№ 2-381/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2018 года ст. Милютинская
Морозовский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Целованьевой Н.А.,
при секретаре Ивановой Л.А..,
с участием представителей ответчика директора МБОУ ДО «ДЮСШ» Борозненко И.И., по доверенности Сазоненко А.А., представителя ответчика Администрации Милютинского района Ростовской области Хохлачева Е.Ю., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района в интересах несовершеннолетних воспитанников детской юношеской спортивной школы к МБОУ ДО «Милютинская детско-юношеская спортивная школа», Администрации Милютинского района об обязании принять меры к устранению на объекте дополнительного образования нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и профилактики детского травматизма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района обратился в суд с вышеназванным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на то, что прокуратурой Милютинского района во исполнение п. 9.2. решения коллегии прокуратуры Ростовской области от 26.01.2018 № 1 «Об итогах работы органов прокуратуры Ростовской области по укреплению законности и правопорядка в 2017 году и о задачах по повышению эффективности прокурорской деятельности в 2018 году» проведена проверка соблюдения требований законодательства о культуре и спорте в деятельности организаций дополнительного образования Милютинского района.
В ходе проверки установлено, что на территории Милютинского района осуществляет деятельность МБОУ ДО «ДЮСШ», на базе которой организуются и проводятся спортивные мероприятия с несовершеннолетними детьми в рамках организации работы спортивных секций, подготовки детей к проведению спортивных соревнований, проведение спортивных соревнований.
Образовательная организация МБОУ ДО «ДЮСШ» на основании договора от 01.04.2015, заключенного с МО «Милютинский район» на праве оперативного управления имеет в пользовании правое крыло здания МБУК «Милютинский РДК» в целях организации работы образовательной организации.
Учредителем МБОУ ДО «ДЮСШ» и собственником имущества, переданного в пользование образовательной организации, является администрация МО «Милютинский район».
В части здания, занимаемого МБОУ ДО «ДЮСШ», расположены помещения: спортивный зал, раздевальные комнаты для девочек, раздевальные комнаты для мальчиков, душевые комнаты, туалетные комнаты, иные вспомогательные помещения для организации деятельности школы.
В ходе обследования помещений, используемых для организации
работы спортивной школы, установлено, что они не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья детей, в части профилактики детского травматизма.
Установлено, что в нарушение требований норм федерального законодательства в спортивном зале школы полы имеют трещины, выбоины, в некоторых местах имеются факты поднятия половых досок, способствующих травматизму несовершеннолетних; полы в течение длительного времени не окрашиваются.
Кроме того, окна в помещении спортивного зала с правой стороны расположены в 3 ряда на высоту около 6 метров (на всю высоту помещения), с левой стороны- в один ряд под потолком.
При этом, стекла в рамах имеют значительные повреждения, в некоторых рамах стекла разбиты. Кроме того, на момент проверки оконные проемы затянуты полиэтиленовой пленкой, которая препятствует проветриванию помещения.
Также установлено, что на оконных проемах натянута сетка, предназначенная для предотвращения попадания мяча, которая фактически данную функцию не осуществляет в связи с тем, что сетка провисает, и не способствует защите стекол от удара мяча. Защитные решетки, способствующие предотвращению попадания мяча в окна, не установлены. В случае попадания в сетку мяча в ходе проведения спортивных мероприятий, данная сетка не сможет предотвратить обрушения стекол, что также создает условия для детского травматизма, опасности для жизни и здоровья.
По результатам рассмотрения представления, внесенного прокуратурой района 20.04.2018 директору МБОУ ДО «ДЮСШ» приняты меры по удалению осколков стекла из оконных проемов, частичной замене стекол. Однако, учитывая ветхость оконных блоков, частичная или полная замена остекления в окнах не будет способствовать предотвращению их обрушения в случае удара мячом.
Кроме того, установлено, что с правой стороны спортивного зала отопительные приборы (батареи) закрыты деревянными блоками, которые также имеют значительные повреждения (трещины, оскольчатые выбоины), в нарушение требований федерального законодательства защитные решетки на окнах не установлены, что способствуют травматизму несовершеннолетних.
При этом в организации меры, направленные на устранение факторов риска при организации работы спортивной школы, в полном объеме не принимаются в связи с отсутствием достаточных денежных средств на указанные цели.
В ходе обследования помещений спортивной школы установлено, что в организации имеются помещения, предназначенные для размещения раздельных душевых комнат, которые фактически не используются по назначению в связи с отсутствием в них подвода холодного и горячего водоснабжения, а также иного необходимого оборудования и мебели. Установка водонагревающих устройств в помещении также не осуществлена. Раздевальные комнаты не соответствуют нормам санитарно-эпидемиологического законодательства, не оборудованы в соответствии со стандартами, фактически по назначению также не используются.
Во всех помещения спортивной школы длительное время не проводился текущий ремонт, в связи с чем, штукатурка на стенах имеет повреждения, протекания.
В ходе обследования здания спортивной школы также установлено, что в здании отсутствует помещение, предназначенное для оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим при проведении спортивных мероприятий, оснащенное инвентарем, лекарственными препаратами для оказания первой медицинской помощи, что также недопустимо. Выявленные в ходе проверки нарушения являются нарушением требований санитарно- эпидемиологического законодательства, законодательства об образовании и профилактики детского травматизма.
В соответствии с п. 3.7 договора от 01.04.2015, заключенного между администрацией МО «Милютинский район» и МБОУ ДО «ДЮСШ», учредитель- администрация МО «Милютинского района» обязана осуществлять финансовое обеспечение Учреждения.
В соответствии с п. 5.6. вышеназванного договора Учреждение обязано осуществлять материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, санитарными правилами и нормами.
Однако, как установлено проверкой, на протяжении длительного времени образовательной организацией и администрацией района не принимались меры по финансированию мероприятий, направленных на приведение помещений ДЮСШ в соответствие с санитарными правилами и нормами, материально- техническому обеспечению деятельности Учреждения в соответствии с федеральными государственными стандартами, требованиями, а также нормами федерального законодательства.
Из ответа на представление прокурора Милютинского района от 20.04.2018 № 7-17-2018/805, следует, что в настоящее время смета на проведение капитального ремонта здания МБУК «Милютинский РДК», в котором осуществляет деятельность МБОУ ДО «ДЮСШ», прошла государственную экспертизу проектной документации и получила положительное заключение. МБОУ ДО «ДЮСШ» в настоящее время не имеет финансовой возможности принять меры к устранению в полном объеме нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства и законодательства, направленного на профилактику детского травматизма при проведении спортивных мероприятий, на объекте образования. Однако, непринятие мер к устранению указанные нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства, направленного на предупреждение детского травматизма, может стать причиной приостановления деятельности данной образовательной организации в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников спортивной школы.
В связи с этим, необходимо принятие мер по обязанию образовательной организации принять меры к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ ДО «ДЮСШ», а также законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий воспитания и обучения в Учреждении, материально- техническому обеспечению деятельности школы в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также по обязанию администрации МО «Милютинский район» профинансировать проведение данных мероприятий.
На основании изложенного, прокурор просит суд:
1. Обязать МБОУ ДО «ДЮСШ» принять меры к устранению в образова-тельной организации нарушений санитарно-эпидемиологического законо-дательства путем проведения мероприятий: по замене оконных блоков в помещениях, находящихся в пользовании Учреждения; установлению решеток
на окнах спортивного зала в целях обеспечения безопасности в
ходе проведения спортивных мероприятий; установления решеток на отопительных приборах в спортивном зале и иных помещениях школы, соответствующих нормам санитарного законодательства; проведения ремонта в помещениях спортивного зала, раздевальных комнатах, душевых, туалетах; материально-технического оснащения спортивного зала, раздевальных комнатах, душевых комнат, туалетов в соответствии с санитарными правилами и нормами.
2. Обязать администрацию МО «Милютинский район» принять
меры к финансированию мероприятий по устранению нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства, направленного на предотвращение детского травматизма в образовательной организации.
В судебном заседании прокурор Милютинского района Ростовской области не присутствовал, о дне судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представители ответчика МБОУ ДО «ДЮСШ» Борозненко И.И. и Сазоненко А.А. не возражали против удовлетворения иска, однако просили суд предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01 июля 2019 года.
Представитель ответчика администрации Милютинского района Хохлачев Е.А. не возражал против удовлетворения исковых требований, просил отсрочку исполнения решения суда также до 01 июля 2019 года.
Суд принял решение рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, в порядке ст. 167 ГПК РФ
Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п.2 ч.3 и п.2 ч.б ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими охрану жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации.
ч. 1 ст. 84 Закона «Об образовании» установлено, что реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
В соответствии с п.б ч.1 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте» законодательство о физической культуре и спорте основывается в том числе, на принципах обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Ч.2 ст. 10 Федерального закона № 329-ФЗ установлено, что культурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.
Государственным стандартом «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (далее- ГОСТ Р 52025-2003) (далее- Требования), утвержденные постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 №81ст установлены требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей.
Требования стандарта распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
П. 3.1. Требований установлено, что безопасность услуги в сфере физической культуры и спорта: безопасность услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее использования, а также безопасность процесса оказания услуги.
П. 4.1 и п. 4.2. Требований установлено, что при оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным. Риск для жизни и здоровья потребителей при оказании спортивных услуг возникает в условиях несоблюдения требований федерального законодательства к материально- техническому обеспечению образовательного процесса.
П. 4.3.1.1. Требований установлено, что травмоопасность для
потребителей спортивных услуг может возникнуть в результате следующих
причин: неудовлетворительное состояние физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений, площадок, залов; неудовлетворительные
санитарно-гигиенические условия при оказании услуг; использование при оказании услуг неисправного спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.
П. 3.4. СаНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях» установлено, что для выполнения программ учебного предмета «Физическая культура» допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
Министерством образования РФ утверждены Методические рекомендации (письмо Минобразования РФ от 27.11. 2015 № 08-2228) в целях профилактики детского травматизма в образовательных организациях, в соответствии с которыми определено, что к основным причинам травматизма во время занятий физической культурой и спортом относится, в том числе несоответствие спортивной материально-технической базы общеобразовательной организации, в том числе мест проведения занятий, требованиям СанПиН, правилам безопасности и видов спорта; нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в образовательной организации;
Профилактика детского травматизма и несчастных случаев с обучающимися - одна из задач, стоящих перед педагогическими работниками при осуществлении образовательной деятельности.
Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение и устранение факторов риска с учетом особенностей психофизиологического развития детей разного возраста и состояния их здоровья.
В ходе проверки установлено, что в МБОУ ДО «ДЮСШ» не соблюдаются требования безопасности несовершеннолетних при организации деятельности организации дополнительного образования. Нарушение требований вышеназванных норм выявлены в результате проверки, проведенной прокуратурой в МБОУ ДО «ДЮСШ» 20 апреля 2018 года и отражены в Акте проверки.
В соответствии с п. 3.7 договора от 01.04.2015, заключенного между администрацией МО «Милютинский район» и МБОУ ДО «ДЮСШ», Учредитель- администрация МО «Милютинского района» обязана осуществлять финансовое обеспечение Учреждения.
В соответствии с п. 5.6. вышеназванного договора Учреждение обязано осуществлять материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, санитарными правилами и нормами.
Однако, на протяжении длительного времени образовательной организацией и администрацией района не принимались меры по финансированию мероприятий, направленных на приведение помещений ДЮСШ в соответствие с санитарными правилами и нормами, материально- техническому обеспечению деятельности Учреждения в соответствии с федеральными государственными стандартами, требованиями, а также нормами федерального законодательства.
Непринятие мер к устранению указанные нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства, направленного на предупреждение детского травматизма, может стать причиной приостановления деятельности данной образовательной организации в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников спортивной школы.
В связи с этим, необходимо принятие мер по обязанию образовательной организации принять меры к устранению нарушений санитанно-эпидемиологического законодательства в МБОУ ДО «ДЮСШ», а также законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий воспитания и обучения в Учреждении, материально- техническому обеспечению деятельности школы в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также по обязанию администрации МО «Милютинский район» профинансировать проведение данных мероприятий.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Воспитанники МБОУ ДО «ДЮСШ» в силу возраста самостоятельно не могут защитить свои интересы в целях обеспечения безопасных условий обучения, в связи с чем прокурор обратился в суд с данным иском в защиту прав несовершеннолетних воспитанников спортивной школы.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматривая ходатайство представителей МБОУ ДО «ДЮСШ», Администрации Милютинского района о установлении срока исполнения решения суда до 01 июля 2019 года, суд приходит к выводу о его удовлетворении в части обязания МБОУ ДО «ДЮСШ» принять меры к устранению в образовательной организации нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства поскольку процедура ремонта потребует продолжительного времени.
Руководствуясь ст. ст. 39, 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░
░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░