Дело № 2а-423/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 4 августа 2020 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Назаровой А.Н.,
при секретаре Назаровой О.С.,
с участием
прокурора прокуратуры Южского района Ивановской области Шероновой Н.П.,
представителя административного истца – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Лаврентьева А.С.,
административного ответчика Смазнова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области (с использованием системы видеоконференц-связи) административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Смазнова А. А.овича, освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Смазнов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, ранее судимый:
- 2 июня 2008 года Московским областным судом (с учетом последующих изменений) по ст.ст. 115 ч.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 163-ФЗ), 158 ч.2 п. «а, в» УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ), 131 ч. 2 п. «б,в,д» УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 163-ФЗ), 132 ч. 2 п. «б,в,д» УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 163-ФЗ).
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний к 10 годам лишения свободы.
На основании ст. 74 ч. 5 УК РФ условное осуждение по приговору от 9 марта 2007 года отменено.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытой части наказания к 10 годам 6 месяцам лишения свободы.
В соответствии со ст. 69 ч. 5 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний по настоящему приговору и приговору от 1 ноября 2007 года окончательно к 11 годам 11 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Освобожден по отбытии срока наказания 28 августа 2018 года.
Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 10 сентября 2018 года в отношении Смазнова А.А. установлен административный надзор по приговору Московского областного суда от 2 июня 2008 года на срок 6 лет. Решение вступило в законную силу 14 ноября 2018 года.
осужден 29 августа 2019 года Боровичским районным судом Новгородской области по ст. 115 ч.2 п. «в» УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания: 29 августа 2019 года.
Окончание срока наказания: 28 августа 2020 года.
Администрация исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области в лице начальника Щепина А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Смазнова А.А. административного надзора по приговору Московского областного суда от 2 июня 2008 года, с установлением следующих административных ограничений: обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запрещения посещения и пребывания в местах проведения массовых мероприятий и иных мероприятий с участием несовершеннолетних, и участия в указанных мероприятиях, а также посещения и пребывания на территориях образовательных организаций для несовершеннолетних, запрещения пребывания в местах общественного питания, осуществляющих розничную продажу спиртных напитков и запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Заявление мотивировано тем, что Смазнов А.А. имеет судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в настоящее время отбывает наказание за совершение в период нахождения под административным надзором преступления при рецидиве преступлений, за которое осужден к лишению свободы.
Представитель административного истца - исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области Лаврентьев А.С. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик Смазнов А.А. в судебном заседании с фактом установления ему административного надзора и административными ограничениями согласился, просил снизить количество явок на регистрацию до двух. Пояснил, что по освобождении из мест лишения свободы намерен проживать с супругой по адресу: <адрес>.
Прокурор Шеронова Н.П. в судебном заседании относительно удовлетворения административного искового заявления не возражала.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3, а также п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении:
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно материалам дела, Смазнов А.А. ранее судим 2 июня 2008 года Московским областным судом, в том числе, за совершение преступления, предусмотренного ст. 132 ч.2 п. «б, в, д» УК РФ, относящегося к преступлению против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего и отнесенного в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории тяжких. Обстоятельств, предусмотренных ст. 3 ч. 2.1 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
Таким образом, основания для установления административного надзора, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 3. Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются, поскольку Смазнов А.А. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 10 сентября 2018 года, вступившим в законную силу 14 ноября 2018 года в отношении Смазнова А.А. установлен административный надзор по приговору Московского областного суда от 2 июня 2008 года на срок шесть лет.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, административный надзор прекращается осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
В настоящее время Смазнов А.А. отбывает наказание по приговору Боровичского районного суда Новгородской области от 29 августа 2019 года, которым он осужден за совершение 30 апреля 2019 года, то есть в период нахождения под административным надзором преступления, предусмотренного ст. 115 ч.2 п. «в» УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для установления административного надзора, предусмотренным п.4 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поскольку Смазнов А.А. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16.05.2017 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 закона).
В силу ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается:
- в отношении лиц, осуждённых за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
- в отношении лиц, осуждённых за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания,
на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения Смазновым А.А. преступления по приговору от 2 июня 2008 года), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, основанием для применения в отношении Смазнова А.А. административного надзора будет являться наличие у него судимости по приговору Московского областного суда от 2 июня 2008 года за совершение тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, поскольку срок административного надзора (6 лет) в данном случае будет заканчиваться 28 августа 2024 года, тогда как срок административного надзора по судимости, образованной приговором Боровичского районного суда Новгородской области от 29 августа 2019 года (3 года) будет заканчиваться 28 августа 2023 года.
В целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, считает необходимым установить Смазнову А.А. административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Московского областного суда от 2 июня 2008 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из представленной характеристики осужденного Смазнова А.А. от 17 июля 2020 года администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области Смазнов А.А. характеризуется отрицательно, поощрений не имеет, в колонии не трудоустроен, мер к трудоустройству не предпринимал, в ПУ и УКП не обучался, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает не регулярно, реагирует на них не всегда правильно, разовые поручения выполняет не всегда качественно, допускает халатность.
Также суд учитывает, что Смазнов А.А. взысканий не имеет, к работам без оплаты труда по благоустройству колонии согласно ст. 106 УИК РФ относится удовлетворительно, у данным видам работ привлекается согласно утвержденному графику, на профилактическом учете не состоит, правила личной гигиены соблюдает, внешне опрятен, в общении с представителями администрации вежлив, грубости не допускает, в бухгалтерию ИК-2 исполнительных листов не поступало.
Смазнов А.А. является гражданином РФ, женат, имеет неполное среднее образование, на иждивении несовершеннолетних детей не имеет, инвалидности не имеет.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные о личности Смазнова А.А. являющегося гражданином РФ, характер и степень общественной опасности преступления по приговору от 2 июня 2008 года, совершенного в отношении несовершеннолетней, посягающего на половую свободу и половую неприкосновенность а также характер и степень общественной опасности преступления по приговору от 29 августа 2019 года, совершенного в период нахождения под административным надзором, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что ранее применяемые к осужденному административные ограничения не достигли своей цели (в части предупреждения совершения новых преступлений), поведение осужденного в местах лишения свободы при отбывании наказания в настоящее время, характеристику осужденного, представленную администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить Смазнову А.А. административное ограничение в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора. Оснований для меньшего количества явок суд не усматривает.
Разрешая требования административного истца об установлении осужденному Смазному А.А. административного ограничения в виде запрещения пребывания в местах общественного питания, осуществляющих продажу спиртных напитков, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Суд с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Согласно приговору Боровичского районного суда Новгородской области от 29 августа 2019 года Смазнов А.А. совершил преступление, будучи в состоянии алкогольного опьянения.
Согласно приговору Московского областного суда от 2 июня 2008 года ряд преступлений совершены Смазновым А.А. в ходе распития спиртных напитков.
Учитывая изложенное, а также характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, поведение осужденного за весь период отбывания наказания, обстоятельства совершения преступлений, суд приходит к выводу о необходимости применения к Смазнову А.А. также административного ограничения в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Разрешая требования административного истца об установлении административному ответчику административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и иных мероприятий с участием несовершеннолетних и участия в указанных мероприятиях, а также посещения и пребывания на территориях образовательных организаций для несовершеннолетних, суд приходит к следующему, что с учетом характера совершенных Смазновым А.А. преступлений, предусмотренных ст. 131 ч. 2 п.п. «б, в, д» УК РФ, ст. 132 ч. 2 п.п. «б, в, д» УК РФ, образа жизни Смазнова до заключения под стражу, поведения осужденного за весь период отбывания наказания, которое не свидетельствует об исправлении осужденного, суд считает необходимым применение такого ограничения как запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий с участием детей и подростков и участия в них и считает необходимым отказать в установлении такого административного ограничения, как запрещение посещения и пребывания на территориях образовательных организаций для несовершеннолетних, поскольку преступление в отношении несовершеннолетней по приговору от 2.06.2008 года не было сопряжено с нахождением Смазнова А.А. на территории образовательной организации для несовершеннолетних.
Разрешая требования административного истца об установлении административному ответчику административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, суд приходит к следующему.
С учетом наличия у Смазнова А.А. неснятой и непогашенной судимости за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, обязательным для него также является в силу ст. 4 ч. 2 п. 2 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно заявлению осужденного, по освобождении из мест лишения свободы он намерен проживать по адресу: <адрес>.
Согласно представленным сведениям и пояснениям административного ответчика в судебном заседании, после освобождения из мест лишения свободы он намерен проживать по адресу: <адрес>.
Согласно телефонограмма помощника судьи по вышеуказанному адресу проживает бывшая супруга Смазнова А.А. – ФИО7, которая не возражает относительно проживания Смазнова А.А. по указанному адресу после его освобождения из мест лишения свободы.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения более эффективного контроля за Смазновым А.А., который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, а также принимая во внимание пояснения осужденного в судебном заседании о его намерении проживать после освобождения из мест лишения свободы в <адрес>, суд считает необходимым установить в отношении его административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы муниципального образования – городского поселения <адрес>
Оценивая доводы административного ответчика о том, что административные ограничения будут препятствовать его трудовой деятельности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением предусмотренных законом обязанностей.
Установление административного надзора при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований, в частности административных ограничений, согласуется с нормой статьи 55 (часть3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно-значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых оно вводится (определения Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1741-О, от 22 ноября 2012 года № 2064-О и от 22 апреля 2014 года № 885-О).
Учитывая изложенное, административный надзор и подлежащие применению к Смазнову А.А. административные ограничения не могут расцениваться как нарушающие его права в обозначенном им аспекте.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Смазнова А. А.овича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Московского областного суда от 2 июня 2008 года, за совершение тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, то есть на срок шесть лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить Смазнову А.А. административные ограничения в виде:
- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные данным органом;
- запрещения выезда за пределы муниципального образования – городского поселения <адрес>.
- запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;
- запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий с участием детей и подростков и участия в них.
Разъяснить Смазнову А.А., что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения.
Председательствующий подпись А.Н. Назарова
Решение в окончательной форме вынесено 4 августа 2020 года