УИД: 11RS0018-01-2024-000602-05
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 19 сентября 2024 года по делу № 2-390/2024
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием представителя ответчика - Управления Федеральной налоговой службы Республики Коми Степичевой О.В., участвующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ посредством ВКС с Сыктывкарским городским судом Республики Коми,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску Нестеровой Л.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученной денежной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплат, морального вреда,
установил:
Нестерова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании: недоначисленной и недополученной суммы компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме 35 345,60 руб.; денежной компенсации за задержку указанных выплат по 15.08.2024 (на дату подачи иска) в сумме 5 641,16 руб. с обязанием ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов по день фактического расчета; компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. В обоснование исковых требований указано, что она с 08.02.1994 по 17.09.2023 работала в налоговых органах Республики Коми, состояла с ответчиком в трудовых отношениях. Приказом начальника инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2024 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Со ссылкой на ч. 3.2. ст. 37 указанного закона полагает, что ей необоснованно при начислении компенсации за пятый и шестой месяцы расчет не включены суммы средств, выплаченных гражданскому служащему в виде материального стимулирования.
Истец Нестерова Л.В. в судебном заседании участия не принимала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика иск не признала. Вместе с тем, судя по объяснениям представителя ответчика, исковые требований ответчик признает частично, суммы являются математически не верно рассчитанными, кроме того, сумма морального вреда явно завышена.
Суд, выслушав мнение представителя ответчика, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришёл к выводу о возможности и необходимости рассмотрения иска без участия истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Нестерова Л.В. (ранее - Кантимирова) принята на должность <данные изъяты> отдела контроля за сбором доходов, учета и отчетности Госналогинспекции по Усть-Куломскому району. Последняя занимаемая истцом должность согласно служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Приказом МИФНС России № 1 по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с истцом прекращен (расторгнут) ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
На основании приказов МИФНС России № 1 по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Нестеровой Л.В. предоставлен за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 календарных дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 календарных дней).
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми 18.09.2023 реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Управление является правопреемником Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон № 79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 названного Закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 3.2 статьи 37 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пп. 8.2 и 8.3 ч. 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в ч. 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.
Не оспаривается ответчиком, что истец уволена из организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Решением ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района» от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ принято решение № о выплате Нестеровой Л.В. средней заработной платы на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения, а решением от ДД.ММ.ГГГГ № – шестого месяца со дня увольнения.
Нестеровой Л.В. произведена выплата за пятый месяц – <данные изъяты> руб., и шестой месяц со дня увольнения - <данные изъяты> руб. (всего – <данные изъяты> руб., за пяты месяц – <данные изъяты> руб., за 6 мес. – <данные изъяты> руб.).
Не согласившись с размером выплаченных сумм, истец обратилась в суд.
В соответствии с чч. 2 и 5, 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона № 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно ч. 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 далее Правила № 562), с 01.01.2023 урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554 (далее Правила № 554).
Так, в соответствии с подп. «б» п. 1 Правил № 554 они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего в случае выплаты денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пп. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (ч. 3.1), а также денежной компенсации, дополнительно выплачиваемой за пятый и шестой месяцы со дня увольнения из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по тем же основаниям (ч. 3.2 ст. 37 Закона).
Согласно п. 3 Правил № 554 для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных п. 1 Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой и должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином граждански службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляю оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на граждански службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу см сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в п. 5 Правил № 554, дополнительно учитываются: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовым: актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностной оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4).
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в соответствующих пунктах Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истца в целях исчисления компенсаций при увольнении.
В силу п. 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем, судом принимается во внимание, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Также судом во внимание принимается Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, где на основе положений статей 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пп. 6 и 8 Правил № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7.
На основе анализа этих нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы, должны учитываться при расчете ее среднего заработка как для компенсационной выплаты в объеме четырехмесячного денежного содержания, так и денежной компенсации, дополнительно выплачиваемой за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения.
Аналогичные нормы были закреплены в Правилах № 562.
В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Усть-Куломского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № частично удовлетворены исковые требования Нестеровой Л.В. к УФНС по Республике Коми. С УФНС по Республике Коми в пользу Нестеровой Л.В. взысканы недоплаченные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в мае 2023 года (7 дней), в июле 2023 года (14 дней) в размере 20 167,77 рублей; недополученная сумма денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 52 475,79 рублей; недополученная сумма денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 70 691,08 рублей; денежная компенсация (проценты), предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсация за неиспользованный отпуск, недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 32 484,06 рублей, компенсацию морального вреда 10 000 рублей, с возложением на УФНС по Республике Коми обязанности исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации, с сумм, подлежащих налогообложению. Взыскана компенсация за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсация за неиспользованный отпуск, недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактического расчета включительно. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Судом установлено, что денежные суммы материального стимулирования в расчет месячного денежного содержания Нестеровой Л.В. при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением (четырехмесячного содержания) неправомерно не были включены. Установленный судом размер недоначисленной и невыплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания Нестеровой Л.В. составил 70 691,08 руб.
Решение сторонами не обжаловано, вступило в законную силу.
Таким образом, учитывая установленный вступившим в силу судебным актом факт неправомерного не включения выплаченных истцу средств материального стимулирования при расчете среднего заработка (денежного содержания) для выплаты предусмотренных ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ денежных средств при увольнении (компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания), определенный судом размер неначисленной и невыплаченной суммы за месяц, идентичный расчет компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения расчету четырехмесячного содержания, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца надлежит взыскать сумму недоначисленной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме 35 345,56 руб.
В соответствии со ст. 73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Ст. 236 Трудового кодекса РФ установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно.
Законом № 79-ФЗ сроки выплаты спорной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения не определены.
Вместе с тем, ст. 318 ТК РФ, предусматривающей государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в чч. 3 и 4 установлено, что в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения. В таких случаях уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней … после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.
Истец просит взыскать компенсацию за задержку выплаты компенсации за 5 и 6 месяц. с учетом приведенных норм ст. 318 ТК РФ и ст. 73 Закона № 79-ФЗ компенсация подлежала выплате. До настоящего времени данные выплаты в полном объеме не произведены, в связи с чем являются обоснованными и соответствующими требованиям ст. 236 ТК РФ требования истца в части обязания выплатить истцу денежную компенсацию за задержку выплат.
При этом суд приходит к выводу, что фактически требования истца направлено на взыскание компенсации по день фактического расчета, в потому полагает необходимым произвести расчет компенсации по день вынесения судом решения. Учитывая изложенное, принимая во внимание периоды просрочки выплат и признанные подлежащими взысканию суммы, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика денежной компенсации за нарушение сроков выплаты, согласно следующему расчету:
по первой выплате за период времени с 15.08.2024 по 15.09.2024 по ставке 18% за 32 дня – 678,63 руб., с 16.09.2024 по 19.09.2024 по ставке 19% за 4 дня 89,54 руб., а всего 768.17 руб.
- по второй выплате за период времени с 15.08.2024 по 15.09.2024 по ставке 18% за 32 дня – 678,63 руб., с 16.09.2024 по 19.09.2024 по ставке 19% за 4 дня 89,54 руб., а всего 768.17 руб. Всего сумму в размере 1 536,34 руб.
Вопреки позиции стороны истца относительно взыскания денежной компенсации за нарушение работодателем компенсации по день вынесения решения суда, суд в силу ст. 236 ТК РФ приходит к убеждению, что выплата денежной компенсации за нарушение работодателем трудового законодательства по день фактического исполнения является обязанностью работодателя, а потому в резолютивной части решения необходимо указать о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат, начиная с 15.08.2024 по день фактического расчета включительно ( указав период с 15.08.2024 по 19.09.2024 и расчет суммы - 1 536,34 руб.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд руководствуется следующими нормами закона.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
На основании и изложенного, принимая во внимание, что со стороны ответчика имеет место задержка положенных истцу выплат, заявленные требований о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд приходит к убеждению, что сумма, указанная истцом является завышенной, не разумной. Для соблюдения баланса интересов, соблюдения принципов разумности и справедливости, с учетом объема и характеру причиненных работнику нравственных и физических страданий, суд полагает необходимым взыскать сумму в размере 2 000 рублей.
При принятии решения о размере суммы компенсации морального вреда, суд учитывает, что размер компенсации подлежащего взысканию морального вреда является оценочной категорией, только суд вправе дать оценку указанным в приведенных выше нормах критериям для определения размера компенсации, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Размер морального вреда не поддается точному денежному подсчету, он взыскивается с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего и не может быть средством обогащения; оснований для взыскания суммы в большем размере суд не усматривает.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Нестеровой Л.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученной денежной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплат, морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН 1109006429, ОГРН 1041100852429) в пользу Нестеровой Л.В. (паспорт №) недоплаченные суммы компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме 35 345,56 руб.; денежную компенсацию за задержку указанных выплат по 14.08.2024 (дата подачи иска) 5 641,14 руб.; денежную компенсацию за задержку указанных выплат с 15.08.2024 по 19.09.2024 в сумме 1536,34 руб.; компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Нестеровой Л.В. компенсацию за задержку выплат из расчета одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная с 20.09.2024 и по день фактического расчета включительно.
В удовлетворении остальной части исковых требований Нестеровой Л.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 20 сентября 2024 года.