Судья Фролов О.В. Дело № 33-6423/2024 (№ 2-35/2024)
УИД 22RS0052-01-2024-000017-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2024 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Шторхуновой М.В.,
судей Сачкова А.Н., Назаровой Л.В.,
при помощнике судьи Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Тогульского района Алтайского края на решение Тогульского районного суда Алтайского края от 1 апреля 2024 года по делу
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тогульского района Алтайского края, муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» Тогульского района о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Шторхуновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» Тогульского района об обязании исполнить предписание от 29 марта 2021 года №22 в части пунктов 1-6.
В обоснование требований указано, что 29 марта 2021 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах МУП «Коммунальщик» Тогульского района выдано предписание № 22 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 1 сентября 2022 года. Предписание не обжаловалось, вступило в законную силу. На основании п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 366 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок предписания продлен до 1 декабря 2022 года.
12 декабря 2022 года поступило ходатайство МУП «Коммунальщик» Тогульского района о продлении срока исполнения предписания в связи с трудным финансовым положением предприятия.
15 декабря 2022 года вынесено решение об отсрочке исполнения предписания до 1 декабря 2023 года. Однако, по состоянию на 29 декабря 2023 года предписание так и не исполнено. В ноябре 2023 года предприятием направлялись запросы в администрацию Тогульского сельского совета, администрацию Тогульского района с просьбой оказать финансовую помощь. Денежные средства не выделены, сроки возможного оказания помощи в дальнейшем не определены.
Не принятие предприятием мер к надлежащему соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства с 2021 года нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
В ходе рассмотрения дела в суде ответчиком МУП «Коммунальщик» Тогульского района добровольно исполнены пункты 1, 2, 5, 6 предписания №22 от 29 марта 2021 года, при этом указано на отсутствие финансовой возможности исполнить пункты 3 и 4 данного предписания, в связи с чем истец уточнил исковые требования, исключив из списка требований выполнение пунктов 1, 2, 5, 6 предписания, и предъявив требования по пунктам 3 и 4 предписания к администрации Тогульского района Алтайского края, как к собственнику имущества, просил:
- установить санитарно-защитную зону (СЗЗ) на промышленные площадки (котельные) расположенных по адресу: <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> Алтайского края, согласно п.п. 2.1., 2.2., 3.1, СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- обеспечить поверхность пола, стен душевых покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств в котельных по адресу: <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> Алтайского края; обеспечить поверхность стен санузла покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств по адресу: <адрес> Алтайского края (административное здание); обеспечить поверхность пола, стен туалета, покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств в котельных по адресу: <адрес> Алтайского края согласно п. 8.13. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 25 марта 2024 года, МУП «Коммунальщик» <адрес> переведено из ответчиков в число третьих лиц.
В судебном заседании 1 апреля 2024 года истец уточнил исковые требования в части срока исполнения пунктов предписания, просил установить срок исполнения - до 1 декабря 2025 года.
Решением Тогульского районного суда Алтайского края от 1 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию Тогульского района Алтайского края, как собственника имущества, возложена обязанность в срок до 1 декабря 2025 года:
- установить санитарно-защитную зону (СЗЗ) на промышленные площадки (котельные) расположенные по адресу: <адрес> Алтайского края, согласно п.п 2.1., 2.2., 3.1, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- обеспечить поверхность пола, стен душевых покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств в котельных по адресу: <адрес> Алтайского края;
- обеспечить поверхность стен санузла покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств по адресу: <адрес> Алтайского края (административное здание);
- обеспечить поверхность пола, стен туалета, покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств в котельной по адресу: <адрес> Алтайского края, согласно п. 8.13. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
В апелляционной жалобе представитель администрации Тогульского района Алтайского края просит решение отменить, принять новое решение.
В обоснование жалобы ссылается на то, что по заявленным исковым требованиям администрация Тогульского района Алтайского края является ненадлежащим ответчиком. Ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года, полагает, что бремя содержания муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, лежит на данном предприятии, а не на собственнике имущества. В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года №3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. В соответствии с п. 4.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Тогульский район Алтайского края, утвержденного решением Совета депутатов от 19 апреля 2015 года №17, имущество, закрепленное за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, отражается на его балансе. Муниципальное унитарное предприятие несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, капитальному, текущему ремонту и пр. Муниципальным унитарным предприятиям – производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета могут предоставляться субсидии в порядке, предусмотренном ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств, ссылка суда на определение Верховного Суда РФ от 19 декабря 2023 года №18-КГ23-195-К4 при возложении обязанности по выполнению предписания Роспотребнадзора в области санитарно-эпидемиологического законодательства, не обоснована.
В письменных возражениях представители истца и третьего лица МУП «Коммунальщик» Тогульского района просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
25 июня 2024 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, МУП «Коммунальщик» Тогульского района привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю уточнило исковые требования, предъявив ранее заявленные исковые требования к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» Тогульского района и администрации Тогульского района Алтайского края.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Разрешая спор по правилам рассмотрения в суде первой инстанции без особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных исковых требований согласно положениям ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к надлежащему ответчику, которым является МУП «Коммунальщик» Тогульского района.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) каждый имеет право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В ст. 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 20 февраля 2021 года №370 проведена проверка в отношении МУП «Коммунальщик» Тогульского района Алтайского края, по результатам которой установлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
29 марта 2021 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах выдано предписание №22 ответчику МУП «Коммунальщик» Тогульского района об устранении выявленных нарушений, в пунктах 3 и 4 которого содержались следующие требования:
- установить санитарно-защитную зону (СЗЗ) на промышленные площадки (котельные) расположенные по адресу: <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> Алтайского края, согласно п.п. 2.1., 2.2., 3.1, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- обеспечить поверхность пола, стен душевых покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств в котельных по адресу: <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> Алтайского края;
- обеспечить поверхность стен санузла покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств по адресу: <адрес> Алтайского края (административное здание);
- обеспечить поверхность пола, стен туалета, покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств в котельных по адресу: <адрес> Алтайского края согласно п. 8.13. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
Требования в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> Алтайского края в иске не заявлены.
Срок исполнения предписания установлен - 1 сентября 2022 года. Предписание не обжаловалось, вступило в законную силу.
На основании п.8 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 366 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок предписания № 22 от 29 марта 2021 года был продлен до 1 декабря 2022 года.
12 декабря 2022 года поступило ходатайство предприятия о продлении срока исполнения предписания в связи с трудным финансовым положением предприятия.
15 декабря 2022 года вынесено решение об отсрочке исполнения предписания до 1 декабря 2023 года.
На запросы предприятия в администрацию Тогульского сельского совета, администрацию Тогульского района с просьбой оказать финансовую помощь в ноябре 2023 года поступили ответы о том, денежные средства не могут быть выделены, сроки возможного оказания помощи в дальнейшем не определены (л.д. 12, 13, 14).
До настоящего времени предписание в части требований, заявленных в иске, с учетом его уточнения, не исполнено.
Постановлением Правительства Российской Федерации 3 марта 2018 г. № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
При этом в силу пункта 1.2 данных Санитарных правил и нормативов (в редакции Изменений и дополнений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №122) их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно пункту 2 указанного постановления, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, согласно действующему в настоящее время законодательству, на правообладателе котельных, независимо от даты ввода их в эксплуатацию, лежит обязанность по совершению действий для установления санитарно-защитных зон.
На основании Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения введена в действие с 1 марта 2008 года новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения утверждены санитарные правила СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», которые устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.
Согласно п. 8.13 СП 2.2.3670-20 полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны иметь покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств.
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Определяя надлежащего ответчика по исполнению требований предписания, судебная коллегия исходит из следующего.
По сведениям администрации Тогульского района Алтайского края от 19 февраля 2024 года, собственником перечисленных котельных и административного здания является муниципальное образование <адрес> Алтайского края, в подтверждение чего представлены свидетельства о регистрации права собственности и выписки из ЕГРН по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела (л.д. 55-78, 118-128,198 том 1).
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, данные объекты недвижимости переданы в хозяйственное ведение МУП «Коммунальщик» Тогульского района на основании постановления администрации Тогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края от 31 декабря 2008 года №42 и постановления администрации Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края от 14 января 2009 года №3.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года №3 эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных источников.
Согласно Уставу, МУП «Коммунальщик» Тогульского района является коммерческой организацией, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, создано с целью удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении, водоснабжении и оказании иных услуг районным муниципальным учреждениям и предприятиям, населению и иным потребителям Тогульского района и получение прибыли.
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет, в том числе, новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений.
Согласно положениям п.п. 1, 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 6 этой же статьи собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Таким образом, исходя из названных норм права, ответственность по обязательствам унитарного предприятия возлагается на создавшее его муниципальное образование в том случае, когда предприятие является казенным.
Из материалов гражданского дела следует, что спорное имущество закреплено собственником за предприятием на праве хозяйственного ведения, то есть предприятие создано в виде неказенного муниципального предприятия в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам созданного им муниципального неказенного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (п. 2 ст. 7 в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
Кроме того, подлежащие устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства непосредственно связаны о осуществлением МУП «Коммунальщик» хозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах доводы ответчика МУП «Коммунальщик» Тогульского района об отсутствии финансовой возможности для выполнения работ по устранению указанных в иске нарушений санитарного законодательства, не свидетельствует о необходимости возложения данной обязанности на администрацию Тогульского района Алтайского края, как собственника недвижимого имущества.
Вопрос финансового обеспечения исполнения обязательств может иметь значение при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности, которое может быть оспорено по мотиву отсутствия возможности соблюдения требований в области защиты населения и исполнения предписания, тогда как непринятие соответствующих мер нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на безопасность и могут привести к негативным последствиям.
Тот факт, что в силу пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, не свидетельствует о возможности возложить обязанность по исполнению предписания в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на администрацию Тогульского района Алтайского края. Понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Судебная коллегия также учитывает, что в предписании содержались требования об устранении иных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении перечисленных объектов, которые согласно информации МУП «Коммунальщик» Тогульского района от 27 ноября 2022 года, устранены предприятием (л.д. 41-46).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным исковым требования является МУП «Коммунальщик» Тогульского района, в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых требований к администрации Тогульского района Алтайского края.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая финансовое положение МУП «Коммунальщик» Тогульского района, объем работ, подлежащий выполнению для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, и нормативные сроки их выполнения, предусмотренные, в том числе, для согласования проекта санитарно-защитной зоны, судебная коллегия в соответствии с п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает необходимым определить срок для исполнения решения суда - до 1 декабря 2025 года. Объективных причин для предоставления большего срока не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тогульского районного суда Алтайского края от 1 апреля 2024 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» Тогульского района о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунальщик» Тогульского района в срок до 1 декабря 2025 года:
- установить санитарно-защитную зону (СЗЗ) на промышленные площадки (котельные) расположенные по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, согласно п.п 2.1., 2.2., 3.1, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- обеспечить поверхность пола, стен душевых покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств, в котельных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>;
- обеспечить поверхность стен санузла покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств по адресу: <адрес> (административное здание);
- обеспечить поверхность пола, стен туалета, покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств в котельной по адресу: <адрес>, согласно п. 8.13. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
В удовлетворении исковых требований к администрации Тогульского района Алтайского края отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 июля 2024 г.