Решение по делу № 33-2764/2018 от 08.05.2018

Судья Ермаков А.Е.      Дело № 33-2764/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.,

при секретаре Поповой О.К.

рассмотрела в судебном заседании <Дата обезличена> дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому

на администрацию муниципального района «Усть-Вымский» возложена обязанность предоставить К. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский», пригодной для постоянного проживания, на состав семьи из одного человека, общей площадью не менее 16 квадратных метров.

Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К. обратилась в суд с иском к администрации МР «Усть-Вымский» о предоставлении ей, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда на территории МО МР «Усть-Вымский».

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и постановил приведенное решение, оспоренное Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми как незаконное и необоснованное.

В суде апелляционной инстанции ответчик и третье лицо своих представителей не направили.

К. возражала против доводов жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установил суд, и подтверждается материалами дела, К., <Дата обезличена> г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, признанном заключением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда СП «Илья-Шор» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> непригодным для проживания.

Постановлением администрации МР «Усть-Вымский» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> К. включена в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

На момент разрешения спора К. значится в соответствующем списке под номером 65 и жильем не обеспечена.

Разрешая спор, суд исходил из подтвержденного истцом и не оспоренного ответчиком права К. на получение жилья специализированного жилищного фонда как лицом, оставшимся без попечения родителей и не имеющим жилого помещения, пригодного для проживания, а также из того, что данное право ею не реализовано.

Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет; предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из списка

По договорам найма специализированных жилых помещений жилье предоставляется указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ).

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 8 указанного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Законом Республики Коми от 07 декабря 2012 г. № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившим силу с 1 января 2016 года в связи с принятием Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», предусматривалось наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статья 1 указанного Закона Республики Коми устанавливала, что жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», вступившим в силу с 1 января 2016 года, в соответствии с которым к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (пункт 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ).

К. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, но до настоящего времени в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечена, иного жилья не имеет.

При таких обстоятельствах она имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории МО МР «Усть-Вымский», и суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ею требования, возложив на ответчика обязанность по предоставлению истцу благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по норме представления, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, в данном случае - решением Совета МО «Усть-Вымский район».

Недостижение истцом своей очередности в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не свидетельствует о незаконности постановленного решения.

Действующее законодательство не содержит конкретной оговорки о какой-либо очередности внутри списка детей-сирот в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Списки формируются с достижения лицами 14 лет для того, чтобы своевременно предоставить им жилое помещение по достижении 18 лет или по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом ни статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, ни иные нормы закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

При возникновении у лица права на получение жилья на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ у уполномоченного органа возникает обязанность по его предоставлению.

Гарантированное законом право К. не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц соответствующей категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности.

Обязательства ответчика должны исполняться им надлежащим образом. Причины, по которым имеет место ненадлежащее исполнение, юридически значимыми обстоятельствами в данном споре не являются.

Поскольку оснований, предусмотренных частью 4 статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемого решения суда не установлено, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2764/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Нагорнова О Н
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
14.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее