Решение по делу № 2-513/2015 от 21.04.2015

№2-513/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сухопарова В.И.,

при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «10» июля 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Козлова В.В. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми о возложении обязанности включить определенные периоды в специальный стаж, произвести перерасчет трудового стажа и пенсии с учетом стажевого коэффициента и взыскании недополученной части пенсии,

установил:

Козлов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми о возложении обязанности включить в специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с <дата> по <дата>, произвести перерасчет трудового стажа, произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,69 с 01.01.2002, с установлением процента валоризации 24% с 01.01.2010 и взыскании недополученной части пенсии за период с 01.01.2002 с индексацией. В обосновании иска указал, что является пенсионером и получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 23.10.2001. По расчету пенсионного фонда общий трудовой стаж истца в календарном исчислении составляет 24 года 10 месяцев 12 дней, включая период прохождения военной службы по призыву 2 года 23 дня. При этом, Козлов В.В. считает, что его общий трудовой стаж составляет 25 лет 9 месяцев 24 дня. Работа по списку №1 в календарном исчислении в соответствии с расчетом ответчика составляет 20 лет 8 месяцев 14 дней (без включения периода прохождения военной службы). А по расчету истца - 22 года 9 месяцев 27 дней. Обращаясь в суд, Козлов В.В. указывает, что период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с <дата> по <дата> не включен ответчиком в специальный стаж работы неправомерно.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.07.2015 исковые требования Козлова В.В. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми о взыскании недополученной части пенсии за период с 01.01.2002 по день вынесения решения, с учетом индексации взыскиваемых сумм выделены в отдельное производство.

Истец Козлов В.В., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, направил своего представителя.

Представитель истца Козлова В.В. – Лыткина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе Республики Коми Булавина А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Козлову В.В. с 23.10.2001 назначена пенсия в связи с особыми условиями труда, в соответствие с Законом от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

При расчете размера пенсии учтена работа истца в период с 20.05.1975 по 23.10.2001 и период прохождения военной службы по призыву (2 года 0 месяцев 23 дня), в календарном исчислении.

С учетом полуторного исчисления работы в районах Крайнего Севера на 23.10.2001 стаж работы Козлова В.В. составил 38 лет 5 месяцев 10 дней. Работа по Списку №1 в календарном исчислении составила 20 лет 8 месяцев 14 дня.

20.01.2015 Козлов В.В. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе Республики Коми с обращением о разъяснении ему порядка расчета назначенной ему пенсии, со всеми надбавками, перерасчетами. Также просил сообщить его общий трудовой стаж, специальный стаж, стажевый коэффициент, процент валоризации и разъяснить какие периоды были учтены при назначении пенсии, а какие нет.

В своем ответе от 17.02.2015 Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе Республики Коми, указало, что период прохождения военной службы по призыву исчислен в календарном порядке, и исходя из специального стажа, стажевой коэффициент составляет 0,65, а процент валоризации 21%.

Кроме того, истец считает, что ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж три периода в которые истец в связи с производственной необходимостью переведен на РМЦ с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, т.к. в эти периоды он выполнял горные работы.

Исчисление в календарном порядке периода прохождения службы в рядах вооруженных сил СССР с <дата> по <дата> и периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> по мнению истца, послужило основанием к нарушению его пенсионных прав, в связи с чем, последний обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

На момент выхода истца на пенсию действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 от 20.11.1990 (Далее Закон №340-1), утративший силу 01 января 2002 года.

В соответствие со ст.10 Закона №340-1 пенсия на общих основаниях устанавливается мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

Согласно п. а ст. 12 Закона №340-1 пенсия с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.

Гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 утвержден Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Вступившим в действие с 01.01.2002 Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В силу подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует руководствоваться Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.

На основании абзаца второго подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 при исчислении периодов работы до 01.01.1992 г. (дата введения Списка N 1 1991 г.) возможно также применение Списка N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (действовал до 01.01.1992 г., далее - Список N 1 1956 г.).

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.

Пунктами 4 и 5 Правил установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, предусмотренной Списком N 1 1991 г. (Списком N 1 1956 г.), а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Периоды прохождения военной службы в Правилах, равно как и в Списке N 1 1991 г. (Списке N 1 1956 г.) не указаны.

Вместе с тем, в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР, приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из материалов дела видно, что в период с <дата> по <дата> Козлов В.В.. проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

Непосредственно после военной службы истец принят на шахту «<данные изъяты> учеником горнорабочего подземного участка по монтажу и демонтажу оборудования.

В последующем, <дата> истец принят на работу в должности горнорабочего подземного участка по монтажу и демонтажу оборудования по 3 разряду.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Во время прохождения истцом службы в рядах Вооруженных Сил СССР действующее на тот момент законодательство, а именно п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривало возможность зачета времени прохождения службы в армии в специальный стаж работы.

Поскольку период службы Козлова В.В. в Вооруженных Силах СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, суд приходит к выводу о том, что данный период подлежит включению в специальный стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Кроме того, три периода в которые истец в связи с производственной необходимостью переведен на РМЦ с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, также необоснованно включены в трудовой стаж в календарном исчислении, поскольку они должны быть включены в специальный стаж на подземных работах, поскольку истец утверждает, что в данные периоду он был занят на горных работах.

Вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ пенсионным органом доказательств невозможности включения данного периода работы в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении, при рассмотрении дела не приводилось.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в указанные периоды работа истца не осуществлялась на подземных работах.

В связи с тем, что в специальный стаж подлежат включению период службы истца в Советской армии и периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, то подлежат изменению стажевый коэффициент и процент валоризации.

Как видно из материалов дела, Козлову В.В. по достижению возраста 45 лет была назначена трудовая пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

После назначения истцу пенсии 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со статьей 30 которого в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Пунктом 1 статьи 30 данного Закона предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) с применением стажевого коэффициента, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

Пунктом 9 статьи 30 названного Закона предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона (пункт 10 ст. 30 Закона).

В силу ст. 30.1 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Судом установлено, что при расчете размера пенсии по состоянию на <дата> стаж в календарном исчислении составил 24 года 10 месяцев 12 дней. С учетом полуторного исчисления работы в районах Крайнего Севера на 23.10.2001 стаж Козлова В.В. составил 38 лет 5 месяцев 10 дней.

Специальный стаж на подземных работах в календарном исчислении составил 20 лет 8 месяцев 14 дней.

При этом в специальный стаж не был включен период военной службы с <дата> по <дата>.

С учетом включения в специальный стаж Козлова В.В. спорного периода военной службы и трех периодов перевода в связи с производственной необходимостью на РМЦ продолжительность специального стажа на 01.01.2002 составит 23 года 3 месяца 15 дней, на <дата> – 13 лет 3 месяца 15 дней.

Соответственно на 01.01.2002 стажевый коэффициент составит 0,68 (55+13), процент валоризации – 23% (10+13).

В соответствии со ст. 23 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку установленные нарушения пенсионных прав истца были вызваны незаконными действиями ответчика, то нарушенные пенсионные права подлежат восстановлению с той даты с которой истец имел право на их получение, т.е. с 01.01.2002.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования Козлова В.В. удовлетворить.

Возложить на Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе обязанность включить Козлову В.В. в специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с <дата> по <дата>, произвести перерасчет трудового стажа с учетом включения указанного периода в специальный стаж, произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68 с 01.01.2002 и с учетом процента валоризации 23% с 01.01.2010.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения,

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2015.

Судья В.И. Сухопаров

2-513/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Козлов В.В.
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
21.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2015Передача материалов судье
24.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.06.2015Предварительное судебное заседание
07.07.2015Судебное заседание
09.07.2015Судебное заседание
10.07.2015Судебное заседание
15.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее