Дело № 3а-109/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сокова А.В.
при секретаре Зверевой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Плющик Е.В. к Управлению Росреестра по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Плющик Е.В. обратилась в Брянский областной суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка площадью 274 кв.м., с кадастровым номером № и расположенного на нем магазина с кадастровым номером № общей площадью 81,6 кв.м., расположенных по адресу: по адресу: Брянская область, Трубчевский район, пгт. Белая Березка, <адрес>-а. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 441 361,94 рублей, а магазина в размере 4 419 799, 54 рублей. Полагая, что кадастровая стоимость указанных объектов завышена истица обратилась к оценщику для определения рыночной стоимости земельного участка и магазина, которая согласно отчету ООО «Брянская городская служба недвижимости» №181-09/14 от 14.09.2017 г. составила 201 100 рублей и 1 482 780 рублей соответственно. Поскольку внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка и здания магазина значительно отличается от их рыночной стоимости, определенной в оценке, истица просила суд установить кадастровую стоимость указанных земельного участка и магазина в размере рыночной стоимости согласно представленному отчету.
В судебном заседании административный истец Плющик Е.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. суду пояснила, что право истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривает, разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Представители Управления Росреестра по Брянской области и администрации Трубчевского района Брянской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд с согласия лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст.ст.150, 247 КАС РФ полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства, экспертное заключение, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Плющик Е.В. является собственником земельного участка площадью 274 кв.м., с кадастровым номером № и расположенного на нем магазина с кадастровым номером № общей площадью 81,6 кв.м., расположенных по адресу: по адресу: Брянская область, Трубчевский район, пгт. Белая Березка, <адрес>-а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости на 01.01.2015 г. определена на основании Постановления Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 г. №1890 : земельного участка в размере 441 361,94 рублей, магазина в размере 4 419 799,54 рублей.
ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» данные об установленной кадастровой стоимости земельного участка и расположенного на нем магазина внесены в государственный кадастр недвижимости 28.12.2015.
Считая, что кадастровая стоимость вышеназванных объектов, внесенная в государственный кадастр недвижимости, превышает их рыночную стоимость, административный истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости – 201 100 рублей и магазина в размере 1 482 780 рублей, в соответствии с отчетом, подготовленным ООО «Брянская городская служба недвижимости» №181-09/14 от 14.09.2017 г.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Согласно положениям ст.3 Федерального закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и расположенного на нем здания магазина возможен при установлении в отношении этих объектов их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость, то есть по состоянию на 01.01.2015 г.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости указанных земельного участка и магазина в размере их рыночной стоимости, представил отчет об оценке от 14.09.2017 г. № 181-09/14, выполненный оценщиком ООО «Брянская городская служба недвижимости», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем магазина с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 201 100 рублей и 1 482 780 рублей соответственно.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, не оспаривают обоснованность представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Доказательств иного размера их рыночной стоимости не представили.
Оценивая отчет об определении рыночной стоимости зданий, принадлежащего истцу на праве собственности, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности: Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20.05.2014 № 611 от 25.09.2014 №№ 297, 298, 299, и находит их допустимым доказательством по делу, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, исследования и анализа рынка недвижимости, с применением предусмотренных подходов к оценке (сравнительный, доходный, затратный). Расчеты стоимости объекта недвижимости с использованием указанных подходов соответствуют требованиям федерального стандарта оценки № 7. Так в рамках сравнительного подхода использована информация по другим объектам недвижимости, относящимися к одному сегменту рынка, и которые представлены на рынке сбыта. При определении стоимости объекта недвижимости, определяемой с использованием затратного подхода, расчет затрат произведен с учетом НДС. Для получения итоговой стоимости объекта оценки оценщик осуществил согласование результатов расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимости подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном отчете.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Согласно разъяснениям, приведенными в п. 25 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
С учетом изложенного датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих истцу в размере их рыночной следует считать 20.11.2017 г., то есть дату обращения в суд.
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28).
В силу п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180,249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление Плющик Е.В. к Управлению Росреестра по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 274 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Белая Березка, <адрес>-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 201 100 рублей ;
установить кадастровую стоимость магазина общей площадью 81,6 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Белая Березка, <адрес>-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 482 780 рублей.
Датой подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежит применению до момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Председательствующий А.В. Соков