Решение по делу № 2-763/2021 от 16.02.2021

Дело № 2-763/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при секретаре судебного заседания Каспер Л.А., рассмотрев в городе Омске в открытом судебном заседании 26 апреля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» к ПВВ, МОА, КГН, ННГ, КАА, финансовому управляющему КАА ЛАА ЛАА, финансовому управляющему ЦСВ, КИД, ЦКА о признании результатов межевания земельных участков недействительными, установлении границ земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к ПВВ, МОА, КГН, ННГ о признании результатов межевания земельных участков недействительными. В обоснование заявленных требований указано, что Омской области на праве собственности принадлежит автомобильная дорога Омск – Красноярка, протяженностью 27900 п.м., расположенная по адресу: Омская область, Омский район, 22 км автомобильной дороги Омск – Красноярка 49.9 км, запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. Названная дорога передана в оперативное управление КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», о чем свидетельствует запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно «Нормам отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74» под автодорогу должен быть отведен земельный участок (полоса постоянного отвода) для ее эксплуатации. Омская область как собственник автодороги своевременно не произвела необходимые работы по образованию земельного участка, необходимого для эксплуатации дороги, в связи с чем, КУ «УДХ» с ООО «СибТерра» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на проведение необходимых кадастровых и межевых работ для уточнения и постановки на государственный учет земельного участка под автомобильной дорогой. При формировании земельного участка под автомобильной дорогой с учетом данных технического паспорта ООО «СибТерра» были выявлены пересечения со следующими земельными участками: , площадь пересечения 2090 кв.м; , площадь пересечения 2860 кв.м; , площадь пересечения 3655 кв.м; , площадь пересечения 2962 кв.м. Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности МОА, земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности КГН, земельный участок с кадастровым номером ННГ, с кадастровым номером ПВВ. Таким образом, смежный земельный участок был включен в состав своего участка как земля, находящаяся рядом с автодорогой, входящая в полосу постоянного отвода, необходимая для ее эксплуатации, так и само полотно, что противоречит действующему законодательству. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области. В соответствии со статьями 48, 214, 216, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами 1.7, 3.5, 3.7 устава КУ «УДХ» учреждение правомочно самостоятельно обращаться в суды общей юрисдикции с исковым заявление об установлении границ земельных участков под дорогами согласно координатам, установленным в заключении. Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области и КУ «УДХ» лишена возможности поставить на кадастровый учет, уточняемый земельный участок под дорогой. Сведения о местоположении земельных участков с кадастровыми номерами , , , , внесенные в государственный кадастр недвижимости, нарушают права и законные интересы Минимущества, поскольку оно как собственник лишено возможности произвести регистрацию местоположения земельного участка, предназначенного для обслуживания автомобильной дороги. Считает, что восстановить нарушенные права КУ «УДХ» может путем установления границ земельного участка под спорной автомобильной дорогой и внесении изменений в сведения государственного реестра недвижимости в отношении координат местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами , , . Автомобильная дорога является линейным объектом, в связи с чем, межевание земельных участков с кадастровыми номерами , , , должно было проводиться с учетом местоположения спорной дороги и полосы отвода под ней. Уточнив исковые требования, просили признать результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами , , , недействительными, исключить сведения о границах земельных участков из Единого государственного реестра недвижимости.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены КАА, финансовый управляющий КАА ЛАА ЛАА, финансовый управляющий ЦСВ, КИД, ЦКА.

Уточнив исковые требования Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» просит признать результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами , , , недействительными, исключить сведения о границах земельных участков из Единого государственного реестра недвижимости. Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером в следующих координатах:

№ точки

X

Y

Направление

Дир. угол

Расстояние

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером в следующих координатах:

№ точки

X

Y

Направление

Дир. угол

Расстояние

В судебном заседании представители истца казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» МЕО, ВПВ, МИА, действующие на основании доверенностей, исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика КИД РОН, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, с учетом уточнений, считала возможным установить границы земельных участков в испрашиваемых координатах.

В судебном заседании представитель ответчика ПВВ ХТА, действующая на основании доверенности, считала возможным уточненные исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании ответчики МОА, КГН, ННГ, ПВВ, КАА, финансовый управляющий Кондратюка Андрея Анатольевича ЛАА ЛАА, финансовый управляющий ЦСВ, КИД, ЦКА участия не принимали, извещены надлежаще.

Ранее в судебном заседании ответчики ЦКА, финансовый управляющий Кондратюка Андрея Анатольевича ЛАА ЛАА полагали исковые требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Омской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области участия не принимали, извещены надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с частями 1-3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Судом установлено, что в собственности Омской области находится сооружение – автомобильная дорога Омск-Красноярка, длиной <данные изъяты>.00 м, инвентарный , расположенная по адресу: Омская область, Омский район, 22 км. автомобильной дороги Омск-Красноярка 49,9 км автомобильной дороги Омск-Красноярка, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 Устава КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», утвержденного распоряжением Министерства развития транспортного комплекса Омской области от 30 марта 2015 года № 54-рп, одной из целей учреждения является управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружениями на них.

Согласно пункту 3.1 Устава КУ Омской области «УДХ» учреждение для осуществления своей деятельности наделяется на праве оперативного управления имуществом, находящимся в собственности Омской области, в том числе недвижимым имуществом.

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сооружение с кадастровым номером , назначение: благоустройство территории, наименование: автомобильная дорога Омск-Красноярка, расположенная по адресу: Омская область, р-н Омский, от 22 км автомобильной дороги Омск-Красноярка до 49,9 км автомобильной дороги Омск-Красноярка, протяженностью <данные изъяты> м, со ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Омской области. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право оперативного управления за казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».

В соответствии с выпиской из ЕГРН автомобильная дорога с кадастровым номером поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и расположена в пределах земельных участков с кадастровыми номерами .

Земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование), площадь. <данные изъяты> кв.м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания территориальных автомобильных дорог, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, принадлежит на праве собственности Омской области с ДД.ММ.ГГГГ, при этом с ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок наложено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в пользу КУ «УДХ», в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.

На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, собственник обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему земельного участка, тогда как вещные и обязательственные права иных лиц носят производный характер (статья 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 21 Закона о государственной регистрации недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.

Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 1 статьи 43 и частью 6 статьи 61 Закона государственной регистрации недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

С целью выявления фактической ситуации вдоль сооружения с кадастровым номером (автомобильная дорога Омск - Красноярка) и нарушений при ранее проведенных землеустроительных (кадастровых) работах – наложений земельных участков, принадлежащих иным лицам, на земельный участок, формируемый под объектом капитального строительства, КУ Омской области «УДХ» обратилось в ООО «СибТерра».

По результатам геодезического обследования были получены характерные точки земельных участков под объектом недвижимости – автомобильной дорогой Омск-Красноярка, а также оси данного линейного объекта. Под автомобильной дорогой в рамках выполнения контракта проводятся работы по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером (исправление реестровой ошибки в отношении данного участка) с учетом установленной землеустроительным делом шириной полосы отвода в 22 метра. При уточнении вышеуказанного земельного участка под объектом недвижимости – автомобильной дороги с кадастровым номером выявлены пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами , , и , сведения о которых внесены в ГКН.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 885 метрах по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежит на праве собственности ЦКА, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее земельный участок принадлежал по праву собственности МОА, который последний приобрел на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с КГВ, что следует из материалов реестрового дела земельного участка с кадастровым номером .

Материалы кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером содержат межевой план, подготовленный кадастровым инженером МИА по заказу МОА и КАА, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двадцати семи земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами , , , .

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, Красноярское сельское поселение, рабочие участки полей с, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ,принадлежит на праве собственности КГН, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером .

Материалы кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером содержат акт установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером , согласно которому кадастровым инженером ООО «Земля и право» НВБ произведено установление (восстановление) границ земельного участка.

Право собственности КГН на земельный участок с кадастровым номером возникло на основании договора купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с КАА, что следует из материалов реестрового дела объекта недвижимости.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, Надеждинское сельское поселение, рабочие участки полей с, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, образован из земельного участка с кадастровым номером , поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, и принадлежит на праве собственности НГГ, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Право собственности ННГ на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ПКЭ, согласно материалам реестрового дела.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, Надеждинское сельское поселение, рабочие участки полей п, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, образован из земельного участка с кадастровым номером , поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, и принадлежит на праве собственности ПВВ, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В сентябре 2020 года КУ Омской области «УДХ» направило в адрес ответчиков уведомления о выявленных пересечениях принадлежащих им земельных участков с земельным участком, на котором располагается автомобильная дорога Омск-Красноярка, с предложением исправить указанные реестровые ошибки.

Однако указанные уведомления оставлены ответчиками без внимания.

В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой отображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу статьи 17 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В той же норме предусмотрено, что при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Статьей 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлен порядок согласования местоположения границ земельных участков, согласно которому Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (часть 3 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса установлен запрет на формирование земельных участков таким образом, чтобы это привело к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости (как земельных участков так и капитальных строений) и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а так же нарушениям требований Земельного кодекса и других федеральных законов.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из заключения кадастрового инженера ООО «СибТерра» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при уточнении границ земельного участка под объектом недвижимости – автомобильной дорогой с кадастровым номером выявлены пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами , , , , сведения о которых внесены в ГКН.

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов указанных в ней субъектов частного и публичного права.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доказательств, ставящих под сомнение выводы кадастрового инженера, суду не представлено.

Ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы сторонами в ходе рассмотрения дела заявлено не было.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным оценивать заключение специалиста по правилам статьи 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.

Ответчики в процессе судебного разбирательства возражений относительно исковых требований не представили.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что наличие пересечений границ земельных участков ответчиков с земельным участком, расположенным под автомобильной дорогой Омск-Красноярка, нарушает права истца как правообладателя объекта недвижимости, поскольку препятствует уточнению местоположения границ земельного участка, расположенного под автодорогой.

Определением Арбитражного суда Омской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ арбитражного управляющего БПВ освободили от исполнения обязанностей финансового управляющего имуществом КАА. Финансовым управляющим имуществом КАА утвержден финансовый управляющий ЛАА.

Определением Арбитражного суда Омской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными сделками договоры купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между КАА и КГН. Применены последствия недействительности сделок, взысканы с КГН в конкурсную массу КАА денежные средства в общей сумме <данные изъяты> руб., возвращены в конкурсную массу КАА земельные участки с кадастровыми номерами , , .

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ изменено. Произведен раздел совместно нажитого имущества супругов КИД и КАА, признав за КИД, КАА право собственности по ? доли в праве собственности за каждым на: земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером . За КИД и КАА признано по ? доли в праве требования задолженности от КГН в размере <данные изъяты> рубля, возникшей на основании определения Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты>. За КИД и КАА признано по ? доли в праве требования задолженности от МОА в размере <данные изъяты> рублей, возникшей на основании решения Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Таким образом, собственниками земельного участка с кадастровым номером по 1/2 доле являются КИД и КАА.

С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, поскольку иным способом, кроме как судебным решением восстановить нарушенные права истца не представляется возможным, находит основания для удовлетворения требований казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» к ПВВ, ННГ, КАА, финансовому управляющему КАА ЛАА ЛАА, КИД, ЦКА о признании результатов межевания земельных участков недействительными в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований к МОА, КГН, финансовому управляющему ЦСВ следует отказать, как к ненадлежащим ответчикам.

В обоснование требований об установлении местоположения границ земельных участков в материалы гражданского дела представлено заключение кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное обществом с ограниченной ответственностью «СибТерра» в лице кадастрового инженера ЛЕА, в котором установлено, что установление границ земельных участков с кадастровыми номерами , , и , проведено с нарушением действующего законодательства, тем самым существенно нарушает права собственника земельного участка под объектом капитального строительства – автомобильная дорога Омск-Красноярка, которым является Омская область – субъект Российской Федерации, потому результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами , , и считаются недействительными. При ранее проведенных кадастровых работах в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и были допущены реестровые ошибки в части определения координат земельных участков, а именно: данные земельные участки пересекают уточняемый земельный участок с кадастровыми номером под автомобильной дорогой Омск-Красноярка. Для устранения наложений были определены координаты характерных поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами и . В связи с чем площадь земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> кв.м. и площадь земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> кв.м.

В заключении кадастрового инженера приведен каталог местоположения координат границ земельного участка с кадастровым номером :

№ точки

X

Y

Направление

Дир. угол

Расстояние

и каталог местоположения координат границ земельного участка с кадастровым номером :

№ точки

X

Y

Направление

Дир. угол

Расстояние

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.

Установление границ заявленного земельных участков влечет к восстановлению нарушенных прав истца и не нарушает права ответчиков и третьих лиц, так как фактически земельный участок используется ответчиками в указанных координатах.

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов указанных в ней субъектов частного и публичного права.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Порядок назначения экспертизы установлен статьями 79-87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо конкретным экспертом или экспертами.

Суд оценивает заключение кадастрового инженера с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Выводы заключение кадастрового инженера основаны на анализе и сопоставлении всех материалов дела, представленных на экспертизу, согласуются с имеющимися в деле документами.

Доказательств, ставящих под сомнение выводы эксперта-кадастрового инженера, опровергающих заключение суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным оценивать заключение кадастрового инженера по правилам статьи 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.

В судебном заседании ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявлялось, выводы эксперта-кадастрового инженера сторонам понятны.

Таким образом, судом принимается названное заключение кадастрового инженера на ряду с иными доказательствами, материалами, представленными в настоящее дела.

С учетом изложенного, суд полагает возможным установить границы земельных участков с кадастровыми номерами и в координатах, испрашиваемых истцом.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику, пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что истцом оплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей при подаче искового заявления в суд, то суд считает обоснованно подлежат взысканию с ПВВ, ЦКА, КИД, КАА в пользу казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, где с ПВВ, ЦКА, ННГ по 1 500 рублей с каждого, с КИД, КАА по 750 рублей с каждого.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 885 метрах по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки улиц, проездов, тупиков, для общего пользования (уличная сеть), принадлежащего на праве собственности ЦКА.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>+/-400 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки улиц, проездов, тупиков, для общего пользования (уличная сеть), принадлежащего на праве собственности ЦКА.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, принадлежащего на праве собственности, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, КГН.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, принадлежащего на праве собственности, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, КГН.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, принадлежащего на праве собственности НГГ.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>-994 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, принадлежащего на праве собственности НГГ.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, принадлежащего на праве собственности ПВВ.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: под дачное строительство, для дачного строительства, принадлежащего на праве собственности ПВВ.

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером в следующих координатах:

№ точки

X

Y

Направление

Дир. угол

Расстояние

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером в следующих координатах:

№ точки

X

Y

Направление

Дир. угол

Расстояние

Взыскать с ПВВ, ЦКА, КИД, КАА в пользу казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, где с ПВВ, ЦКА, ННГ по 1 500 рублей с каждого, с КИД, КАА по 750 рублей с каждого.

В удовлетворении исковых требований казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» к МОА, КГН, финансовому управляющему ЦСВ о признании результатов межевания земельных участков недействительными, установлении границ земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Бессчетнова

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2021 года.

2-763/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
КУ Управление Дорожного хозяйства Омской области
Ответчики
Финансовый управляющий Кондратюка Андрея Анатольевича Левин Алексей Александрович
Покиньборода Виталий Виталильевич
Маслов Олег Анатольевич
Кондратюк Ирина Дмитриевна
Кондратюк Андрей Анатольевич
Николаева Наталья Георгиевна
Карнаухова Галина Николаевна
финансовый управляющий Цокур Сергей Владимирович
Цымбал Константина Анатольевича
Другие
Омский филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"
Хоменко Татьяна Анатольевна
Разумова Олеся Николаевна
Минимущество по ОО
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Бессчетнова Елена Леонидовна
Дело на странице суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
16.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.02.2021Передача материалов судье
16.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
20.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2022Дело оформлено
11.04.2022Дело передано в архив
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее