Дело №RS0№-85 Производство №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 г. г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Прозукину Евгению Григорьевичу о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «УК «Зеленая Роща») обратилось в суд с иском к Прозукину Е.Г. о взыскании задолженности.
Исковые требования мотивированы тем, что Прозукин Е.Г. является собственником нежилых помещений №1 и 65 в доме №22 по ул. Маринченко г. Орла. За период с 01.01.2019 по 31.08.2022 у ответчика образовалась задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) по помещению №1 в сумме 380001,69 руб., а за период с 01.01.2019 по 30.09.2022 - задолженность по помещению №65 в сумме 498987,03 руб.
В связи с этим истец просил взыскать с Прозукина Е.Г. задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО за указанные периоды в общей сумме 878988,72 руб., неустойку за период с 12.02.2019 по 11.10.2022 в размере 206591,01 руб. с дальнейшим начислением на остаток основного долга, начиная с 12.10.2022 до полной оплаты суммы основного долга, исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 13628 руб.
При рассмотрении дела истец неоднократной уточнял свои требования и окончательно просил суд взыскать с ответчика задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.03.2020 по 30.09.2023 в сумме 501388,60 руб., неустойку за период с 11.10.2023 по 17.05.2024 в сумме 80607,86 руб., с дальнейшим начислением на остаток основного долга, исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9019,96 руб., разрешить вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Определениями суда в качестве 3 лиц привлечены ИП Батенкова В.А., ИП Носов О.Н., ИП Папян Э.Т., ООО «Мясомолпродторг», ООО «ПиК», ООО «Трест», ИП Федосова Е.Г., ИП Хмелевская О.В.,ИП Бахотский М.С., ООО «Альфа Владимир», ООО «Аптека Апрель Белгород», ИП Оловянникова А.П., ИП Падалкина Л.М., ООО «УК ЖЭУ №22», Департамент государственного регулирования цен и тарифов Орловской области.
В судебном заседании представители истца Орлова О.Л., Медведевских Е.А. доводы иска поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении и письменных пояснениях.
Представитель ответчика Думнов Р.Г. иск не признал, ссылаясь на доводы письменных возражений.
Ответчик Прозукин Е.Г., а также третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения
с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии
с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии
с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ).
24.08.2018 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО «Управляющая компания «Зеленая роща», получившим статус Регионального оператора, определенного по итогам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
на территории Орловской области (протокол от 25.07.2018 №3), заключено соглашение №222-Д/18 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, по условиям которого региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов
на территории Орловской области в пределах зоны деятельности.
П. 13 Соглашения установлено, что Региональный оператор приступает к исполнению обязательств в полном объеме не позднее 01.01.2019. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 10 лет.
Таким образом, с 01.01.2019 Региональный оператор ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами
на территории Орловской области.
В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным
для регионального оператора.
28.12.2018 в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области «Орловская правда» Региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
и текст типового договора.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг
по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором,
в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила №1156), следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил
в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора
и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Несмотря на письменное предложение заключить с Региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
до настоящего времени такой договор между ООО «УК «Зеленая Роща» и Прозукиным Е.Г. не заключен, следовательно, между ООО «УК «Зеленая роща» и ответчиком сложились договорные отношения на условиях типового договора.
Согласно пп. «б» п. 13 Типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 (далее - Правила №505).
Пп. «а» п. 5 Правил №505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
П. 2 ст. 24.10 Закона №89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 №354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную собственникам твердых коммунальных отходов, определяется
на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области утверждены Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 №221.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит 2 нежилых помещения: №1 и 65 в доме №22 по ул. Маринченко г. Орла, в связи с чем Прозукин Е.Г. несет бремя их содержания.
Истцом фактически оказывались услуги по обращению с ТКО, а ответчик является потребителем услуги по обращению с ТКО. Доказательств непредоставления названной услуги, либо предоставления услуги ненадлежащего качества материалы дела не содержат.
Указанные помещения Прозукиным Е.Г. используются для сдачи в аренду. Контрагенты Прозукина Е.Г. по договорам привлечены к участию в настоящем споре в качестве 3 лиц.
Часть арендаторов заключила договоры на обращение с ТКО с региональным оператором, ввиду чего требования по помещениями, занимаемым указанными арендаторами, в данной части ООО «УК «Зеленая роща» к Прозукину Е.Г. не предъявляло.
Условиями договоров аренды с лицами, не заключившими соглашения с региональным оператором, не предусмотрена обязанность арендатора по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, в связи с чем обязанность по оплате лежит на собственнике жилого помещения.
За период с 01.03.2020 по 30.09.2023 ответчик плату за обращение с ТКО
в отношении вышеуказанного нежилого помещения не вносил, вследствие чего образовалась задолженность.
По расчету истца задолженность ответчика составляет 501388,60 руб.
Расчет задолженности подробно приведен в уточненном исковом заявлении, является математическим верным, основан на положениях закона и действующих правилах и нормативах накопления ТКО.
Возражая против указанного расчета, и приводя свой расчет, ответчик отмечал, что стороной истца не доказан факт вывоза ТКО, не учтен факт приостановки работы промтоварных магазинов, связанный с распространением новой коронавирусной инфекции, а также неверно определены тарифы и площадь помещений. Также ссылался на то, что региональному оператору предоставлялась субсидия в связи с указанными ограничениями.
Вопреки утверждению стороны ответчика, представитель истца верно учел площадь помещений, занимаемых ООО «Макстер», ООО «Молочный дуэт» и
ООО «Мосомолпродукт».
Также верно определен норматив пунктов выдачи интернет-заказов как промтоварный магазин, поскольку Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 норматив для пункта выдачи интернет-заказом не установлен, в связи с чем по аналогии применен норматив для промтоварного магазина.
Ссылка ответчика на то, что помещения использовалось для пунктов общественного питания не принимается во внимание, поскольку истец в данной части свои требования скорректировал в соответствии с нормативами.
Суд также соглашается с утверждением истца о том, что ответчик не доказал неиспользование части нежилых помещений, ввиду чего они должны учитываться при расчете платы за ТКО.
Давая оценку доводам ответчика о необходимости исключения из расчета всего периода нерабочих дней, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, суд отмечает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы
Указом Губернатора Орловской области от 03.04.2020 №156 утвержден комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности (далее - комплекс мероприятий), включающий в себя приостановление работы организаций и индивидуальных предпринимателей.
Осуществление реализации комплекса мероприятий определена в период с 04.04.2020 по 30.06.2023 включительно.
Вместе с тем, в дальнейшем на территории Орловской области утвержден Порядок формирования перечня организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, свободных (защищенных) от COVID-19.
П. 4 Порядка указано, что организация с включением в перечень организаций, защищенных от COVID-19, вправе возобновить свою деятельности и использовать логотип «организация, свободная от COVID-19».
Согласно п. 2 Порядка критерием включения организации в перечень является выполнение критериев защиты 100% сотрудников организации от коронавирусной инфекции (прививки, наличие антител и т.д.).
Заявление о включении организации в перечень принимается центром оказания услуг «мой бизнес» в течение 1 рабочего дня.
Соответственно истцом верно отмечено, что включение в перечень не связано с фактическим возобновлением деятельности, а с выполнением критериев, указанных в п. 2 Порядка.
Таким образом, суд использует методику расчета, приведенную в уточненном исковом заявлении от 15.05.2023, полагая ее верной, в связи с чем считает необходимым взыскать с Прозукина Е.Г.. задолженность в заявленном размере.
В силу ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (абз. 1 ст. 331 ГК РФ).
Таким образом, неустойка является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, направленной на восстановление нарушенного права.
При этом неустойка может быть предусмотрена законом или договором.
П. 7.2 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате, региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно представленному расчету за период с 11.10.2023 по 17.05.2024 размер неустойки за ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности в отношении спорного нежилого помещения, составил 80607,86 руб.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать
в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства
и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений,
если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку надлежащих доказательств, опровергающих указанные истцом обстоятельства, стороной ответчика суду не представлено, учитывая, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате услуги
по обращению с твердыми коммунальными отходами нашел свое подтверждение, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми, и считает, что у ООО «УК «Зеленая Роща» имеются все основания требовать от ответчика оплаты образовавшейся задолженности и неустойки.
Оснований для снижения размера неустойки судом не установлено.
Как разъяснено в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
С учетом приведенных правовых предписаний суд полагает, что с Прозукина Е.Г. в пользу ООО «УК «Зеленая роща» подлежит взысканию неустойка, начиная
с 18.05.2024 до полной оплаты имеющейся задолженности исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований,
в которой истцу отказано.
Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с Прозукина Е.Г. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 9019,96 руб.
Учитывая, что при подаче иска государственная пошлина оплачена в сумме 13628 руб., суд считает необходимым возвратить ООО «УК «Зеленая роща» излишне уплаченную государственную пошлины в сумме 4608,04 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Прозукину Евгению Григорьевичу о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Прозукина Евгения Григорьевича, <данные изъяты>, в пользу общества с ограниченной ответственности «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411, задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2020 по 30.09.2023 в сумме 501388,60 руб., неустойку за период с 11.10.2023 по 17.05.2024 в сумме 80607,86 руб., с дальнейшим начислением неустойки начиная с 18.05.2024 до полной оплаты задолженности исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9019,96 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственности «Управляющая компания «Зеленая роща» ОГРН 1155749005411 излишне оплаченную государственную пошлины в сумме 4608,04 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2024.
Судья В.В. Каверин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 г. г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Прозукину Евгению Григорьевичу о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «УК «Зеленая Роща») обратилось в суд с иском к Прозукину Е.Г. о взыскании задолженности.
Исковые требования мотивированы тем, что Прозукин Е.Г. является собственником нежилых помещений №1 и 65 в доме №22 по ул. Маринченко г. Орла. За период с 01.01.2019 по 31.08.2022 у ответчика образовалась задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) по помещению №1 в сумме 380001,69 руб., а за период с 01.01.2019 по 30.09.2022 - задолженность по помещению №65 в сумме 498987,03 руб.
В связи с этим истец просил взыскать с Прозукина Е.Г. задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО за указанные периоды в общей сумме 878988,72 руб., неустойку за период с 12.02.2019 по 11.10.2022 в размере 206591,01 руб. с дальнейшим начислением на остаток основного долга, начиная с 12.10.2022 до полной оплаты суммы основного долга, исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 13628 руб.
При рассмотрении дела истец неоднократной уточнял свои требования и окончательно просил суд взыскать с ответчика задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.03.2020 по 30.09.2023 в сумме 501388,60 руб., неустойку за период с 11.10.2023 по 17.05.2024 в сумме 80607,86 руб., с дальнейшим начислением на остаток основного долга, исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9019,96 руб., разрешить вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Определениями суда в качестве 3 лиц привлечены ИП Батенкова В.А., ИП Носов О.Н., ИП Папян Э.Т., ООО «Мясомолпродторг», ООО «ПиК», ООО «Трест», ИП Федосова Е.Г., ИП Хмелевская О.В.,ИП Бахотский М.С., ООО «Альфа Владимир», ООО «Аптека Апрель Белгород», ИП Оловянникова А.П., ИП Падалкина Л.М., ООО «УК ЖЭУ №22», Департамент государственного регулирования цен и тарифов Орловской области.
В судебном заседании представители истца Орлова О.Л., Медведевских Е.А. доводы иска поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении и письменных пояснениях.
Представитель ответчика Думнов Р.Г. иск не признал, ссылаясь на доводы письменных возражений.
Ответчик Прозукин Е.Г., а также третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения
с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии
с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии
с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ).
24.08.2018 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО «Управляющая компания «Зеленая роща», получившим статус Регионального оператора, определенного по итогам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
на территории Орловской области (протокол от 25.07.2018 №3), заключено соглашение №222-Д/18 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, по условиям которого региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов
на территории Орловской области в пределах зоны деятельности.
П. 13 Соглашения установлено, что Региональный оператор приступает к исполнению обязательств в полном объеме не позднее 01.01.2019. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 10 лет.
Таким образом, с 01.01.2019 Региональный оператор ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами
на территории Орловской области.
В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным
для регионального оператора.
28.12.2018 в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области «Орловская правда» Региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
и текст типового договора.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг
по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором,
в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила №1156), следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил
в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора
и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Несмотря на письменное предложение заключить с Региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
до настоящего времени такой договор между ООО «УК «Зеленая Роща» и Прозукиным Е.Г. не заключен, следовательно, между ООО «УК «Зеленая роща» и ответчиком сложились договорные отношения на условиях типового договора.
Согласно пп. «б» п. 13 Типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 (далее - Правила №505).
Пп. «а» п. 5 Правил №505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
П. 2 ст. 24.10 Закона №89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 №354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную собственникам твердых коммунальных отходов, определяется
на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области утверждены Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 №221.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит 2 нежилых помещения: №1 и 65 в доме №22 по ул. Маринченко г. Орла, в связи с чем Прозукин Е.Г. несет бремя их содержания.
Истцом фактически оказывались услуги по обращению с ТКО, а ответчик является потребителем услуги по обращению с ТКО. Доказательств непредоставления названной услуги, либо предоставления услуги ненадлежащего качества материалы дела не содержат.
Указанные помещения Прозукиным Е.Г. используются для сдачи в аренду. Контрагенты Прозукина Е.Г. по договорам привлечены к участию в настоящем споре в качестве 3 лиц.
Часть арендаторов заключила договоры на обращение с ТКО с региональным оператором, ввиду чего требования по помещениями, занимаемым указанными арендаторами, в данной части ООО «УК «Зеленая роща» к Прозукину Е.Г. не предъявляло.
Условиями договоров аренды с лицами, не заключившими соглашения с региональным оператором, не предусмотрена обязанность арендатора по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, в связи с чем обязанность по оплате лежит на собственнике жилого помещения.
За период с 01.03.2020 по 30.09.2023 ответчик плату за обращение с ТКО
в отношении вышеуказанного нежилого помещения не вносил, вследствие чего образовалась задолженность.
По расчету истца задолженность ответчика составляет 501388,60 руб.
Расчет задолженности подробно приведен в уточненном исковом заявлении, является математическим верным, основан на положениях закона и действующих правилах и нормативах накопления ТКО.
Возражая против указанного расчета, и приводя свой расчет, ответчик отмечал, что стороной истца не доказан факт вывоза ТКО, не учтен факт приостановки работы промтоварных магазинов, связанный с распространением новой коронавирусной инфекции, а также неверно определены тарифы и площадь помещений. Также ссылался на то, что региональному оператору предоставлялась субсидия в связи с указанными ограничениями.
Вопреки утверждению стороны ответчика, представитель истца верно учел площадь помещений, занимаемых ООО «Макстер», ООО «Молочный дуэт» и
ООО «Мосомолпродукт».
Также верно определен норматив пунктов выдачи интернет-заказов как промтоварный магазин, поскольку Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 норматив для пункта выдачи интернет-заказом не установлен, в связи с чем по аналогии применен норматив для промтоварного магазина.
Ссылка ответчика на то, что помещения использовалось для пунктов общественного питания не принимается во внимание, поскольку истец в данной части свои требования скорректировал в соответствии с нормативами.
Суд также соглашается с утверждением истца о том, что ответчик не доказал неиспользование части нежилых помещений, ввиду чего они должны учитываться при расчете платы за ТКО.
Давая оценку доводам ответчика о необходимости исключения из расчета всего периода нерабочих дней, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, суд отмечает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы
Указом Губернатора Орловской области от 03.04.2020 №156 утвержден комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности (далее - комплекс мероприятий), включающий в себя приостановление работы организаций и индивидуальных предпринимателей.
Осуществление реализации комплекса мероприятий определена в период с 04.04.2020 по 30.06.2023 включительно.
Вместе с тем, в дальнейшем на территории Орловской области утвержден Порядок формирования перечня организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, свободных (защищенных) от COVID-19.
П. 4 Порядка указано, что организация с включением в перечень организаций, защищенных от COVID-19, вправе возобновить свою деятельности и использовать логотип «организация, свободная от COVID-19».
Согласно п. 2 Порядка критерием включения организации в перечень является выполнение критериев защиты 100% сотрудников организации от коронавирусной инфекции (прививки, наличие антител и т.д.).
Заявление о включении организации в перечень принимается центром оказания услуг «мой бизнес» в течение 1 рабочего дня.
Соответственно истцом верно отмечено, что включение в перечень не связано с фактическим возобновлением деятельности, а с выполнением критериев, указанных в п. 2 Порядка.
Таким образом, суд использует методику расчета, приведенную в уточненном исковом заявлении от 15.05.2023, полагая ее верной, в связи с чем считает необходимым взыскать с Прозукина Е.Г.. задолженность в заявленном размере.
В силу ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (абз. 1 ст. 331 ГК РФ).
Таким образом, неустойка является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, направленной на восстановление нарушенного права.
При этом неустойка может быть предусмотрена законом или договором.
П. 7.2 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате, региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно представленному расчету за период с 11.10.2023 по 17.05.2024 размер неустойки за ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности в отношении спорного нежилого помещения, составил 80607,86 руб.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать
в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства
и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений,
если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку надлежащих доказательств, опровергающих указанные истцом обстоятельства, стороной ответчика суду не представлено, учитывая, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате услуги
по обращению с твердыми коммунальными отходами нашел свое подтверждение, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми, и считает, что у ООО «УК «Зеленая Роща» имеются все основания требовать от ответчика оплаты образовавшейся задолженности и неустойки.
Оснований для снижения размера неустойки судом не установлено.
Как разъяснено в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
С учетом приведенных правовых предписаний суд полагает, что с Прозукина Е.Г. в пользу ООО «УК «Зеленая роща» подлежит взысканию неустойка, начиная
с 18.05.2024 до полной оплаты имеющейся задолженности исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований,
в которой истцу отказано.
Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с Прозукина Е.Г. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 9019,96 руб.
Учитывая, что при подаче иска государственная пошлина оплачена в сумме 13628 руб., суд считает необходимым возвратить ООО «УК «Зеленая роща» излишне уплаченную государственную пошлины в сумме 4608,04 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Прозукину Евгению Григорьевичу о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Прозукина Евгения Григорьевича, <данные изъяты>, в пользу общества с ограниченной ответственности «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411, задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2020 по 30.09.2023 в сумме 501388,60 руб., неустойку за период с 11.10.2023 по 17.05.2024 в сумме 80607,86 руб., с дальнейшим начислением неустойки начиная с 18.05.2024 до полной оплаты задолженности исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9019,96 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственности «Управляющая компания «Зеленая роща» ОГРН 1155749005411 излишне оплаченную государственную пошлины в сумме 4608,04 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2024.
Судья В.В. Каверин