Решение по делу № 8а-7116/2021 [88а-7551/2021] от 29.03.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88А-7551/2021

г. Кемерово                                                                                       20 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Никулиной И.А.,

судей Пушкаревой Н.В. и Зиновьевой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе муниципального образования «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения, поданной через суд первой инстанции 22 марта 2021 года, на решение Томского районного суда Томской области от 25 февраля 2020 года по административному делу № 2а-297/2020 по административному исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

прокурор Томского района Томской области обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц в Томский районный суд Томской области с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения о признании незаконным бездействия в неприятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества — ВЛ-0,4 от ТП В6-20 протяженностью 0,82 км, расположенного по адресу: Томский район, с. Яр; о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества — ВЛ-0,4 от ТП В-6-20 протяженностью 0,82 км по адресу: Томский район, с. Яр, в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований, ссылаясь на установленную законом обязанность органов местного самоуправления по организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования, в том числе обязанность по обеспечению надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей, а также право подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, указал, что на территории муниципального образования «Спасское сельское поселение» имеется объект недвижимости - высоковольтная линия ВЛ-0,4 от трансформаторной подстанции ТП В-6-20 протяженностью 0,82 км, расположенная в с. Яр (Ярское) по ул. Чехова, собственник которой не известен, линия на балансе ПАО «ТРК», муниципального образования «Томский район» не состоит, в реестре федерального имущества не числится. Сведения о данном объекте в государственном реестре недвижимого имущества отсутствуют.

К линии электропередачи присоединены потребители посредством подключения трансформаторных подстанций.

Несмотря на то, что линия электропередачи является источником повышенной опасности, фактически отсутствует лицо, ответственное за данную линию, она никем в установленном порядке не обслуживается, что может повлечь возникновение неисправностей и аварий, создать угрозу жизни, здоровью и безопасности неопределенного круга лиц.

Администрацией Спасского сельского поселения право собственности на указанную кабельную линию электропередачи до настоящего времени не зарегистрировано, с заявлением о постановке на учет объектов электросетевого хозяйства как бесхозяйных недвижимых вещей администрация поселения в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, не обращалась, в связи с чем 11 декабря 2019 года главе администрации Спасского сельского поселения прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако органом местного самоуправления меры к исполнению акта прокурорского реагирования не приняты.

Решением Томского районного суда Томской области от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 сентября 2020 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным бездействие муниципального образования «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения по неприятию мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: ВЛ-0,4 от ТП В-6-20, протяженностью 0,82 км, расположенной в с. Яр Томского района; на муниципальное образование «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: ВЛ-0,4 от ТП В- 6-20, протяженностью 0,82 км, расположенной в с. Яр Томского района, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе администрация Спасского сельского поселения ставит вопрос об отмене решения Томского районного суда Томской области от 25 февраля 2020 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судом норм материального права.

Заявитель, ссылаясь на пункт 1 Обзора судебной практики по делам, связанным оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года, указывает, что объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, действующее законодательство не предусматривает осуществление кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости. Спорные электрические сети являются частью основного объекта, в связи с чем не могут считаться объектом недвижимости и не подлежат кадастровому учету.

Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Томской области и ПАО «Томская распределительная компания» принесены возражения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.

С учетом того, что обжалуемое решение Томского районного суда Томской области от 25 февраля 2020 года оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 сентября 2020 года, данный судебный акт апелляционной инстанции также подлежит проверке судом кассационной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.

При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что с. Яр (Ярское) по ул. Чехова от домов № 11, 10, 9, 9/3, 7а, 9а, 9/2, 12, 13, 14, 16, 18, 5а, 5, 7, 6, 5/1, 5/2, 7а, 4а имеется участок ВЛ-0,4 от ТП В-6-20, собственник которой не известен, к данной кабельной линии подключены вышеперечисленные жилые дома. Участок ВЛ-0,4 от ТП В-6-20 в настоящее время используется.

Также установлено, что ВЛ-0,4 от ТП В-6-20 протяженностью 0,82 км, расположенная в с. Яр Томского района, в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Томский района» по состоянию на 27 января 2020 года не значится и федеральной собственностью не является.

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости — сооружение, адрес: Томская область, Томский район, с. Яр, ВЛ - 0,4 от ТП В-6-20 (уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 января 2020 года № 2 КУВИ-001/2020-1141588).

Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что ВЛ-0,4 от ТП В-6-20 является объектом недвижимости, право собственности на который подлежит государственной регистрации. При этом меры по постановке спорного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйственного имущества должно принимать муниципальное образование «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения, поскольку указанное имущество находится на территории данного сельского поселения.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Выводы судов являются правильными.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение №1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу требований пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Спасское сельское поселение», принятым решением Совета Спасского сельского поселения от 26 февраля 2015г. № 114, структуру органов местного самоуправления Спасского сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования - Совет Спасского сельского поселения; Глава Спасского сельского поселения - Глава муниципального образования «Спасское сельское поселение» возглавляющий администрацию Спасского сельского поселения; исполнительно-распределительный орган муниципального образования - администрация Спасского сельского поселения (статья 3). К вопросам местного значения Спасского сельского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 5).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

В силу Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 г. № 242, магистраль воздушной линии представляет собой участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры.

        Согласно пунктам 1.1 - 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 1 августа 2007г. № 295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.

Кроме того, статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

С учетом приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а принятие мер по постановке указанного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного - обязанностью административного ответчика.

Доводы кассационной жалобы о том, что спорное имущество не является объектом недвижимости, в связи с чем сведения о нем не подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, они были подробно исследованы судами, и им дана надлежащая правовая оценка, переоценка же установленных по делу обстоятельств и исследованных судами доказательств не отнесена к компетенции суда кассационной инстанции.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

    Безусловных оснований для отмены или изменения судебных актов не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 июня 2021 г.

Председательствующий

Судьи

8а-7116/2021 [88а-7551/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Томского района Томской области
Ответчики
Администрация Спасского сельского поселения
Другие
ПАО " Томская распределительная компания"
Муниципальное образование «Спасское сельское поселение»
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Никулина И.А.- Судья АДМ
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
20.05.2021Судебное заседание
20.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее