РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Беспаловой Е.А., при секретаре судебного заседания Елизовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2023-004106-27 (2-41/2024) по исковому заявлению Незнамовой Елены Витальевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований указано, что истцу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 855 кв.м. Являясь членом СНТ «<данные изъяты>» 07.03.2019 истец обратилась в администрацию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность бесплатно, однако 18.04.2019 ей было отказано, поскольку спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда. 31.08.2023 истцом было направлено заявление в Министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Иркутской области о предоставлении земельного участка в собственность, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и исключении из лесного реестра.
Просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 855 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Незнамова Е.В., её представитель Павличенко А.В., действующая на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12), в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили суду письменные заявления о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие (л.д. 95, 97).
Представители ответчиков Министерства лесного комплекса Иркутской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, третьих лиц <данные изъяты>, СНТ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, что в силу статьи 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее суду был направлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 41-42).
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Согласно статье 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
По смыслу положений статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации до 01 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии со статьей 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
Часть 1 статьи 39.19 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
В силу статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм права, гражданин, обладающий земельным участком, являющийся членом садоводческого некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность соответствующий земельный участок, если земельный участок в целом был предоставлен данному некоммерческому объединению граждан, и объединение создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», независимо от подтверждения факта предоставления указанному гражданину соответствующего земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Судом установлено, что 26.04.1967 Исполнительным комитетом Иркутского областного Совета депутатов трудящихся, было выдано решение № 206 «Об отводе земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям для государственных и общественных надобностей (л.д. 21), из приложения к которому следует, что предприятию п/я-91 для коллективного садоводства было выделено 20 га пашни из земель совхоза «<данные изъяты> (л.д. 22-23).
03.11.1992 постановлением главы районной администрации <данные изъяты> № 879 было зарегистрировано садоводческое товарищество «<данные изъяты>», основным видом деятельности которого, являются: организация коллективного сада, реализация излишек сельскохозяйственной продукции, создание условий для культурного отдыха, с присвоением кода, выдачей свидетельства о регистрации и внесением в государственный реестр (л.д. 26).
28.03.2011 на основании постановления мэра муниципального района <данные изъяты> № 235 ДНТ «<данные изъяты>» в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок площадью 32 201 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый (данные изъяты)) для ведения садоводства, находящийся по адресу: <адрес> (л.д. 24), право собственности на который, зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 05.05.2011 (л.д. 25).
Из копии членской книжки следует, что Незнамова Е.В. является членом СНТ «<данные изъяты>», пользуется земельным участком (данные изъяты), расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 13-14).
Выпиской из протокола общего собрания от 10.06.2023 № 23/1, заключением правления СНТ «<данные изъяты>» подтверждается, что Незнамова Е.В. принята в члены СНТ «<данные изъяты>», ей предоставлен земельный участок (данные изъяты), площадью 855 кв.м. Споров по размеру земельного участка или его использованию между Незнамовой Е.В. и её смежными землепользователями не имеется (л.д. 15).
07.03.2019 истец обращалась в Администрацию муниципального района <данные изъяты> с заявлением о предоставлении бесплатно спорного земельного участка (л.д. 17).
Администрация муниципального района <данные изъяты> в своем ответе от 18.04.2019 указала, что предоставить испрашиваемый участок не представляется возможным, поскольку Министерство лесного комплекса Иркутской области отказало в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что земельный участок частично расположен в границах земель лесного фонда (л.д. 18).
31.08.2023 истец обратилась с заявлениями в Министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Иркутской области о предоставлении земельного участка в собственность, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, исключении из лесного реестра (л.д. 19-20), ответы на которые не представлены.
Определением суда от 26.10.2023 по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту АО «<данные изъяты>» Ф.И.О4 (л.д. 58-59).
Согласно заключению эксперта (данные изъяты), в процессе проводимых полевых экспертных исследований эксперт определил фактические границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Также эксперт установил, что по документам площадь участка составляет 855 кв.м., по фактическому использованию 830 кв.м., разница 25 кв.м. Земельный участок расположен в границах СНТ «<данные изъяты>». Наложение земельного участка (данные изъяты), расположенного в <адрес>, на границы земель Лесного фонда не выявлено по той причине, что границы земельного участка лесного фонда в уточненном виде в ЕГРН отсутствуют, а участок (данные изъяты) расположен в границах СНТ «<данные изъяты>» на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, СНТ «<данные изъяты>» не имеет смежных границ с лесным фондом. Результаты исследований отображены в графических материалах и каталогах координат (л.д. 61-79).
Оценивая заключение, суд признает выводы эксперта обоснованными, поскольку экспертиза была проведена экспертом компетентной организации в предусмотренном законом порядке в соответствии с требованиями ст. ст. 79, 80, 84, 85, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в распоряжение были представлены материалы гражданского дела, осуществлялся осмотр объекта исследования.
Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеназванными положениями закона, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, заключение судебной землеустроительной экспертизы, установил, что спорный земельный участок, находящийся в пользовании истца Незнамовой Е.В. как члена СНТ «<данные изъяты>», относится к землям сельскохозяйственного назначения, отнесение участка к землям лесного фонда не подтверждено, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Незнамовой Еленой Витальевной (паспорт серия (данные изъяты)) право собственности на земельный участок (данные изъяты), площадью 855 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 23.01.2024
Судья Е.А. Беспалова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>