Р Е Ш Е Н И Е дело №
именем Российской Федерации
04 мая 2016 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО2,
с участием представителя ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ФИО3, ответчицы ФИО4, представителя третьего лица МУП «Центральный Жилсервис» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО4 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 137,57 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обратилось в суд с иском к ФИО4 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 137,57 руб. В обоснование требования указано, что ответчик, проживая в квартире многоквартирного дома, не производит оплату стоимости тепловой энергии, сумма долга за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 8 137,57 руб. Расчет задолженности произведен в соответствии с установленными тарифами на тепловую энергию и горячую воду, исходя из нормы потребления. Договор на предоставление услуг по теплоснабжению не заключен, однако в связи с фактическим потреблением тепловой энергии у ответчицы возникла обязанность по оплате стоимости услуг теплоснабжения. Указано, что наличие централизованного отопления и горячего водоснабжения предусмотрено первоначальным проектом постройки данного многоквартирного дома. Поставка тепловой энергии производилась надлежащим образом, что подтверждается актами готовности дома к отопительному сезону.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что поскольку ответчица проживает в многоквартирном доме, подключенному к центральному отоплению, то отключение системы центрального отопления отдельной квартиры невозможно. Самовольное снятие батарей не может служить основанием для освобождения ответчицы от оплаты стоимости услуг по теплоснабжению. На момент проведения процедуры отключения квартиры истицы от центрального отопления действовало законодательство ФИО1, однако до конца такая процедура не была проведена, в листе согласования отсутствуют все необходимые подписи, технические условия не получены, схемы утверждения органом местного самоуправления не было, оснований для выдачи разрешения на отключение квартиры ответчицы от центрального отопления установлено не было, в связи с чем, отключение квартиры ответчицы от центрального отопления является незаконным. Документы, подтверждающие фактическое отключение отсутствуют. В Жилищном Кодексе РФ также закреплено, что для проведения процедуры отключения квартиры от центрального отопления необходимо разрешение межведомственной комиссии. Договор с ответчицей не заключен, но исходя из фактической поставки тепловой энергии у ответчицы возникла обязанность по внесению платы.
Ответчица ФИО4 с требованиями не согласилась, пояснила, что она проживает в <адрес>, является собственником квартиры. Указала, что истец не имеет права предъявлять требования о взыскании с нее задолженности, поскольку у нее с истцом отсутствуют договорные отношения. Договор должен быть заключен с управляющей компанией, которая, в случае не внесения платы, вправе требовать погашения задолженности. Истец поставляет тепловую энергию до стены дома, а дальше коммунальные услуги может оказывать только управляющая компания. Считает, что у истца отсутствует лицензия, т.е. действует с нарушением закона, указала, что на момент образования истца, как юридического лица, батареи в ее квартире уже отсутствовали. Указала, что в доме установлен прибор учета тепловой энергии, однако расчет задолженности произведен без учета данных прибора. Также пояснила, что батареи в ее квартире перестали нагреваться с 1994 года, в связи с чем, приняла решение об установке автономной системы отопления. Факт отключения ее квартиры от центрального отопления подтверждается актом, подписанным соседями. Просила в иске отказать.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МУП РК «Центральный Жилсервис».
Представитель третьего лица МУП РК «Центральный Жилсервис» в судебном заседании пояснил, что договора между МУП «Центральный Жилсервис» и ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» не имеется, поставка тепла производится ресурсоснабжающей организацией непосредственно потребителю, МУП «Центральный Жилсервис» не имеет отношения к расчетам за тепловую энергию. Указал, что процедура отключения квартиры ответчицы от центрального отопления в установленной форме не пройдена.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из положений ст. 546 ГК РФ следует, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Положениями п.1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом в иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В судебном заседании ответчица указывала на необоснованность заявленных требований в связи с отключением ее квартиры от центрального отопления. В подтверждение факта отключения квартиры от центрального отопления предоставлен лист согласования для принятия решения межведомственной комиссией по отключению потребителя от централизованных сетей отопления и горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный лист согласования не подписан начальником районных тепловых сетей, а также председателем комиссии – заместителем председателя совета по вопросам деятельности исполнительных органов совета, начальник УЖКХ. Указанный лист согласования выдан в соответствии с решением межведомственной комиссии, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу исполнительного комитета <адрес> совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Н-1/703/2 ФИО4 было отказано в выдаче разрешения на отключение центрального отопления и горячего водоснабжения в связи с отсутствием всех подписей должностных лиц в листе согласования. Содержание копий указанных документов участвующими в деле лицами не оспаривалось.
В период проведения действий по отключению квартиры ответчицы от центрального отопления на территории Республики Крым действовало законодательство ФИО1.
Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставки холодной и горячей воды и водоотведению» в п.25 предусматривалось, что отключение потребителей от систем централизованного отопления и горячего водоснабжения производится в соответствии с Порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от систем централизованного отопления и поставки горячей воды запрещается.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, который предусматривал возможность отключения отдельных домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды. При этом заявителю необходимо было получить технические условия на отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения (п.2.2.1).
Указанным Приказом также определены обязательные условия, при наличии которых возможно отключение отдельных жилых домов от централизованного отопления и горячего водоснабжения: решение об отключении дома от системы централизованного отопления должно быть поддержано всеми собственниками помещений в жилом доме; при наличии утвержденной органом местного самоуправления оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта.
В соответствии с п.40 Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пользования тепловой энергии» потребитель обязан согласовать с теплоснабжающей организацией новые условия подключения и отключения либо переоборудования системы теплоснабжения, которые являются причиной увеличения или уменьшения объема потребления тепловой энергии.
Исходя из системного толкования указанных норм, проведение отключения от централизованного отопления отдельной квартиры в многоквартирном доме не предусматривалось.
Кроме того, в материалы дела предоставлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам, связанным с отключением от систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилищном фонде в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления, из которого следует, что по заявлению ФИО4, проживающей в <адрес>, учитывая, что приборы отопления были демонтированы, однако автономное отопление установлено не было и не получены технические условия на их установку, в соответствии с законодательством, принято решение о необходимости восстановления централизованной системы теплоснабжения жилого дома, в котором расположена квартира.
Исходя из данного обстоятельства, а также, учитывая отсутствие у ответчицы всех разрешительных документов на отключение ее квартиры от системы централизованного отопления, и руководствуясь решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчицы имело место самовольное отключение ее квартиры от централизованного отопления, что не может служить основанием для от освобождения ее от оплаты услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения. Представленный ответчицей акт от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный владельцами квартир №,68,52,59,25 по <адрес>, об отключении в <адрес> батарей центрального отопления, суд признает ненадлежащим доказательством, поскольку лица, подписавшие такой акт, не наделены полномочиями по фиксации факта отключения квартиры от центрального отопления.
Рассматривая довод ответчицы об отсутствии у истца права на обращение в суд с заявленным требованием в связи с отсутствием у истца лицензии, а также в связи с необходимостью заключения договора на поставку тепловой энергии непосредственно между управляющей компанией и конечным потребителем – жильцом многоквартирного дома, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ, деятельность по предоставлению услуг теплоснабжения лицензированию не подлежит.
Из материалов дела следует, что ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ в связи с созданием юридического лица, т.е. является вновь созданным юридическим лицом. К отношениям между ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» и потребителями тепловой энергии применяется законодательство Российской Федерации.
В силу положений ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ потребителем тепловой энергии является не только лицо, которое приобретает тепловую энергию для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, но и лицо, которое приобретает тепловую энергию для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, непосредственно поставляющая тепловую энергию конечным потребителям, вправе требовать оплаты стоимости предоставленных услуг, в связи с чем доводы ответчицы в этой части суд находит несостоятельными. При этом отсутствие заключенного письменного договора на поставку тепловой энергии между сторонами не является основанием для освобождения потребителя от оплаты стоимости услуг.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 137,57 руб.
В соответствии со ст.ст. 30, 67, 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Расчет задолженности произведен по тарифам, утвержденным Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым, приказы об установлении которых имеются в материалах дела. Из расчета суммы задолженности следует, что расчет стоимости услуг горячего водоснабжения произведен по установленному нормативу потребления, исходя из одного проживающего в квартире лица, расчет стоимости теплоснабжения произведен исходя из стоимости тепловой энергии, площади жилого помещения и годового норматива потребления услуги по отоплению.
Произведенный истцом расчет задолженности суд находит правильным. Что касается указания ответчицы на установку в доме теплосчетчика, то данный довод материалами дела не подтверждается, документы по опломбированию и подключению теплосчетчика Управляющей компанией не представлены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчицы задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца в порядке возврата подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина по делу в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО4 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 137,57 руб., удовлетворить.
Взыскать с Нижельской Ии Тимофеевны в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» сумму долга за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 137,57 руб.
Взыскать с Нижельской Ии Тимофеевны в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Кундикова
Решение в окончательной форме изготовлено 09.05.2016