№ 5-1416/2024
14RS0035-01-2024-013851-22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Якутск 30 июля 2024 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Жиркова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица главного редактора редакции «Якутского-Саха Информационного Агентства (ЯСИА) отдела электронных СМИ АО «РИИХ Сахамедиа» Никифорова Андрея Владимировича, ___
установил:
____ года заместителем прокурора г. Якутска младшим советником юстиции Даниловым Т.Р. в отношении Никифорова А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по факту отсутствия контроля по мониторингу интернет – страницы сетевого издания с целью выявления источников нежелательной на территории РФ и исключением возможности ознакомление с ним неопределенного круга лиц.
В судебное заседание представитель административного органа помощник прокурора г. Якутска Фатуллаев Э.И. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 КоАП РФ, в отношении Никифорова А.В. поддержал, просил наложить на должностное лицо штраф, по доводам, изложенным в постановлении об административном правонарушении.
В судебном заседании Никифоров А.В. вину признал частично, пояснил, что с ____ года является главным редактором сетевого издания «Якутское-Саха информационное агентство», про публикации по сетевым адресам, пояснил, что данные публикации были опубликованы в ____ г. и ____ г. в тот момент он не являлся главным редактором сетевого издания, на момент размещения информационного материала нежелательной организации «Медуза» на сайте сетевого издания «ЯСИА», издание «Медуза» не являлась нежелательной организацией. Просил производство по делу прекратить, так как ____ г. в адрес ЦПЭ МВД по РС (Я), им было направлено уведомление об удалении противоправного материала с сайта сетевого издания «ЯСИА». А также, сообщил суду, что будет проводиться ревизия по выявлению противоправных материалов на сайте сетевого издания.
Выслушав пояснения административного органа, привлекаемого к административной ответственности лица, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 20.33 КоАП РФ участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - работников аппаратов избирательных комиссий - дисквалификацию сроком на один год; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ) деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей), может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации также может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.
Согласно ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации со дня обнародования информации об этом в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, в том числе, запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения (п. 3).
Решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.01.2023 организация Limited liability company (SIA) «Medusa Project» («Проект Медуза»), Латвийская Республика, деятельность организации признана нежелательной на территории Российской Федерации.
На основании распоряжения Министерства юстиции российской Федерации от 07.02.2023 № 138-р организация Limited liability company (SIA) «Medusa Project» («Проект Медуза»), Латвийская Республика, включена в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
В Прокуратуру города Якутска поступил материал из ЦПЭ МВД по Республике Саха (Якутия), в ходе которого, установлено, что ____ № от ФИО8 (электронная почта: ___) поступило обращение о размещении в сети «Интернет» на сайте информационного агентства «ЯСИА» ссылка на нежелательную организацию издание «Медуза».
Из пояснений Никифорова А.В. от ____ г. следует, что в данное время с ____ года является главным редактором сетевого издания «Якутское-Саха информационное агентство». В основные должностные обязанности входит организация работы сетевого издания и наполнение информационного сайта по сетевому адресу: ___ новостными материалами. Про публикации по сетевым адресам: ___ пояснил, что данные публикации были опубликованы в ____ и ____ гг. в тот момент он не являлся главным редактором сетевого издания «Якутское-Саха информационное агентство». По поводу размещения информационного материала (___ (гиперссылка находится в тексте: «Медуза»)) нежелательной организации «Медуза» на сайте сетевого издания «ЯСИА» по сетевому адресу: ___ пояснил, что на тот момент издание «Медуза» не являлась нежелательной организацией, сетевое издание является информационным агентством и ежедневно публикуется до № сообщений на сайте, в год эта цифра достигает до № публикаций, поэтому физически не могут проверять все публикации. К архивным материалам сетевого издания «ЯСИА» со стороны правоохранительных органов и граждан претензий никогда не было. Согласно политики сетевого издания «ЯСИА» при публикации сторонних материалов, обязательно указывается активная ссылка на источник. Сообщил, что в адрес ЦПЭ МВД по Республике Саха (Якутия) будет направлено уведомление об удалении противоправного материала с сайта сетевого издания «ЯСИА», а также будет проводиться ревизия по выявлению противоправных материалов на сайте сетевого издания, т.е. последствия правонарушения устранены ____ г.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения ____ заместителем прокурора города Якутска в отношении Никифорова А.В. постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 КоАП РФ.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно приказу о приеме работника на работу Акционерного общества «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа» от ____ № ___ Никифоров А.В. принят на должность главного редактора редакции ЯСИА ОЭ СМИ.
Согласно должностной инструкции главного редактора редакции Якутского-Саха Информационного Агентства (далее – Редакция ЯСИА) отдела электронных СМИ (далее ОРР ОЭ СМИ) АО «РИИХ Сахамедиа» (далее – Общество), утв. Генеральным директором АО «РИИХ Сахамедиа» ФИО9., главный редактор имеет, следующие обязанности: ___ С указанной должностной инструкцией Никифоров А.В. ознакомлен ____.
Приведенные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ____, справкой по результатам мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от ____ с иллюстрациями, информации с Министерства юстиции РС (Я) от ____ № ___, рапорт от ____ начальника ЦПЭ МВД по РС (Я) ФИО10., объяснением Никифорова А.В. и иными материалами дела.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о том, что Никифоров А.В. ненадлежащим образом исполнял организационно-распорядительные и административные функции, не обеспечил контроль за соблюдением к архивным материалам сетевого издания, проведении ревизии по выявлению противоправных материалов на сайте сетевого издания, и с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ признает виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного 20.33 КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное ст. 20.33 КоАП РФ не относится к административным правонарушениям, которое может быть совершено только умышленно. Вина Никифорова А.В. заключается в том, что он не организовал контроль за соблюдением к архивным материалам сетевого издания, с целью выявления источников нежелательной на территории Российской Федерации организация Limited liability company (SIA) «Medusa Project» («Проект Медуза») и исключения возможности ознакомления с ними неопределенного круга лиц, способствовав его распространению на территории Российской Федерации, тем самым Никифоров А.В. способствовал распространению указанной нежелательной на территории Российской Федерации организации.
При этом не имеет значения, когда данные публикации были опубликованы в ____ и ____ гг., поскольку такой контроль должен осуществляться постоянно и независимо от того, что «ЯСИА» является информационным агентством, что дополнительно дает основания полагать, что должного контроля от главного редактора отсутствует. Указанное позволило осуществлять распространение по сетевому адресу, открытой для неопределенного круга лиц, а также допустил хранение публикации ссылки на сетевой адрес «Проект Медуза» который является нежелательным на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона №272-ФЗ признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, в том числе, запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения (п. 3).
Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности Никифорова А.В. в совершении правонарушения, Никифорова А.В. не приведено.
Вина Никифорова А.В. подтверждается материалам дела, а также объяснениями привлекаемого лица.
С учетом изложенного, доказанность в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения сомнений не вызывают.
Совокупность перечисленных выше доказательств полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину Никифорова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ в виде распространения информационных материалов, при таких обстоятельствах, действия его правильно квалифицированы по данной статье, а потому доводы Никифорова А.В. в части того, что материал размещенный по ссылке на сайте сетевого издания «ЯСИА» ____ был удален, судом приняты быть не могут.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Поскольку данное нарушение создает существенную угрозу охраняемым законом интересам, оснований для освобождения Никифорова А.В. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Смягчающим обстоятельством по делу судья признает совершение такого рода административного правонарушения впервые.
Учитывая степень и характер общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, цели административного наказания, а также данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья считает необходимым назначить Никифорову А.В. административное наказание в виде минимального административного штрафа в размере 20000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать должностное лицо главного редактора редакции «Якутского-Саха Информационного Агентства (ЯСИА) отдела электронных СМИ АО «РИИХ Сахамедиа» Никифорова Андрея Владимировича, ___, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (Прокуратура Республики Саха (Якутия), л/с 04161110150 в УФК по Республике Саха (Якутия), ИНН 1435058287, КПП 143501001, счет получателя 03100643000000011600, корреспондентский счет банка получателя 40102810345370000085, Отделение-НБ Республика Саха (Якутия) г. Якутск// УФК по Республике Саха (Якутия) г. Якутск, КБК 32211601201019000140, БИК 019805001, ОКТМО 98 701 000, УИН 32214000240000207116.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Жиркова
Копия верна: п/п
Судья Н.В. Жиркова