Судья: Белова Е.В. | дело № 33-12128/2022УИД 50RS0027-01-2021-002924-75 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 16 мая 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фетисовой Е.С.,
судей Панцевич И.А., Пешковой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Щегловой Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-95/2022 по исковому заявлению Власенко В. А. к ГСК «Восточный», администрации Можайского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок и гаражный бокс в порядке наследования,
по апелляционной жалобе Власенко В. А. на решение Можайского городского суда Московской области от 12 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Фетисовой Е.С.,
объяснения Власенко В.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власенко В.А. обратилась в суд с иском к ГСК «Восточный», администрация Можайского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок и гаражный бокс в порядке наследования, указав, что она является наследником после смерти мужа Власенко В.Н., умершего 10 сентября 2020 г. При жизни наследодателю принадлежал гаражный бокс <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> ГСК «Восточный», расположенный на земельном участке площадью 40 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>. Земельный участок под гараж был предоставлен мужу на праве бессрочного (постоянного) пользования, о чем имеется свидетельство от 30 октября 1996 г.
Истец в судебном заседании требования поддержала.
Председатель ГПК «Восточный» Плахов В.Д. в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, в заявлении исковые требования признал, указав, что паевой взнос за свой гараж <данные изъяты> Власенко В.Н. был выплачен.
Представитель администрации Можайского городского округа Московской области просил суд рассмотреть дело без его участия.
Решением Можайского городского суда Московской области от 12 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержала доводы апелляционной жалоба.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 10 сентября 2020 г. умер Власенко В.Н.
Истец Власенко В.А., как супруга умершего, является его единственным наследником, принявшим наследство в установленном порядке путем обращения с заявлением к нотариусу.
Согласно архивной выписки и постановления Главы администрации Можайского района Московской области №2868 от 25 ноября 1992 г. «О закреплении земельного участка и выдаче свидетельства на право пользования землей членами ГСК «Восточный» за кооперативом было закреплено в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 0,11 га, по 40 кв.м каждому из членов кооператива (80 человек), которым выдано свидетельство о праве бессрочно(постоянного) пользования земельном участком площадью 40 кв.м.
Согласно свидетельству № 23325 от 30 октября 1996 г., выданному главой администрации Можайского района, Власенко В.Н. на праве бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 40 кв.м под гараж.
Земельный участок площадью 40 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуального гаража, поставлен на кадастровый учет 19 марта 2018 г. в ГКН под <данные изъяты> как ранее учтенный без указания собственника и без указания границ земельного участка.
Из архивной выписки из списка к вышеназванному постановлению следует, что Власенко В.Н. являлся членом ГСК «Восточный» и имел в пользовании гаражный бокс <данные изъяты> размером 40 кв.м.
Отказывая в иске о признании права собственности на гаражный бокс в кооперативе в порядке наследования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств полной выплаты членом кооператива – ее мужем паевого взноса в кооператив ГСК «Восточный» (в настоящее время ГПК «Восточный»).
С выводами суда об отказе в удовлетворении иска Власенко В.А. о признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования судебная коллегия согласиться не может, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и положениям норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимое имущество возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.
Согласно справке № 106 от 23 ноября 2020 г., выданной председателем и бухгалтером ГСК «Восточный», Власенко В.Н. является членом ГСК «Восточный», расположенного по адресу: <данные изъяты>, ему принадлежит гаражный бокс <данные изъяты>, ряд 2, в составе блока гаражей, находящегося на отведенном земельном участке ГСК <данные изъяты>; задолженности по взносам платежей не имеется; гараж состоит из основного строения.
Истцом представлена также членская книжка члена ГСК «Восточный» от 16 декабря 1992 г., согласно записей в которой членские взносы выплачивались с 1993 г., также представлены квитанции к приходному кассовому ордеру о принятии ГСК «Восточный» от Власенко В.Н. взносов за период 1998-2021 гг.
Суд первой инстанции указал, что относится критически к справке №106 от 23 ноября 2020 г. ГСК «Восточный» и представленным квитанциям, поскольку данные документы не свидетельствуют, по мнению суда, об уплате членом кооператива паевого взноса как такового.
При этом суд не указал, какие же еще документы, по его мнению, могут подтвердить факт уплаты членом кооператива паевого взноса, при том, что архивной выпиской к постановлению администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> «О закреплении земельного участка и выдаче свидетельства на право пользования землей членами ГСК «Восточный» подтверждено, что уже по состоянию на 1992 г. гаражный бокс <данные изъяты> был построен и им правомерно пользовался член кооператива Власенко В.Н. Судом первой инстанции не учтено, что факт строительства спорного гаража за счет взноса члена кооператива Власенко В.Н. ответчиками не оспаривался, напротив, председатель кооператива подтвердил указанный факт.
По смыслу ч. 2 ст. 56, чч. 1 - 4 ст. 67, ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, однако такая оценка не может быть произведена произвольно и с нарушением закона. Каждое доказательство суд должен оценить не только в отдельности, но также в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами.
Данные положения процессуального закона судом первой инстанции нарушены.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждено, что Власенко В.Н. при жизни являлся членом ГСК «Восточный», полностью внес свой паевой взнос за гараж <данные изъяты>, возведенный на отведенном кооперативу для этой цели земельном участке, пользовался гаражом до смерти, в связи с чем у него возникло право собственности на указанный гаражный бокс.
В силу пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Поскольку на момент смерти в собственности Власенко В.Н. находился спорный гаражный бокс, в отношении которого представлен технический план помещения, согласно которому площадь объекта 20,7 кв.м, исковые требования Власенко В.А. о признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования после смерти супруга – подлежат удовлетворению.
В связи с этим решение суда подлежит отмене в данной части с принятием нового решения.
В части требований о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования суд первой инстанции отказал в их удовлетворении, с чем судебная коллегия соглашается, поскольку земельный участок на момент смерти наследодателя не находился у него в собственности, следовательно, не входил в наследственную массу.
При этом наследники объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, предоставленном наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 269 Гражданского кодекса Российской Федерации), приобретают право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и наследодатель в соответствии с целевым назначением земельного участка.
Таким образом, выводы решения об отказе в иске в данной части сделаны на основании правильно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права.
В данной части доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можайского городского суда Московской области от 12 января 2022 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований Власенко В. А. о признании права собственности на гаражный бокс, постановить в отмененной части новое решение.
Признать за Власенко В. А. право собственности на гаражный бокс <данные изъяты>, площадью 20,7 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>».
В остальной части решение Можайского городского суда Московской области от 12 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Власенко В. А. удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи