Дело №2а-3393/2020
УИД:21RS0025-01-2020-003645-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Яковлева А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Езюковой Е.Ю.,
с участием представителя административного истца Платонова А.В., представителя административных ответчиков Чумаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности устранить нарушения и организовать финансовое обеспечение,
установил:
И.о. Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики с учётом последнего уточнения от 29.09.2020 обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» (далее ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии (далее УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии), Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России) о возложении обязанности на ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденных, находящихся в трудовом отпуске, общежитием с необходимыми помещениями в соответствии со Сводом правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1454/пр от 20.10.2017, и оснащенными материально-бытовыми условиями в соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно: комнатой администрации исправительного учреждения (12,0 м2) со столом однотумбовым, стулом полумягким, шкафом платяным, занавесками с карнизом; комнатой отдыха (1,0 м2 на одного осужденного, но не менее 12,0 м2) с диваном мягким, креслом полумягким, столом журнальным, стулом полумягким, тумбой под телевизор, телевизором, репродуктором, занавесками с карнизом; 3 спальными помещениями (с вместимостью 3 чел.) с кроватями односпальными (3), тумбочками прикроватными (3), столом обеденным 4-местным, стульями полумягкими (3), шкафом платяным, полкой книжной, репродуктором, прибором для воды, термометром, ковриками прикроватными (3), занавесками с карнизом (комплект на окно), корзиной для мусора; комнатой хранения продуктов питания и приема пищи (1,2 м2 на одного осужденного, но не менее 6,0 м2), комнатой подогрева пищи (0,2 м2 на одного осужденного, но не менее 12,0 м2), комнатой мытья и хранения посуды (0,15 м2 на одного осужденного, но не менее 8,0 м2), кухней (0,4 м2 на одного осужденного, но не менее 10,0 м2) со столом кухонным, шкафом навесным, плитой электрической, холодильником бытовым, бачком для пищевых отходов; помещением для спортивных занятий (2,0 м2 на одного осужденного, но не менее 12,0 м2) с вешалкой настенной, скамьей деревянной, стеллажом для спортинвентаря; помещением для хранения спортивного инвентаря (0,1 м2 на одного осужденного, но не менее 4,0 м2), комнатой быта (0,2 м2 на одного осужденного, но не менее 10,0 м2), помещением хранения уборочного инвентаря (0,8 м2 на 100 м2 общей площади, но не менее 4,0 м2), душевой (1,7 м2 на одну душевую сетку), умывальной (2,0 м2 на один комплект санитарных приборов) и уборной (3,0 м2 на один комплект санитарных приборов) с полками для туалетных принадлежностей, зеркалом настенным, вешалкой настенной, вешалкой для полотенец, ковриками резиновыми (2), корзиной для мусора, держателем или карманом для туалетной бумаги (1 шт. к каждому унитазу); прихожей с вешалкой настенной, крючками, зеркалом настенным, на УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии осужденных, находящихся в ежегодном отпуске, материально-бытовыми условиями в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного и санитарного законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии были выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства. Так, на основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений ст. 9 названного закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1. Устава ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения; охрана и конвоирование осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых; актов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 104 УИК РФ работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбивающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.
Утратившей силу Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 №130-дсп., а также в последующем введенным Сводом правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1454/пр от 20.10.2017 фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных, в связи с чем его нормы подлежат применению в отношении всех зданий, помещений и сооружений исправительного и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем, и не только тех, которые спроектированы и построены до 2003 или 2017 года. Иное бы поставило в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия указанного Свода правил, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 года.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» также предусматривается наличие на территории исправительного учреждения помещений для проведения осужденными отпусков.
В ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии общее количество осужденных, привлеченных к труду, составляет 124 человека, количество предоставленных отпусков за 2018 год составило 63, за 2019 год – 59, за 6 месяцев 2020 года – 26. Специальные помещения для проведения осужденными отпусков в исправительном учреждении отсутствуют, осужденные, находящиеся в ежегодном отпуске, проживают в отрядах с другими осужденными. При лимите наполнения в 224 человека в учреждении необходимо оборудовать 3 спальных помещений для осужденных, находящихся в ежегодном отпуске.
Обеспечение осужденных, находящихся в трудовом отпуске, общежитием с необходимыми помещениями должно быть произведено за счет собственных средств ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, а при их недостаточности - за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Чувашской Республики Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии.
В судебном заседании представитель Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Платонов А.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске с учётом последних уточнений от 29 сентября 2020 года.
Представитель административных ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, ФСИН России Чумакова О.С. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Кроме того, пояснила, что прокурором подан иск в защиту прав лиц, отбывающих наказание в учреждении, круг которых можно индивидуализировать. Вместе с тем, в административном исковом заявлении какой-либо информации о том, что осужденные, работающие ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, обращались к прокурору за защитой нарушенных прав не имеется. Полномочий на предъявление данного административного иска в суд у прокурора не имелись. Кроме того, положения Приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1454/пр от 20.10.2017 не могут быть применены в данном случае, поскольку здания учреждения были введены в эксплуатацию до вступления в силу указанных нормативно-правовых актов и технических нормативов. Конструктивные особенности здания и отсутствие свободных площадей не позволяют оборудовать в нем дополнительные помещения. Из смысла положений указанного приказа он распространятся на вновь строящиеся исправительные учреждения, либо на реконструируемые действующие исправительные учреждения. Их строительство либо реконструкция существующего здания в целях организации помещений относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, возможны только в рамках федеральной программы.
Представитель административного ответчика ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Как отмечено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально - бытовом обеспечении (ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").
В п. 14 указанного постановления разъяснено, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), отсутствие естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности.
В результате этого нарушается право неопределенного круга лиц - осужденных, отбывающих наказание в этом исправительном учреждении по приговору суда, на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг, который невозможно индивидуализировать, привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
По заявленным в настоящем деле требованиям об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии невозможно индивидуализировать круг лиц, поскольку списочный состав осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, постоянно меняется, одни лица освобождаются, другие прибывают для отбытия наказания.
Предъявление прокурором рассматриваемых требований в порядке ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц как связанное с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса является правомерным, поскольку рассматриваемый вопрос является существенным и общественно значимым.
Таким образом, суд признает ошибочным довод представителя административных ответчиков о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с требованием об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в исправительной колонии в порядке ст. 39 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении такого административного дела суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу п.п. 2 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Согласно Устава ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии исправительная колония является юридическим лицом, получателем бюджетных средств (пункт 1.7), осуществляет оперативное управление переданным ему из федеральной собственности имуществом (пункты 5.1, 5.6), осуществляет, в том числе, материально-бытовое обеспечение и медико-санитарное обеспечение осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья (пункт 2.5.2).
Источником финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации; доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности (пункты 5.8, 5.9 Устава).
Согласно пункту 4.1 Устава управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии и руководство учреждения (начальник, его заместители).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Конституции достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В силу ст. 13 Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны, наряду с прочим: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания в силу статьи 38 этого закона осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Обращаясь в суд, прокурор указывает, что в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, в том числе статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1454/пр от 20.10.2017.
Согласно письма начальника ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии от 30.06.2020 № общее количество трудоустроенных осужденных в учреждении – 124; очередной оплачиваемый отпуск без выезда за территорию учреждения в 2018 году предоставлен 63 осужденным, в 2019 году – 59 осужденным, за 6 месяцев 2020 года – 26 осужденным; распорядок дня для осужденных, находящихся в отпуске, имеется; осужденные очередной оплачиваемый отпуск без выезда за территорию учреждения проводят в общежитии, в котором проживают в соответствии с распорядком дня для осужденных, находящихся в отпуске; помещений для проведения работающими осужденными ежегодных отпусков не имеется; на территории жилой зоны учреждения свободных отдельно стоящих строений, в которых возможно оборудование помещения для проведения осужденными отпусков не имеется; без уменьшения лимита осужденных учреждения, который на данный момент составляет 224 человека, переоборудовать какое-либо помещение не представляется возможным; на балансе учреждения, а также средств из федерального бюджета на строительство нового здания общежития для проведения отпусков осужденными не имеется.
Согласно справок ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии по состоянию на первое полугодие 2020 года в ежегодном очередном отпуске находилось 23 осужденных, трудоустроенных за этот же период – 230 осужденных; техническая возможность реконструкции существующих зданий и помещений Учреждения с оборудованием дополнительных помещений при соблюдении норм обеспечения осужденных, находящихся в ежегодном отпуске, в частности, норм жилой площади, при установленном лимите наполнения колонии 224 места согласно приказа Минюста РФ от 02.04.2019, невозможна; на 28.07.2020 в ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии содержатся 148 осужденных; объекты недвижимости ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии: «Общежитие №», «Общежитие №», «Общежитие №», «Общежитие №» содержатся за счет средств Федерального бюджета.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 99 УИК РФ, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.
Нормы материально-бытового обеспечения осужденных, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями определены Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
В Приложении № 2 к этому Приказу предусмотрено наличие на территории исправительного учреждения помещений для проведения осужденными отпусков при учреждении (жилой блок на 3 человек), в состав которых должны быть включены прихожая, жилая комната, кухня, душевая, совмещенная с санузлом, помещение для младшего инспектора, комната отдыха, комната для занятий физкультурой с соответствующим наполнением.
Требования к зданиям, сооружениям, планировке и застройке территорий исправительных колоний общего, строгого и особого режимов содержатся в Своде правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (СП 308.1325800.2017), утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года №1454/пр и введенном в действие с 21 апреля 2018 года.
Настоящий Свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Как следует из возражений от 28 июля 2020 года и уточненных возражений от 28 августа 2020 года (л.д. 54-61, 92-98), ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии было создано на базе земельных угодий коллективного хозяйства «Путь Ильича», приказом МВД СССР от 14.01.1988 №018, на территории которого в настоящее время расположено ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии.
Таким образом, при проектировании и строительстве зданий и сооружений, в настоящее время расположенных на территории исправительного учреждения, применялись действовавшие на тот момент нормативно-правовыми документами, которыми наличие помещений для проведения осужденными отпусков при учреждении предусмотрено не было.
В связи с этим нормативы, установленные Сводом правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (СП 308.1325800.2017) и Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512, не могут применяться к данному учреждению, а положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не содержат указания на расчетное количество помещений, предназначенных для проведения осужденными отпусков при учреждении.
Кроме того, названный приказ устанавливает нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода помещений для проведения осужденными отпусков только при наличии данных помещений в учреждении, не предусматривая обязанность выделить и оборудовать такие помещения,
С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований прокурора о возложении обязанности учреждения обеспечить осужденных, находящихся в трудовом отпуске, общежитием с необходимыми помещениями в соответствии со Сводом правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №1454/пр от 20.10.2017, и оснащенными материально-бытовыми условиями в соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Принимая такое решение, суд учитывает, что имеющиеся в оперативном управлении колонии-поселении здания не позволяют оборудовать помещения для проведения осужденными отпусков, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу.
В действующей федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 2018-2026 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.04.2018 № с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 20.11.2019 №, денежные средства именно для проведения мероприятий по строительству и реконструкции зданий (общежитий с необходимыми помещениями и их оборудованием) ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии не выделены. ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии включено в программу в части строительства очистных сооружений.
При таких обстоятельствах отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве помещений для проведения осужденными отпусков, такое строительство может быть осуществлено в рамках федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения обязанности по обеспечению осужденных такими помещениями.
Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим колония-поселение и УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии не могут являться надлежащими ответчиками по настоящему делу.
При этом возложение на ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию колонии дополнительными помещениями является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований и.о. Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности устранить нарушения и организовать финансовое обеспечение отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Ю. Яковлев
Мотивированное решение составлено 16 ноября 2020 года.