Судья: Зуйкина И.М. Дело № 33-6824/2023
Уникальный идентификатор дела
50RS0024-01-2022-001840-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Цуркан Л.С.,
судей Петруниной М.В., Мизюлина Е.В.,
при секретаре судебного заседания Андреевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2023 года апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР № 8 по г. Москве и Московской области на решение Луховицкого районного суда Московской области от 28 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-792/2022 по иску ФИО к Государственному учерждению – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области о признании решений об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области о признании незаконными решений об отказе в назначении пенсии № 210000138520/873726/21 от 01.07.2021 и № 220000106729/873726/21 от 27.09.2022, включении в специальный стаж периода работы в МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа» в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов сельской школы: с 11.12.2009 по 20.01.2019, досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.07.2021.
В обоснование требований указала, что 18.06.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, поскольку ее педагогический стаж составлял более 25 лет. Решениями № 210000138520/873726/21 от 01.07.2021 и № 220000106729/873726/21 от 27.09.2022 ответчик отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости, исключив из педагогического стажа период работы в МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа» в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя начальных классов сельской школы: с 11.12.2009 по 20.01.2019, поскольку работа в должности учителя, не выполнялась норма рабочего времени, а работа в должности заместителя директора по воспитательной работе засчитывается в стаж на соответствующих видах работ при условии ее выполнения при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени.
Решением Луховицкого районного суда Московской области от 28 ноября 2022 года исковые требования ФИО удовлетворены.
На Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области возложена обязанность включить ФИО в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа» в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов сельской школы с 11.12.2009 по 20.01.2019; назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.07.2021.
В апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР № 8 по г. Москве и Московской области, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия на основании определения от 27.02.2023 произвела замену ответчика ГУ-Главного управления ПФР № 8 по г. Москве и Московской области на правопреемника Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя истца, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года № 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Согласно вышеназванному Списку должностей и учреждений, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются: учитель, воспитатель в общеобразовательных учреждениях, в том числе в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в школе-интернате, в том числе специальной (коррекционной) для детей с отклонениями в развитии и др.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года № 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 года № 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года № 781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 года №781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 года № 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 18.06.2021 ФИО обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решениями ответчика № 210000138520/873726/21 от 01.07.2021 и № 220000106729/873726/21 от 27.09.2022, истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы.
В педагогический стаж истца не включен следующий период:
- с 11.12.2009 по 20.01.2019 работы в МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа» в должности замдиректора по учебно-воспитательной работе 0,5 ставки и учителя начальных классов, по основаниям п.3,4 Списка, подпункт «б» пункта 8 Правил и должностей и учреждений педагогических работников, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Установив, что специальный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял менее 25 лет, ответчик на основании принятых решений указал, что оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 12.07.2021 по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется.
Согласно трудовой книжке, истец 02.01.1991 принята на работу в должности учителя начальных классов на основании приказа № 1 от 02.01.1991, приказом от 11.12.2009 № 25 ФИО была назначена на должность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с 11.12.2009, с сохранением за ней нагрузки учителя 20 часов.
В акте по результатам документальной проверки факта работы от 21.07.2020 № 25 указано, что представлены книги приказов за 1991-2020 г.г., в которых имеется приказ № 1 от 02.01.1991 о принятии на должность учителя начальных классов, приказ о переводе № 44 от 28.05.1992, приказ № 25 от 11.12.2009 о назначении на должность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. Карточки-справки по заработной плате, электронные лицевые счета по заработной плате за спорный период в должности замдиректора по учебно-воспитательной работе 0,5 ставки и учителя начальных классов.
В соответствии со справкой, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, выданной 07.07.2020 МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа», ФИО в период с 11.12.2009 по 20.01.2019 работала в должности учителя начальных классов, а с 11.12.2009 - по совместительству заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки.
Факт работы ФИО в должности учителя начальных классов в МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа» подтверждается тарификационными списками с 2009 по 2020 годы, в которых учебная нагрузка истца составляет более 19 часов.
Разрешая спор о признании незаконным решений ГУ-ГУ ПФР № 8 по г. Москве и Московской области № 210000138520/873726/21 от 1 июля 2021 года и № 220000106729/873726/21 от 27 сентября 2022 года в части отказа в зачете в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа» в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе и учителя начальных классов сельской школы с 11.12.2009 по 20.01.2019 и возложении на ответчика обязанности принять к зачету в педагогический стаж спорный период работы, суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств, представленных доказательств, а также положений пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, пришел к выводу о том, что указанный период подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку работа истца в указанный период предусмотрена Списком № 781, согласно которому в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных, в том числе, в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Доводы ответчика, что в указанный период работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по 0,5 ставки, что свидетельствует о выполнении работы не полный рабочий день, при неполной нагрузки и как основание для не включения периода в специальный страховой стаж были исследованы судом первой инстанции и с учетом выполнения ФИО в указанный период времени педагогической деятельности в учреждении и в должности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а именно, в должности учителя начальных классов на полную ставку и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, являются необоснованными и подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Специальный стаж ФИО, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, с учетом зачета спорных периодов работы и признанных ответчиком периодов составляет 31 год 13 дней, в связи, с чем у ФИО возникает право на страховую пенсию по старости в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 21 апреля 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого решения.
Судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводам о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований, оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, ссылки на нормы материального права, которыми суд руководствовался, приведены в мотивировочной части решения суда, и оснований считать их неправильными и не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при принятии решения допущено не было, оценка доказательств произведена судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, положения статьи 198 ГПК РФ при принятии решения соблюдены.
Правовых оснований, которые могли бы в силу закона повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Луховицкого районного суда Московской области от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР № 8 по г. Москве и Московской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>