Дело № 2-2479/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республика Коми 01 декабря 2015 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,
с участием представителя истца Корнюхиной З.М.,
представителя ответчика Ефимовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адамова А.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о включении в специальный стаж периодов службы в армии, подготовки к профессиональной деятельности, перерасчёте пенсии, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периодов службы в армии, подготовки к профессиональной деятельности, перерасчёте пенсии, взыскании судебных расходов. Просил суд включить в специальный стаж по Списку №1 периоды службы в армии с 25.10.1985 по 29.10.1988, периоды подготовки к профессиональной деятельности с 10.02.1989 по 09.03.1989, 20.04.1989 по 20.04.1989, с 01.11.1990 по 11.12.1990, с 28.12.1990 по 30.12.1990,с 01.01.1996 по 03.01.1996, с 03.10.1996 по 08.10.1996, с 25.03.1997 по 26.03.1997, с 01.03.1998 по 03.03.1998, с 26.10.1998 по 28.10.1998, с 15.12.1998 по 17.12.1998, с 26.04.2001 по 03.05.2001, с 24.08.2001 по 26.08.2001 гг., произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента ..., с момента назначения пенсии, выплатить недоплату пенсии в размере ... руб., с учетом индексации на индексы потребительских цен в РК в размере ... руб., взыскать судебные расходы в размере ... руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчиком не учтены в специальный стаж по Списку №1 период военной службы по призыву с 25.10.1985 года по 29.10.1988 года, периоды подготовки к профессиональной деятельности. Считает, что с учетом спорных периодов его специальный стаж составит более 15 лет, а стажевый коэффициент ...
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, в отзыве на исковое заявление указал, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов военной службы и подготовки к профессиональной деятельности. Судебные расходы считаю завышенными.
В судебном заседании истец, который просил рассмотреть дело в свое отсутствие, участия не принимал, извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Согласно статье 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия истца.
В судебном заседании представитель истца Корнюхина З.М. иск поддержала по доводам, изложенным в нем. Уточнила пункты 4 и 5 просительной части исковых требований: просила возложить обязанность на ответчика выплатить недополученную сумму пенсии с момента назначения пенсии по день рассмотрения дела в суде с индексацией на индексы роста потребительских цен, установленных по Республике Коми.
Представитель ответчика Ефимова И.В. не признала исковые требования по доводам отзыва.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему выводу.
Из смысла действующего пенсионного законодательства следует, что в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 гг. размер пенсии определялся в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В силу ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), установленного по состоянию на 31 декабря 2014 года, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.
Из материалов пенсионного дела следует, что размер пенсии истца, рассчитанный по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» выше размера пенсии определенного с учетом норм Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку истец просит включить периоды в общий и специальный трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии с 13 мая 2012 г., суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям следует применять пенсионное законодательство, действовавшее на момент установления истцу пенсии по пп.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Истец с 13 мая 2012 г.является получателем трудовой пенсии по пп.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Из копии военного билета следует, что истец проходил военную службу по призыву с 25.10.1985 года по 29.10.1988 года. Согласно таблице трудовой деятельности период военной службы по призыву истца с 25.10.1985 года по 29.10.1988 года включен ответчиком в общий трудовой стаж. При этом, как следует из трудовой книжки истца, период работы после военной службы по призыву в должности подземного горнорабочего 1 разряда шахты «Северная» является работой с вредными условиями труда, предусмотренной Списком №1.
Проверив расчет специального стажа истца, суд считает доводы истца обоснованными по следующим основаниям. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, на период прохождения истцом военной службы, могут быть применены нормы действующего на тот период законодательства.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, действовавшем в период службы в Вооруженных Силах СССР, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, на период прохождения службы в Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы с вредными условиями труда при определённых условиях.
В соответствии с Разъяснением № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. №70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа). Поскольку период работы истца после службы в армии зачтен ответчиком в специальный стаж по Списку №1, суд приходит к выводу о том, что сам период службы в армии также подлежит зачету в специальный стаж истца, так как соответствует предусмотренным законом требованиям. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку период работы после военной службы по призыву в должности подземного горнорабочего 1 разряда шахты «Северная» является работой с вредными условиями труда, предусмотренной Списком №1, суд приходит к выводу о том, что период службы в армии с 25.10.1985 по 29.10.1988 гг. подлежит включению в специальный стаж по Списку №1 с момента назначения пенсии.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что периоды с 10.02.1989 по 09.03.1989, 20.04.1989 по 20.04.1989, с 01.11.1990 по 11.12.1990, с 28.12.1990 по 30.12.1990,с 01.01.1996 по 03.01.1996, с 03.10.1996 по 08.10.1996, с 25.03.1997 по 26.03.1997, с 01.03.1998 по 03.03.1998, с 26.10.1998 по 28.10.1998, с 15.12.1998 по 17.12.1998, с 26.04.2001 по 03.05.2001, с 24.08.2001 по 26.08.2001 гг. зачтены ответчиком как учеба подготовка к профессиональной деятельности. При этом указанные периоды исключены ответчиком из специального стажа по Списку №1. Из имеющихся в материалах пенсионного дела справок, а также из трудовой книжки истца усматривается, что в спорные периоды истец обучался на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в УКК ОВУ, при этом истец работал на работах с вредными условиями труда, которые зачтены ответчиком в специальный стаж по Списку №1, за исключением спорных периодов.
Согласно ст. ст. 27, 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50 утверждены Правила безопасности в угольных шахтах. Указанные Правила распространяются на все организации, осуществляющие свою деятельность на угольных шахтах, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и обязательны для всех инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией угольных шахт, конструированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств, надзорных и контролирующих органов, аварийно-спасательных служб, а также лиц сторонних организаций, чья работа связана с посещением шахт.
Пунктами 3, 17, 20 Правил установлено, что рабочие и служащие обязаны соблюдать инструкции по охране труда, разработанные на основании требований настоящих Правил и устанавливающие правила выполнения работ, безопасной эксплуатации оборудования и поведения в горных выработках, производственных помещениях и на строительных площадках шахты. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, обязательно проведение инструктажа по безопасности труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания первой помощи пострадавшим.
Рабочие, занятые на горных работах, должны иметь профессиональное образование, соответствующее профилю выполняемых работ, должны быть обучены безопасным приемам работы, знать сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, места расположения средств спасения и уметь пользоваться ими. Иметь инструкции по безопасному ведению технологических процессов, безопасному обслуживанию и эксплуатации машин и механизмов. Рабочие не реже чем каждые шесть месяцев должны проходить повторный инструктаж по безопасности труда и не реже одного раза в год - проверку знания инструкций по профессиям. Результаты проверки оформляются протоколом с записью в журнал инструктажа и личную карточку рабочего.
Прохождение предварительного обучения, соответствующих курсов повышения квалификации и технического инструктажа на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, как работника угольной промышленности.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, указанные выше периоды прохождения истцом курсов являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
При таких обстоятельствах, учитывая, что для прохождения курсов повышения квалификации истец направлялся работодателем на учебу в связи с его профессиональной деятельностью, без чего не мог быть допущен к работе, в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата и уплачивались взносы в Пенсионный фонд, периоды обучения истца на курсах подлежат включению в специальный стаж работы истца и в общий трудовой стаж.
В связи с изложенным, включению в специальный стаж истца подлежат периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в УКК ОВУ с 10.02.1989 по 09.03.1989, 20.04.1989 по 20.04.1989, с 01.11.1990 по 11.12.1990, с 28.12.1990 по 30.12.1990,с 01.01.1996 по 03.01.1996, с 03.10.1996 по 08.10.1996, с 25.03.1997 по 26.03.1997, с 01.03.1998 по 03.03.1998, с 26.10.1998 по 28.10.1998, с 15.12.1998 по 17.12.1998, с 26.04.2001 по 03.05.2001, с 24.08.2001 по 26.08.2001 гг. Следовательно, стаж истца по Списку №1 с учетом спорных периодов составит более ... лет.
Общий трудовой стаж истца с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П в льготном исчислении составит более ... лет.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования истца о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии с 13 мая 2012 года с учетом стажевого коэффициента ..., рассчитанного исходя из специального стажа с учетом спорных периодов.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ в закон 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2010г. были введены ст.ст. 30.1, 30.2 и 30.3. Анализ статей 30.1, 30.2, 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» позволяет суду сделать вывод о том, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала может быть определена как из общего трудового, так и из специального стажа пенсионера. При добытых в судебном заседании доказательствах суд возлагает на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии истцу с 13 мая 2012 года и бессрочно с учетом стажевого коэффициента ... по специальному стажу.
Учитывая, что несвоевременно выплаченные суммы трудовой пенсии частично утратили свою покупательскую способность, они подлежат индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ, принимая во внимание степень сложности дела, социальной значимости данной категории дела, ходатайство ответчика об уменьшении судебных расходов, с учетом разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы в размере ... рублей.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Адамову А.В. периоды службы в армии с 25.10.1985 года по 29.10.1988 года, периоды подготовки к профессиональной деятельности с 10.02.1989 по 09.03.1989, 20.04.1989 по 20.04.1989, с 01.11.1990 по 11.12.1990, с 28.12.1990 по 30.12.1990,с 01.01.1996 по 03.01.1996, с 03.10.1996 по 08.10.1996, с 25.03.1997 по 26.03.1997, с 01.03.1998 по 03.03.1998, с 26.10.1998 по 28.10.1998, с 15.12.1998 по 17.12.1998, с 26.04.2001 по 03.05.2001, с 24.08.2001 по 26.08.2001 гг. в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 13 мая 2012 года.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Адамову А.В. стажевый коэффициент ... по специальному стажу с 13 мая 2012 года и бессрочно, произвести доплату трудовой пенсии за период с 13 мая 2012 года по 31 декабря 2015 года с учетом индексации на индексы потребительских цен по Республике Коми.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми в пользу Адамова А.В. судебные расходы в сумме ...
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственную пошлину в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута» в размере ...
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина