Решение по делу № 2-71/2023 (2-1148/2022;) от 06.12.2022

Дело № 2-71/2023

УИД 61RS0025-01-2022-001864-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Багаевская Ростовской области 30 марта 2023 года

Багаевский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Величко М.Г.,

при секретаре Григорьевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Багаевского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Багаевского района, МБОУ Арпачинская СОШ об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму,

                У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой района в рамках возложенных полномочий проведена проверка исполнения МБОУ Арпачинской СОШ требований законодательства о противодействии терроризму.

Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция о противодействии терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года (далее – Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризму.

В соответствии со ст. 13 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе путем осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В ст. 15 Концепции о противодействию терроризму в Российской Федерации указано на то, что предупреждение (профилактика) терроризма предполагает собой решение ряда задач, в том числе, определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии со ст. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление № 1006) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), а выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения, на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В силу п.п. «ж» п. 20 Постановления № 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе исключением фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них, организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями, осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

Проверкой установлено, что на территории МБОУ Арпачинской СОШ ограждение, расположенное по периметру образовательной организации, находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта или замены, а также не отвечает требованиям антитеррористической защищенности (высота забора составляет до 1,2 м.), что не препятствует свободному доступу на территорию образовательного учреждения.

Выявленные нарушения закона свидетельствуют об отсутствии мер, направленных на воспрепятствование проникновения на объект посторонних лиц. Причинами и условиями вышеуказанных нарушений является ненадлежащее исполнение должностными лицами своих должностных обязанностей, отсутствие должного, действенного контроля за работой подчиненных сотрудников со стороны руководства.

Прокуратурой района 07.10.2022 внесено представление заведующему отдела образования администрации Багаевского района, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения закона не устранены.

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах муниципального образования.

В соответствии с МБОУ Арпачинской СОШ его учредителем является администрация Багаевского района. Функции и полномочия учредителя в рамках своей компетенции осуществляет отдел образования администрации Багаевского района на основании положения об отделе образования администрации Багаевского района.

Из приведенных норм права и положений Устава образовательной организации следует, что орган местного самоуправления – администрация муниципального образования – обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка ограждения. Незапланированность финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования на указанные цели не является основанием освобождения от исполнения установленной законом обязанности.

31.01.2023 года прокурор уточнил исковые требования и окончательно просил обязать администрацию Багаевского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на приведение ограждения на территории МБОУ Арпачинской СОШ по периметру образовательного учреждения в соответствии с требованиями п. 5.4 «ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения», а также законодательства о противодействии терроризму.

Возложить на МБОУ Арпачинскую СОШ обязанность произвести установку ограждения в соответствии с требованиями п. 5.4 «ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» законодательства о противодействии терроризму в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств на устранение выявленных нарушений закона.

В судебном заседании помощник прокурора Филонова М.А. поддержала уточненные исковые требования в полом объеме, просила удовлетворить.

Представитель МБОУ Арпачинской СОШ в суде возражала об удовлетворении заявленных требований, просила отказать.

Представитель администрации Багаевского района РО Иванов В.И. возражал об удовлетворении требований прокурора.

Представитель отдела образования администрации Багаевского района РО Рехина О.А. возражала об удовлетворении требований прокурора, просила отказать.

Представитель министерства общего и профессионального образования РО в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств, возражений не направил.

Дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

Таким образом, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, их территории, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств, возложено действующим законодательством на органы местного самоуправления.

На основании п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 ст. 28 Закона об образовании, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации при освоении и реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее по тексту - Закон о противодействии терроризму) одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района в рамках возложенных полномочий проведена проверка исполнения МБОУ Арпачинской СОШ требований законодательства о противодействии терроризму.

Проверкой установлено, что на территории МБОУ Арпачинской СОШ ограждение, расположенное по периметру образовательной организации, находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта или замены, а также не отвечает требованиям антитеррористической защищенности (высота забора составляет до 1,2 м.), что не препятствует свободному доступу на территорию образовательного учреждения.

Выявленные нарушения закона свидетельствуют об отсутствии мер, направленных на воспрепятствование проникновения на объект посторонних лиц. Причинами и условиями вышеуказанных нарушений является ненадлежащее исполнение должностными лицами своих должностных обязанностей, отсутствие должного, действенного контроля за работой подчиненных сотрудников со стороны руководства.

Прокуратурой района 07.10.2022 внесено представление заведующему отдела образования администрации Багаевского района, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения закона не устранены.

В соответствии с МБОУ Арпачинской СОШ его учредителем является администрация Багаевского района. Функции и полномочия учредителя в рамках своей компетенции осуществляет отдел образования администрации Багаевского района на основании положения об отделе образования администрации Багаевского района.

Разрешая заявленные требования прокурора, учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд указывает, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие соответствующего периметрального защитного ограждения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

Установление защитного ограждения в образовательном учреждении направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закон о противодействии терроризму противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка ограждения мест массового пребывания людей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие целостности ограждения территории не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Суд приходит к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям положений "ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения" в части высоты ограждения, поскольку настоящий стандарт распространяется на ограждения, предназначенные для защиты периметра охраняемого объекта, при этом, образовательные организации не отнесены к числу объектов, на которые не распространяет свое действие положения национального стандарта.

Требования настоящего стандарта в части высоты ограждения - "не менее 2,5 м, а в районных с глубиной снежного покрова более 1 м - не и менее 3,5 м", даже при отсутствии специальных познаний в области инженерных конструкций, безусловно, свидетельствуют о более надежной профилактике антитеррористической укрепленности и защищенности.

Срок в течение которого прокурор просит выполнить заявленные им мероприятия, суд считает обоснованным с учетом того, что информацией об объектах, по периметру которых отсутствует надлежащее ограждение, ответчики обладали значительно раньше, чем с настоящим иском в суд обратился прокурор, что свидетельствует о том, что у ответчиков имелась реальная возможность и достаточный срок для того, чтобы устранить указанные прокурором нарушения.

Довод об отсутствии фактического финансирования на указанные цели не может быть принят в качестве основания к отказу в удовлетворении требований, поскольку возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанность по защите граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств. Данный довод не основан на законе и не освобождает ответчика от принятия всех необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности.

Вопросы порядка и способа исполнения решения суда, а также сроки его исполнения могут быть разрешены с использованием иных правовых механизмов, урегулированных гражданским процессуальным законом. Так, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Багаевского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на приведение ограждения на территории МБОУ Арпачинской СОШ по периметру образовательного учреждения в соответствии с требованиями п. 5.4 «ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения», а также законодательства о противодействии терроризму.

Возложить на МБОУ Арпачинскую СОШ обязанность произвести установку ограждения в соответствии с требованиями п. 5.4 «ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» законодательства о противодействии терроризму в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств на устранение выявленных нарушений закона.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 03.04.2023 года

Председательствующий:

2-71/2023 (2-1148/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Багаевского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Багаевского района
МБОУ Арпачинская СОШ
Другие
Отдел образования Администрации Багаевского района
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Суд
Багаевский районный суд Ростовской области
Судья
Величко Марина Геннадьевна
Дело на сайте суда
bagaevsky.ros.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2022Передача материалов судье
09.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Подготовка дела (собеседование)
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее