Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2022 г. г. Жигулёвск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Семеновой Н.Ю.,
при секретаре Сапегиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1386/2022 по иску и.о. прокурора г. Жигулевска, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Жигулевск, МБУ «Благоустройство» о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Жигулевска действуя в интересах неопределенного круга лиц, предъявил в Жигулевский городской суд Самарской области иск к администрации городского округа Жигулевск, требуя, с учетом заявленных уточнений, обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории г.о. Жигулевск, а именно: на участке по <адрес> в районе <адрес> устранить дефекты дорожного покрытия в виде ям: 1) длиной 182 см., шириной 56 см., глубиной 7 см.; 2) длиной 42 см., шириной 44 см., глубиной 6 см.; 3) длиной 170 см., шириной 41 см., глубиной 7 см.; а также устранить колею длиной более 7 метров, глубиной 5 см., общей длиной 22 метра.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой города с привлечением О ГИБДД О МВД России по
г. Жигулевску проведено обследование автомобильных дорог г.о. Жигулевска, по результатам которого выявлены нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в деятельности администрации г.о. Жигулевск, выразившиеся в следующем.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросу местного самоуправления.
Аналогичные положения установлены ст. 7 Устава г.о. Жигулевск, принятым решением думы городского округа Жигулевск Самарской области от 06.08.2013.
Согласно п. 3.1 Положения об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Жигулевск, утвержденного Постановлением мэра г.о. Жигулевск от 21 июня 2010 № 1318, администрация г.о. Жигулевск: осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и дорожных сооружений в границах городского округа Жигулевск; осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Жигулевск; иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 4.9 названного Положения, контроль по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и дорожных сооружений в границах г.о. Жигулевск осуществляет администрация г.о. Жигулевск в пределах своей компетенции.
В силу вышеприведенных норм действующего законодательства администрация городского округа Жигулевск обязана осуществлять содержание автодорог общего пользования местного значения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее ГОСТ Р 50597-2017), которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
При проведении обследования установлено, что на многих участках имеют место быть недостатки, связанные с отсутствием или неправильным применением дорожных знаков, дефекты дорожного полотна и другие нарушения.
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766 2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, а также Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст утвержден ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения.
Отделением ГИБДД О МВД России по городу Жигулёвску на основании возложенных на полицию обязанностей, при наблюдении за соблюдением обязательных требований, а также ФЗ «О Государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», от 31.07.2020 №248-ФЗ, при проверке обращений граждан, а также обследования мест ДТП, в текущем году непрерывно осуществляется контроль за качеством содержания улично-дорожной сети города.
В результате контрольно-надзорных функций ДД.ММ.ГГГГ в 13:26 на <адрес> в районе <адрес> при обследовании места ДТП были выявлены следующие недостатки:
- в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-201.7 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дефекты дорожного покрытия: 1) длиной 182 см., шириной 56 см., глубиной 7 см.; 2) длиной 42 см., шириной 44 см., глубиной 6 см.; 3) длиной 170 см., шириной 41 см., глубиной 7 см.; 4) колея длиной более 7 метров, глубиной 5 см. (общая длина колеи 22 метра).
Согласно приложению к Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Жигулевска, утвержденному постановлением администрации г.о. Жигулевск от 24.01.2013 № 112, указанные автодороги являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения.
Неисполнение администрацией городского округа Жигулевск своих обязанностей по организации сохранности автомобильных дорог на территории городского округа нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Указанные нарушения закона являются недопустимыми, поскольку влекут за собой нарушение прав и законных интересов жителей городского округа Жигулевск, а также других лиц на обеспечение безопасности в сфере дорожного движения, а также на комфортную городскую среду.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБУ «Благоустройство».
Представитель истца – старший помощник прокурора г. Жигулевска Димахин Д.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации городского округа Жигулевск не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия. В ранее представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Постановлением администрации городского округа Жигулевск от 04.03.2021 № 379 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, проездов и внутриквартальных проездов, относящихся к собственности городского округа Жигулевск.
В целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий органов местного самоуправление городского округа Жигулевск, а также нужд муниципального образования в области содержания и ремонта дорог местного значения постановлением администрации городского округа Жигулевск от 20.03.2018 № 351 создано муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» (далее - МБУ «Благоустройство»).
В соответствии с п. 2.1 Устава МБУ «Благоустройство» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа Жигулевск, а также нужд муниципального образования городского округа Жигулевск в области благоустройства (включая озеленение территории); содержание территории городского округа; содержания городских кладбищ; развитие, содержание и ремонт улично-дорожной сети, дорог местного значения. Согласно п. 2.5.3 Устава в составе основных видов деятельности Учреждение выполняет работы и оказывает услуги, в том числе по содержанию (эксплуатации) имущества, находящегося в муниципальной собственности, а именно: развитие, содержание и ремонт улично-дорожной сети городского округа; ремонт и содержание автомобильных дорог и улиц; ямочный ремонт и исправление трещин на дорогах; асфальтирование дорог местного значения.
МБУ «Благоустройство» осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием, утверждаемым администрацией городского округа Жигулевск. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности МБУ «Благоустройство», в том числе, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счет средств местного бюджета.
04 марта 2022 г. администрацией городского округа Жигулевск утверждено муниципальное задание МБУ «Благоустройство» на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов, которое предусматривает выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог в соответствии с классификацией. Приложением к указанному муниципальному заданию является Перечень дорог общего пользования местного значения городского округа Жигулевск, проездов между автодорогами, внутриквартальных проездов, подлежащих текущему содержанию в рамках муниципального задания МБУ «Благоустройство», под номером 3 которого включена и автомобильная дорога по <адрес>.
В соответствии с Соглашением от 10.01.2022 № 1 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)» администрацией городского округа Жигулевск предоставлены МБУ «Благоустройство» субсидии из бюджета городского округа Жигулевск на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Таким образом, организацией в городском округе Жигулевск, ответственной за содержание автомобильных дорог, является именно МБУ «Благоустройство», в связи с чем администрация городского округа Жигулевск является ненадлежащим ответчиком по делу.
Ремонт улично-дорожной сети городского округа Жигулевск осуществляется в плановом порядке и зависит от запланированных на эти цели денежных средств бюджетом городского округа Жигулевск. Бюджет городского округа Жигулевск на 2022 год, с учетом решения Думы городского округа Жигулевск от 25.02.2022 № 193, сформирован с дефицитом в размере 64 197 рублей. Одним из источников финансирования дефицита являются муниципальные заимствования. Муниципальный долг на 01.08.2022 составляет 128 556,05 рублей. Имеющейся доходной базы недостаточно для исполнения в полном объеме всех потребностей муниципального образования. Увеличение выделенных средств по отдельным направлениям сделает невозможным исполнение других полномочий, что приведет к нарушению принципа сбалансированности бюджета, обеспечение которого является обязанностью органов местного самоуправления (ст. 31 БК РФ).
Учитывая решение Думы городского округа Жигулевск о бюджете, дефицит бюджета, сметную стоимость работ, времени, необходимого для устранения всех выявленных недостатков, а также необходимость осуществления предусмотренных законом иных полномочий органа местного самоуправления, администрация городского округа Жигулевск считает, что решение суда об удовлетворении требований прокурора города Жигулевска в полном объеме не будет отвечать принципу исполнимости, так как исполнение данных требований в месячный срок приведет к невозможности решения в городском округе Жигулевск других вопросов местного значения, и, безусловно, нарушит конституционные права проживающих в городском округе граждан. В случае удовлетворения исковых требований к администрации городского округа Жигулевск просил установить срок для исполнения судебного акта не менее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - МБУ «Благоустройство» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных письменных возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в муниципальном задании для МБУ «Благоустройство» на 2022 год в описании работ указано выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог, перечень автомобильных дорог, подлежащих ямочному ремонту администрацией в МБУ «Благоустройство» не предоставлен. Соответственно, в МБУ «Благоустройство» не имелось сведений об автодорогах с указанием улиц и объемов проведения работ. МБУ «Благоустройство» является бюджетным учреждением, получающим субсидии на выполнение определенных видов работ, четко регламентированных муниципальным заданием и приложением к нему. Отсутствие данного приложения ограничивало деятельность учреждения, поскольку производство работ, не входящих в техническое задание может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных денежных средств. Поскольку администрация городского округа Жигулевск является учредителем МБУ «Благоустройство» на ней лежит обязанность по обеспечению учреждения всеми необходимыми средствами и материалами для производства работ, оговоренных муниципальным заданием и приложением к нему, а также информацией, необходимой для выполнения работ, включенных в муниципальное задание, в установленные администрацией сроки. В данном случае в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация г.о. Жигулевск обязана нести ответственность за ненадлежащее содержание участка автодороги по <адрес> в районе <адрес>.
Представитель третьего лица - О МВД России по г. Жигулевску в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.ст. 22, 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Частью 1 ст. 12 указанного федерального закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные положения действующего законодательства о безопасности дорожного движения также отражены в статье 6 Устава городского округа Жигулевска, принятого Решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 369 «Об утверждении Устава городского округа <адрес>» Минюста РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что к вопросам местного значения также относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, несущих бремя содержания автомобильных дорог.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метеорологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден "ГОСТ Р 50597-2017, Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее ГОСТ Р 50597-2017), которым установлены требования к параметрам и характеристикам ситуационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, проездов и внутриквартальных проездов, относящихся к собственности г.о. Жигулевск утвержден постановлением администрации г.о. Жигулевск от 04.03.2021 № 379.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в результате контрольно-надзорных функций за соблюдением обязательных требований, а также ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ, при проверке обращений граждан, а также проведенного обследования мест ДТП в 2022 году были установлены нарушения к эксплуатационному состоянию дорожного покрытия в г.о. Жигулевск, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 13:26 на <адрес> в районе <адрес> при обследовании места ДТП были выявлены следующие недостатки:
- в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-201.7 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дефекты дорожного покрытия: 1) длиной 182 см., шириной 56 см., глубиной 7 см.; 2) длиной 42 см., шириной 44 см., глубиной 6 см.; 3) длиной 170 см., шириной 41 см., глубиной 7 см.; 4) колея длиной более 7 метров, глубиной 5 см. (общая длина колеи 22 метра).
В информационном письме от 20 июня 2022 г. на имя прокурора г.о. Жигулевск и.о. начальника О ГИБДД О МВД России по г. Жигулевску просил принять все меры прокурорского реагирования по устранению нарушений обязательных требований безопасности при эксплуатации автомобильных дорог и улиц населенных пунктов, с целью защиты интересов неопределенного круга лиц, с целью предотвращения риска совершения дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями.
Постановлением мэра городского округа Жигулевск от 21.06.2010 № 1318 утверждено положение об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Жигулевск согласно приложению, в которое на основании постановлений администрации городского округа Жигулевск от 23.09.2014 № 117 нпа, от 10.04.2019 № 43 нпа внесены изменения. В соответствии с п. 4.4 Приложения реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения выполняются в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией.
На основании постановления администрации г.о. Жигулевск от 20.03.2018 № 351 создано МБУ «Благоустройство», постановлением администрации городского округа Жигулевск от 29.03.2021 № 496 утвержден Устав учреждения.
В соответствии с п. 1.1 Устава учредителем МБУ «Благоустройство» и собственником его имущества выступает муниципальное образование городской округ Жигулевск, к компетенции которого относиться формирование и утверждение муниципального задания в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности (п.п. 6 п. 6.1 Устава).
Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа Жигулевск, а также для нужд муниципального образования городского округа Жигулевск в области благоустройства, включая, в том числе развитие, содержание и ремонт улично-дорожной сети, дорог местного значения (п. 2.1 Устава).
В составе основных видов деятельности Учреждение выполняет работы и оказывает услуги, в том числе по содержанию (эксплуатации) имущества, находящегося в муниципальной собственности, а именно: развитие, содержание и ремонт улично-дорожной сети городского округа; ремонт и содержание автомобильных дорог и улиц; ямочный ремонт и исправление трещин на дорогах; асфальтирование дорог местного значения (п.п. 4 п. 2.3., п.п. «ж», «о», «т» п. 2.5.3 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ утверждено муниципальное задание № ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в которое в числе других включены работы по текущему ямочному ремонту дорог, исправлению профиля, щебеночных с добавлением (и без добавления) нового материала, укрепление обочин щебнем, ремонт пешеходных перильных, дорожных барьерных ограждений.
В соответствии с Приложением к муниципальному заданию № ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период 2023 и 2024 годов под № указана автомобильная дорога по <адрес>.
В соответствии с соглашением № 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от 10 января 2022 г., а именно на выполнение работ по текущему содержанию автодорог (ямочный ремонт) МУП «Благоустройство» из бюджета городского округа Жигулевск выделена субсидия в размере 1 500 000 рублей. Срок предоставления субсидии установлен в период с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г..
Таким образом, судом установлено и ответчиками не оспаривается, что полномочия собственника автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Жигулевск осуществляет администрация городского округа, свои функции по осуществлению дорожной деятельности, в частности, по ремонту и содержанию дорог, осуществляет посредством финансирования муниципальных заданий, порученных МБУ «Благоустройство».
По результатам обследования автомобильных дорог городского округа Жигулевска, проведенного прокуратурой города Жигулевска с привлечением О ГИБДД ОМВД России, выявлено, что участок дороги на <адрес> в районе <адрес> не соответствовал требованиям ГОСТа Р50597-2017.
Анализируя условия муниципального задания, согласно которому МБУ «Благоустройство» производит ремонт дорог в пределах предоставленных субсидий по письменным указаниям администрации (Приложение к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ), учитывая обстоятельства данного дела, свидетельствующие о том, что администрация не представила доказательств, что в 2022 году поручала МБУ «Благоустройство» проведение работ по ремонту спорного участка дороги по муниципальному заданию, суд признает установленным, что обязанность по содержанию, обслуживанию и ремонту участка дороги по <адрес> в районе <адрес>, где обнаружены дефекты дорожного покрытия, лежит на ответчике – администрации городского округа Жигулевск.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований прокурора г. Жигулевска, предъявленных к МБУ «Благоустройства» у суда не имеется.
Применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанный прокурором срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности суд полагает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Жигулевска, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Жигулевск, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа Жигулевск, а именно: устранить дефекты дорожного покрытия на участке по <адрес> в районе <адрес>, в виде ямы длиной 182 сантиметра, шириной 56 сантиметров, глубиной 7 сантиметров; в виде ямы длиной 42 сантиметра, шириной 44 сантиметра, глубиной 6 сантиметров; в виде ямы длиной 170 сантиметров, шириной 41 сантиметр, глубиной 7 сантиметров; в виде колеи длиной более 7 метров, глубиной 5 сантиметров, общей длиной 22 метра.
Прокурору г. Жигулевска в удовлетворении исковых требований, предъявленных к МБУ «Благоустройство», отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2022 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова