблюден порядок предоставления в собственность земельного участка. Обеспечено выполнение кадастровых работ необходимых для уточнения границ земельного участка. Осуществлен государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ земельного участка. В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО4 от 29.08.2017 г. межевой план, на основании которого внесены сведения в ЕГРН, не содержит в себе ошибку. Границы земельного участка согласованы в установленном законом порядке, с учетом прав третьих лиц. Границы устанавливались по объектам естественного и искусственного происхождения с учетом фактического использования.
Жилой дом по адресу <адрес> возведен в 1917 году, конфигурация земельного участка не менялась более 40 лет, что подтверждается планом от 1969 года из домовой книга начатой 21.03.1962 - до утверждения Постановлением администрации г. Перми от 31.12.2013 № проекта межевания и проекта планировки Территории 1 (СТН Ж-7,Ж-4, И10, И11, И12) в Мотовилихинском районе г. Перми.
В соответствии с проектом планировки территории, утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 31.12.2013 № невозможно с достоверностью установить нахождение земельного участка в границах элемента планировочной структуры (конкретной зоне).
Земельный участок с кадастровым №, расположенный но адресу <адрес>, не занимает береговую полосу реки Малая Мотовилиха, ширина которой составляет 5 метров.
Согласно данным научного журнала Пермского государственного национального исследовательского университета «Географический вестник» река Малая Мотовилиха имеет протяженность 3,5 км.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Каких-либо объектов общего пользования на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, не имеется.
На основании изложенного, просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми № от 22.08.2017 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым № площадью 1163 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, под жилой дом.
В судебном заседании административный истец заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Департамента земельных отношений в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Из представленного ранее отзыва по делу следует, что ответчик заявленные требования не признает по следующим основаниям.
23.01.2017г. департамент вынес распоряжение о предварительном согласовании Фефиловой Т.Е. предоставления земельного участка с кадастровым №, согласно указанному распоряжению департаментом не определен конкретный вид права последующего предоставления.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка подлежит уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п.6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков, в том числе не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в том числе с учетом землеустроительной документации, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
По имеющейся в администрации г.Перми информации образуемый земельный участок частично расположен в границах элемента планировочной структуры, частично на территории общего пользования, установленных в соответствии с постановлением администрации г.Перми от 31.12.2013г. №.
Исходя из вышесказанного, на этапе предварительного согласования предоставления земельного участка у департамента отсутствует возможность отобразить земельный участок на карте территории ввиду отсутствия координат.
Решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка содержит ссылку на право заявителя предоставить в департамент межевой план для обеспечения кадастрового учета изменений испрашиваемого земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки. Просит отказать в заявленных требованиях.
Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (п. 10).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11).
На основании п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п.п. 2. п. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п.п.6 п.2 ст. 39.3. ЗК РФ).
Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с положениями ст. 39.16 Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Установленный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
По смыслу приведенной правовой нормы, под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Соблюдение красных линий обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
В судебном заседании установлено, что административный истец Фефилова Т.Е. является собственником № доли жилого дома жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым № площадью 1163 кв.м. на основании Свидетельства о праве на наследств по завещанию серии № от 20.05.2003г., выданного нотариусом ФИО1 (л.д.7,8).
Указанная № доля в праве собственности на жилой дом, ранее принадлежала ФИО7, на основании договора купли-продажи от 24.05.1963 г. (л.д.97).
Согласно кадастровому паспорту, Выписке из ЕГРН земельный участок по адресу <адрес> поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, кадастровый номер земельного участка №, площадь 1163 кв.м., вид разрешенного использования – под индивидуальный жилой дом (л.д.66).
Распоряжением начальника ДЗО № от 23.01.2017г. предварительно согласовано Фефиловой Т.Е. предоставление испрашиваемого земельного участка.
Условием предоставления земельного участка является проведение работ по уточнению границ земельного участка (л.д.14).
В дальнейшем местоположение границ земельного участка было согласовано, что подтверждается Актом согласования местоположения границ земельного участка, в том числе и административным ответчиком (л.д.27).
Решением Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 22.08.2017г. № Фефиловой Т.Е. в отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым № площадью 1163 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность.
В качестве оснований для отказа указаны причины: земельный участок по адресу: <адрес> является ограниченным в обороте его предоставление в собственность не допускается.
Постановлением администрации г.Перми от 31.12.2013г. № утвержден проект межевания и проект планировки Территория 1 (СТН Ж-7,Ж-4, И10, И11, И12) в Мотовилихинском районе г. Перми, в составе которого утверждены красные линии.
В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности границы территорий общего пользования определяются красными линиями, которые устанавливаются проектами планировки территории.
Согласно проекту от 31.12.2013г. № земельный участок с кадастровым № расположен частично на землях общего пользования.
Также в соответствии с п.8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (л.д.38).
Поскольку Фефилова Т.Е., является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, то она имеет исключительное право на приобретение земельного участка.
Вместе с тем, оценивая доводы истца о незаконности ссылки Департамента на то, что часть спорного земельного участка находится на территории общего пользования в границах элементов планировочной структуры, установленных в соответствии с постановлением администрации города Перми № от 31.12.2013г., суд считает их заслуживающими внимания, поскольку из вышеприведенных положений закона следует, что отображение красных линий в составе чертежей планировки территории в проекте планировки территории, как составной части градостроительной документации, не является установлением для соответствующих участков, по территории которых проходят красные линии, безусловного статуса территории общего пользования, поскольку, в соответствии с положениями п. 11 и п. 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красными линиями могут обозначаться границы как существующих, так и планируемых мест общего пользования.
При этом, бремя доказывания указанного обстоятельства лежит именно на ДЗО г. Перми.
Однако суду не представлены объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства того, что на спорном земельном участке находятся какие-либо объекты общего пользования.
Кроме того, суд учитывает, что в границах элемента планировочной структуры, где расположен земельный участок проект межевания территории, не разработан (л.д.121).
В силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Доказательств того, что испрашиваемым земельным участком, пользуется неограниченный круг лиц, не представлено.
Также суд признает необоснованными доводы ответчика о нахождении земельного участка в пределах береговой полосы.
Согласно части 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 3).
В силу части 8 этой же статьи запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно скриншота публичной кадастровый карты, представленной истцом (л.д.45-46), расстояние земельного участка с кадастровым № до границы реки Малая Мотовилиха, протяженность которой составляет 3,5 км. составляет от 28 до 37 метров, соответственно, земельный участок не находится в пределах береговой полосы водного объекта. Ответчиком иного суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорный земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, какие-либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцу отсутствуют. Следовательно, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 22 августа 2017 года № является незаконным и нарушает права заявителя.
В связи с удовлетворением основного требования, подлежит удовлетворению производное требование о возложении обязанности на ДЗО администрации г. Перми об устранении в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод путем повторного рассмотрения заявление Фефиловой Т.Е. о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фефиловой Татьяны Евгеньевны удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми № от 22 августа 2017 года об отказе в предоставлении Фефиловой Татьяне Евгеньевне земельного участка с кадастровым № площадью 1163 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность повторно рассмотреть обращение Фефиловой Т.Е. о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Судья: И.В. Панькова