Дело 2-2570/2024 16 августа 2024 г.
49RS0001-01-2024-004295-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области
в составе председательствующего судьи Носыревой О.А.
при секретаре Цыдыповой М.Б.
с участием прокурора Пастуховой М.М.,
представителя ответчика Попович Е.В.,
рассмотрев 16 августа 2024 г. в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ольского района в защиту прав и законных интересов Пермяковой Марины Владимировны к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольского района обратился в Магаданский городской суд с иском в защиту прав и законных интересов Пермяковой М.В. к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России (далее – ФССП России) о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Пермяковой (Соболевой) М.В. о нарушении Ольским районным отделением судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области (далее – Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области) требований законодательства об исполнительном производстве.
В ходе проверки установлено, что в октябре 2022 г. в Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области Пермяковой (Соболевой) М.В. подано ходатайство об удержании из пенсии в размере 25 % по сводному исполнительному производству № 11483/17/49003-СД.
В материалах исполнительного производства сведения о рассмотрении ходатайства на момент его изучения в июле 2023 г. отсутствовали, прокуратуре не представлены, о чем указано в представлении об устранении нарушений федерального законодательства в УФССП России по Магаданской области.
Результаты рассмотрения представления поступили в прокуратуру района 13 ноября 2023 г. без оценки доводов о нарушении прав заявителя.
Согласно ответу, поступившему в прокуратуру 1 декабря 2023 г., постановление об удовлетворении ходатайства вынесено 10 октября 2022 г., направлено сторонам и Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, материалы исполнительного производства дополнены.
Очередной проверкой установлено, что на исполнении в Ольском РОСП находились исполнительные производства № 11483/17/49003-ИП, № 3254/19/49003-ИП, № 16904/22/49003-ИП, № 16905/22/49003-ИП, № 16906/22/49003-ИП, № 16907/22/49003-ИП, № 16908/22/49003-ИП, № 16909/22/49003-ИП, № 16910/22/49003-ИП, № 16911/22/49003-ИП, № 16912/22/49003-ИП, № 16913/22/49003-ИП, № 16914/22/49003-ИП в отношении должника Пермяковой М.В., которые объединены в сводное производство № 11483/17/49003-СД.
В Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области 12 декабря 2022 г. поступило заявление Пермяковой (Соболевой) М.В. об оставлении после удержаний из пенсии по производствам, находящимся на исполнении, денежных средств в размере прожиточного минимума для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При вынесении 30 декабря 2022 г. постановления о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума приставом указано только одно исполнительное производство № 16913/22/49003-ИП, в остальной части заявление не рассмотрено.
Пермяковой (Соболевой) М.В. представлена справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 13 февраля 2024 г. № 101-24-000-8134-9427, согласно которой заявитель является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 32 435,01 руб. Из пенсии производятся удержания в размере 16 217,50 руб., из них по исполнительному производству № 11483/17/49003-СД ПМ в размере 50 % из фиксированной выплаты к страховой пенсии, 50 % страховой пенсии; по исполнительным производствам № 296763/16/49013-СД, № 51120/18/49013-ИП, № 51121/18/49013-ИП в размере 25 %.
Удержания из пенсии Пермяковой (Соболевой) М.В. производятся в размере 50 %, то есть без учета величины прожиточного минимума для пенсионеров, поскольку получаемая после удержаний пенсия в размере 16 217,50 руб. меньше установленной величины прожиточного минимума.
Полагает, что Ольским РОСП УФССП России по Магаданской области нарушена обязанность, установленная статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Пермякова (Соболева) М.В. является пенсионером, не трудоустроена, в Центре занятости населения на учете не состоит, получателем каких-либо пособий не является, пенсия является единственным источником дохода. Большую часть пенсии истец тратит на медицинские препараты, так как имеет хронические заболевания: сахарный диабет II типа, бронхиальную астму смешанной формы средней тяжести, гипертонию I степени (АНА), риск III.
Обращение в службу судебных приставов за уменьшением размера удержаний связано с тем, что получаемой после всех удержаний пенсии не хватает на лекарства и проживание. Истец снимает квартиру, по договоренности с собственником жилья оплачивает коммунальные платежи.
Ввиду бездействия судебных приставов Пермякова (Соболева) М.В. испытывает моральные и нравственные страдания, так как на протяжении практически года с нее удерживаются денежные средства в больше, чем должно, размере. Она вынуждена обращаться в различные инстанции за защитой своих прав, вследствие чего ухудшилось состояние здоровья. Не имея собственного транспорта, была вынуждена ездить на общественном транспорте в город Магадан в службу судебных приставов для получения информации.
На основании изложенного, просит суд взыскать с Российской Федерации в лице ФССП за счет казны Российской Федерации в пользу Пермяковой (Соболевой) М.В., 31.08.1968 г.р., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Определением судьи от 24 июня 2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены УФССП России по Магаданской области, начальник отделения-старший судебный пристав Ольского отделения судебных приставов УФССП России по Магаданской области Чебаненко А.Л., судебный пристав-исполнитель Ольского отделения судебных приставов УФССП России по Магаданской области Буракова О.А.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 1 августа 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОСФР России по Магаданской области.
В судебном заседании помощник прокурора города Магадана, принимавший участие по поручению прокурора Ольского района, поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Российской Федерации в лице ФССП России и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, УФССП России по Магаданской области возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы письменных возражений и дополнений к ним. Настаивала, что с учетом вынесения постановления о сохранении прожиточного минимума должнику с момента обращения в службу судебных приставов в декабре 2022 г., обеспечивалось сохранение прожиточного минимума Соболевой М.В. в период с января по август 2023 г. С сентября 2023 г. по январь 2024 г. денежные средства безосновательно удерживались из пенсии должника должностными лицами ОСФР России по Магаданской области. Судебным приставом-исполнителем в августе 2023 г. никаких действий по изменению порядка удержания из пенсии должника по сводному исполнительному производству № 11483/17/490-СД не производились. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании 13 августа 2024 г. Пермякова М.В. исковые требования поддержала, пояснила, что долго пыталась добиться, чтобы с нее перестали удерживать денежные средства в размере 50 % от пенсии.
Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В письменном отзыве представитель ОСФР России по Магаданской области разрешение вопроса по существу заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Частью 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) и частью 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен предельный размер удержаний из периодических выплат, получаемых должником-гражданином в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, в данном случае из пенсии, производимых на основании исполнительного документа, согласно которым удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 % страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Конкретный размер удержаний из пенсии должника-гражданина в силу приведенного правового регулирования подлежит установлению с соблюдением принципов исполнительного производства, в числе которых обеспечение неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также с учетом особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство осуществляется на принципах, в том числе уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ ущерб, причиненный сотрудником органов принудительного исполнения гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 ГК РФ).
Из ст. 1069 ГК РФ следует, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда.
То обстоятельство, что действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя не были признаны незаконными в отдельном судебном производстве, не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного этими действиями (бездействием), и их законность суд оценивает при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 82).
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как указано в п. 6.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 26 октября 2021 г. № 45-П, закрепляя в части первой статьи 151 ГК РФ общий принцип компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, законодатель не установил каких-либо ограничений в отношении действий, которые могут рассматриваться как основание для такой компенсации.
Постановлением Правительства Магаданской области от 16 декабря 2022 г. № 1011-пп «О величине прожиточного минимума в Магаданской области на 2023 год» установлен прожиточный минимум для пенсионеров, который составляет 21 511 руб.
Постановлением Правительства Магаданской области от 13 сентября 2023 г. № 619-пп «О величине прожиточного минимума в Магаданской области на 2024 год» установлен прожиточный минимум для пенсионеров, который составляет 23 124 руб.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на исполнении в Ольском РОСП находились следующие производства в отношении заявителя, которые постановлением от 6 ноября 2019 г. объединены в сводное производство № 11483/17/49003-СД:
- № 11483/17/49003-ИП от 13 октября 2017 г. о взыскании задолженности в размере 842 389,81 руб. в пользу ООО «Премьер Авто»;
- № 3254/19/49003-ИП от 7 февраля 2019 г. о взыскании задолженности в размере 178 082,00 руб. в пользу Мещаниновой Т.П.
26 апреля 2022 г. судебным приставом-исполнителем Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию в рамках сводного исполнительного производства № 11483/17/49003-СД, в которое входит 2 исполнительных производства: № 3254/19/49003-ИП и 11483/17/49003-ИП, на сумму 930 985 руб. 28 коп. в размере 25 % от дохода должника.
Постановлением от 26 апреля 2022 г. указанное постановление отменено.
26 апреля 2022 г. судебным приставом-исполнителем Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области вынесено постановление об удовлетворении заявления Соболевой М.В., постановлено в рамках исполнительного производства № 11483/17/49003-ИП снизить процент удержаний из пенсии до 25 %.
На исполнении Магаданского ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области находились исполнительные производства № 296763/16/49013-ИП от 3 ноября 2016 г., № 91/17/49013-ИП от 10 января 2017 г., № 4730/17/49013-ИП от 31 января 2017 г., № 27775/17/49013-ИП от 13 июня 2017 г., № 19553/17/49013-ИП от 19 апреля 2017 г., № 16164/18/49013-ИП от 6 марта 2018 г., № 69030/18/49013-ИП от 3 сентября 2018 г., № 51121/18/49013-ИП от 9 июля 2018 г., № 51120/18/49013-ИП от 9 июля 2018 г., № 83090/19/49013-ИП от 3 октября 2019 г., № 32530/21/49013-ИП от 24 марта 2021 г.
Постановлениями судебных приставов-исполнителей Магаданского ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области от 11 июля 2022 г. указанные исполнительные производства переданы в Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области.
На исполнение в Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области переданы исполнительные производства:
- № 16904/22/49003-ИП от 10 января 2017 г. в пользу ОАО «Сбербанк России» о взыскании задолженности в размере 65 222,09 руб. (ранее № 91/17/49013-ИП);
- № 16905/22/49003-ИП от 3 ноября 2016 г. в пользу ОАО «Сбербанк России» о взыскании задолженности в размере 989 074,42 руб. (ранее № 296763/16/49013-ИП);
- № 16906/22/49003-ИП от 13 июня 2017 г. в пользу ООО МКК «Центрофинанс Групп» о взыскании задолженности в размере 46 772,52 руб. (ранее № 27775/17/49013-ИП);
- № 16907/22/49003-ИП от 19 апреля 2017 г. в пользу ООО «ЭОС» о взыскании задолженности в размере 106 136,01 руб. (ранее № 19553/17/49013-ИП);
- № 16908/22/49003-ИП от 31 января 2017 г. в пользу ОАО «Сбербанк России» о взыскании задолженности в размере 85 037,22 руб. (ранее № 4730/17/49013-ИП);
- № 16909/22/49003-ИП от 9 июля 2018 г. в пользу ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» о взыскании задолженности в размере 14 024,05 руб. (ранее № 51120/18/49013-ИП);
- № 16910/22/49003-ИП от 9 июля 2018 г. в пользу ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» о взыскании задолженности в размере 13 940,17 руб. (ранее № 51121/18/49013-ИП);
- № 16911/22/49003-ИП от 6 марта 2018 г. в пользу ООО «ЭОС» о взыскании задолженности в размере 116 854,51 руб. (ранее № 16164/18/49013-ИП);
- № 16912/22/49003-ИП от 3 сентября 2018 г. в пользу ООО «Феникс» о взыскании задолженности в размере 87 898,27 руб. (ранее № 69030/18/49013-ИП);
- № 16913/22/49003-ИП от 3 октября 2019 г. о взыскании задолженности в размере 255 656,12 руб. в пользу ООО «ЭОС» (ранее № 83090/19/49013-ИП);
- № 16914/22/49003-ИП от 24 марта 2021 г. в пользу ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» о взыскании задолженности в размере 74 469,74 руб. (ранее № 32530/21/49013-ИП).
По состоянию на 11 июля 2022 г. (на дату передачи исполнительных производств из МГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области в Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области) ОСФР России по Магаданской области производились удержания в рамках исполнительных производств № 51120/18/49013-ИП и № 51121/18/49013-ИП с 11 марта 2019 г., № 296763/16/49013-СД – с 24 апреля 2019 г.
После передачи исполнительных производств, постановления о взыскании с пенсии должника Соболей (Пермяковой) М.В., вынесенные судебными приставами-исполнителями Магаданского ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области, из ОСФР России по Магаданской области не отзывались, исполнение по ним было продолжено в размере 25 % от дохода должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 августа 2022 г. присоединено исполнительное производство № 16911/22/49003-ИП от 6 марта 2018 г. в пользу ООО «ЭОС» о взыскании задолженности в размере 116 854,51 руб. (ранее № 16164/18/49013-ИП) к сводному исполнительному производству № 11483/17/49003-СД.
Постановлением судебного пристава Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области от 10 августа 2022 г. обращено взыскание на доходы Соболевой М.В. в размере 50 % ежемесячно в рамках сводного исполнительного производства № 11483/17/49003-СД.
3 октября 2022 г. Соболева М.В. обратилась в Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области с заявлением об удержании по сводному исполнительному производству денежных средств в размере 25 % пенсии.
Постановлением от 10 ноября 2022 г. обращено взыскание на доходы должника Соболевой М.В. в размере 25 % от дохода в рамках сводного исполнительного производства № 11483/17/49003-ИП, в которое входило 13 исполнительных производств, на общую сумму 2 586 164 руб. 11 коп.
12 декабря 2022 г. Соболева М.В. обратилась в Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области с заявлением об оставлении после удержаний из пенсии по производствам, находящимся на исполнении, денежных средств в размере прожиточного минимума для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области от 30 декабря 2022 г. заявление Соболевой М.В. о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, при обращении взыскания на ее доходы, находящиеся на счете должника-гражданина в ПАО «Сбербанк России», удовлетворено. На ПАО «Сбербанк России» возложена обязанность сохранять заработную плату и иные доходы должника в рамках исполнительного производства № 16913/22/49003-ИП, копия постановления направлена в ПАО «Сбербанк России».
Фактически судебным приставом-исполнителем разрешено ходатайство, отличное от заявленного должником, поскольку Пермякова (Соболева) М.В. не просила сохранять денежные средства только из числа поступивших на ее счет в ПАО «Сбербанк России».
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области от 18 января 2023 г. присоединено исполнительное производство № 16913/22/49003-ИП от 3 октября 2019 г. о взыскании задолженности в размере 255 656,12 руб. в пользу ООО «ЭОС» (ранее № 83090/19/49013-ИП) к сводному исполнительному производству № 11483/17/49003-СД.
Часть 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов.
Из справок ОСФР России по Магаданской области от 11 июля 2024 г., от 9 августа 2024 г. следует, что удержания из пенсии Пермяковой М.В. производились следующим образом.
Так, в ноябре 2022 г. отделением удерживались денежные средства в рамках исполнительного производства № 296763/16/49013-СД (25 %), исполнительного производства № 51120/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 51121/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 11483/17/49003-СД (50 %).
В декабре 2022 г. отделением удерживались денежные средства в рамках исполнительного производства № 296763/16/49013-СД (25 %), исполнительного производства № 51120/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 51121/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 11483/17/49003-СД (50 %), исполнительного производства № 16914/22/49003-ИП (50 %).
В январе и феврале 2023 г. отделением удерживались денежные средства в рамках исполнительного производства № 296763/16/49013-СД (25 %), исполнительного производства № 51120/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 51121/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 11483/17/49003-СД (25 %), исполнительного производства № 16914/22/49003-ИП (50 %).
С марта по июль 2023 г. отделением удерживались денежные средства в рамках исполнительного производства № 296763/16/49013-СД (25 %), исполнительного производства № 51120/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 51121/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 11483/17/49003-СД (25 %).
С августа 2023 г. по февраль 2024 г. отделением удерживались денежные средства в рамках исполнительного производства № 296763/16/49013-СД (25 %), исполнительного производства № 51120/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 51121/18/49013-ИП (25 %), исполнительного производства № 11483/17/49003-СД ПМ (50 %).
Из справок ОСФР России по Магаданской области следует, что до июля 2023 г. из пенсии Пермяковой (Соболевой) М.В. удерживались денежные средства в размере 25 % (7543,11 руб.) и перечислялись на депозит Магаданского ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области, а также 25 % (7543,11 руб.), которые перечислялись на депозит Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области.
По утверждению представителя ответчика, все денежные средства с депозита МГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области перечислялись на депозит Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области.
Следовательно, до августа 2023 г. с Пермяковой (Соболевой) М.В., вопреки доводам ответчика, удерживались денежные средства в размере 50 % от ее пенсии – 15 086,22 руб. из 30 172, 46 руб.
Доводы представителя ответчика относительно того, что по данным, имеющимся у службы судебных приставов, от ОСФР России по Магаданской области на депозит службы поступали денежные средства в меньшем размере, чем указано в справках, представленных в материалы дела, и что должностные лица Отделения уклонились от представления суду доказательств, подтверждающих изложенную в справках информацию, судом отклоняются.
Сведения о произведенных ОСФР России по Магаданской области удержания представлены суду в виде справки по форме № 2, содержащей сведения помесячно о виде выплат, общей сумме удержаний, ежемесячной сумме удержаний, проценте удержания, об основаниях для удержания, подписанной уполномоченным сотрудником отделения, оснований не доверять которой у суда не имеется.
Как предусмотрено частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу названной нормы на ответчике лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие законность и обоснованность действий должностных лиц службы судебных приставов.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 57 ГПК РФ, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, оказывает содействие в собирании доказательств, в случае если представление необходимых доказательств для них затруднительно.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих получению ФССП России или УФССП России по Магаданской области сведений или документов от ОСФР России по Магаданской области, представителем ответчика не приведено, соответствующих доказательств не представлено.
Из материалов дела не усматривается, что для обоснования своей правовой позиции представителем ответчика запрашивались какие-либо документы от ОСФР России по Магаданской области и не были им получены по независящим от него обстоятельствам.
При изложенных обстоятельствах, суд при разрешении спора полагает возможным руководствоваться данными, представленными ОСФР России по Магаданской области.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указывала, что с сентября 2023 г. по январь 2024 г. денежные средства безосновательно удерживались из пенсии должника должностными лицами ОСФР России по Магаданской области, а также что судебным приставом-исполнителем в августе 2023 г. никаких действий по изменению порядка удержания из пенсии должника по сводному исполнительному производству № 11483/17/490-СД не производились.
Вместе с тем, 22 июня 2023 г. в адрес ОСФР России по Магаданской области судебным приставом-исполнителем Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области была направлена копия постановления от 30 декабря 2022 г. о сохранении заработной платы и иных доходов должника в размере прожиточного минимума от 30 декабря 2022 г.
Судебный пристав-исполнитель просил Отделение применить постановление ко всем взысканиями, поступившим от Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области.
Требование к ОСФР России по Магаданской области о сохранении заработной платы и иных доходов должника Пермяковой (Соболевой) М.В. ежемесячно в размере прожиточного минимума в установленном законом порядке (в виде постановления) в адрес Отделения не направлялось, доказательств обратного в материалы дела ответчиком не представлено.
Вместе с тем, ОСФР России по Магаданской области было принято к исполнению письмо судебного пристава-исполнителя от 22 июня 2023 г.
После этого с августа 2023 г. отделением в рамках исполнительного производства № 11483/17/490-СД производились удержания в размере 8661,46 руб. (пенсия в размере 30 172,46 руб. - прожиточный минимум в Магаданской области на 2023 год для пенсионеров в размере 21 511 руб.). Одновременно продолжились удержания из пенсии в размере менее 25 % (6424,77 руб.), которые перечислялись на депозит МГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области.
Таким образом, с августа 2023 г. из пенсии Пермяковой (Соболевой) М.В. продолжилось удержание денежных средств в размере 50 % от дохода.
Кроме того, на исполнении Магаданского ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области оставалось исполнительное производство № 76093/19/49013-ИП от 9 сентября 2019 г., которое постановлением от 15 января 2024 г. передано в Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области от 6 февраля 2024 г. указанное исполнительное производство присоединено к сводному исполнительному производству № 11483/17/49003-СД.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указывает, что ОСФР по Магаданской области должно было самостоятельно определить размер производимых удержаний из пенсии должника с учетом необходимости сохранения доходов материального истца не ниже прожиточного минимума.
С 1 января 2024 г. удержание из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, и в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Исполнение требований исполнительных документов в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», осуществляется с учетом положения абзаца восьмого части первой статьи 446 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 9 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Постановления и письмо направлялись в ОСФР России по Магаданской области судебным приставом-исполнителем.
Вместе с тем, несмотря на то, какие действия от ОСФР России по Магаданской области вправе был ожидать судебный пристав-исполнитель, в том числе с января 2024 г., контроль за удержаниями по исполнительным документам о взыскании денежных средств, направленным по месту получения доходов должника, осуществляет именно судебный пристав-исполнитель.
Судебный пристав-исполнитель не ставил вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц ОСФР России по Магаданской области в случае, если он полагал, что ими не было исполнено законное распоряжение судебного пристава-исполнителя по удержанию с ноябре 2022 г. денежных средств в размере 25 % от дохода, а с августа 2023 г. – в размере прожиточного минимума.
Судебным приставом-исполнителем было оставлено без внимания, что денежные средства удерживались с должника одновременно Ольским РОСП и Магаданским ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области, при этом денежные средства с депозита Магаданского ГОСП № 1 переводились в Ольский РОСП.
После поступления на депозит службы судебных приставов денежных средств от ОСФР России по Магаданской области и с депозита Магаданского ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области, всего в размере 50 % от дохода должника, судебный пристав-исполнитель мер к тому, чтобы удержание не производилось в большем размере, чем им было определено, не принял.
Соответствующие меры были приняты службой судебных приставов только в феврале 2024 г.
Так, постановлением судебного пристава-исполнителя Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области от 20 февраля 2024 г. заявление Пермяковой (Соболевой) М.В. о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума удовлетворено.
В феврале 2024 г. требованием судебного пристава-исполнителя Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области были отозваны все постановления о взыскании с пенсии должника Пермяковой (Соболевой) М.В. Магаданского ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области в связи с передачей исполнительных производств в Ольское РОСП УФССП России по Магаданской области.
При этом ОСФР России по Магаданской области продолжалось произведение удержаний по исполнительным производствам, возбужденным в Магаданском ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области:
- № 51120/18/49013-ИП с 11 марта 2019 г. до его исполнения 29 февраля 2024 г.;
- № 51121/18/49013-ИП с 11 марта 2019 г. до его исполнения 29 февраля 2024 г.;
- № 296763/16/49013-СД с 24 апреля 2019 г. по дату его отзыва 29 февраля 2024 г.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что действия должностных лиц службы судебных приставов, не принявших должных и достаточных мер, направленных на сохранение за должником доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, повлекли нарушение прав должника на сохранение минимального уровня жизнеобеспечения.
Возражая против удовлетворения требований, представитель ответчика также указывала, что в спорной ситуации могли быть нарушены только имущественные права гражданина, в связи с чем моральный вред не подлежит компенсации.
Суд не находит оснований согласиться с указанным утверждением.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит.
Вместе с тем, моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан.
В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Материальный истец Пермякова (Соболева) М.В., 31 августа 1968 года рождения, является пенсионером и пенсия – ее единственный источник дохода. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Пермякова (Соболева) М.В. обратившись к судебному приставу-исполнителю с заявлением о сохранении доходов в размере прожиточного минимума, получив информацию об удовлетворении ее заявления, вправе была рассчитывать, что в дальнейшем ей будет сохраняться доход в размере прожиточного минимума.
Однако с декабря 2022 г. Пермякова (Соболева) М.В. была лишена возможности сохранения жизненного уровня, необходимого для поддержания ее жизнедеятельности и здоровья, так как размер получаемой ею пенсии составлял менее величины прожиточного минимума, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на ее здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивало достоинство личности, то есть одновременно нарушало личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ей моральный вред.
Проанализировав установленные обстоятельства в совокупности с действующими нормами права, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о виновном бездействии должностных лиц ответчика, выразившемся в непринятии должных мер к своевременному, полному и правильному исполнению вступившего в законную силу судебного постановления, что не соответствовало предусмотренным законом задачам и принципам исполнительного производства, и как следствие свидетельствует о нарушении должностными лицами Ольского РОСП УФССП России по Магаданской области прав должника Пермяковой (Соболевой) М.В. на удержания с нее денежных средств в размере не превышающем прожиточный минимум.
Учитывая, что в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органа принудительного исполнения судебных актов Пермякова (Соболева) М.В. испытала нравственные страдания, то у нее возникло право на компенсацию морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в п. 81 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств – ФССП России.
При удовлетворении иска о возмещении вреда в резолютивной части решения суд указывает о взыскании суммы вреда с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.
Учитывая состояние здоровья Пермяковой (Соболевой) М.В, имеющиеся у нее заболевания, индивидуальные особенности, тот факт, что единственным источником ее дохода является пенсия по старости, размер которой в связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц службы судебных приставов составлял с декабря 2022 г. менее величины прожиточного минимума для граждан пенсионного возраста, а также степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с Российской Федерации в лице ФССП России (главного распорядителя бюджетных средств) за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в пользу в размере 30 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ольского района в защиту прав и законных интересов Пермяковой Марины Владимировны удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Пермяковой Марины Владимировны (Паспорт гражданина РФ 4422 379408) компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения суда – 23 августа 2024 г.
Судья О.А. Носырева