Дело №2-7135/2018 к.200
24RS0041-01-2018-005179-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2018 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Майко П.А.
при секретаре Матешиной С.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «ГАЗавторемонт» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ГАЗавторемонт» о возложении обязанности в семимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить проект предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу (проект ПДВ), а также получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу, ссылаясь на то, что в период с 06.02.2018 года по 30.03.2018 года прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «ГАЗавторемонт» по адресут. Ачинск, ул. Дзержинского, 49. В ходе проведенной проверки был выявлен организованный источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух-котлоагрегат. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в деятельности ООО «ГАЗавторемонт» нормативная разрешительная документация, регламентирующая выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует. Выброс образующих вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников осуществляется в отсутствие проекта предельно допустимых выбросов, без специального разрешения, истец просит возложить обязанность на ООО «ГАЗавторемонт» в семимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу (проект ПДВ), и получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу.
В судебном заседании участвовавший по поручению Ачинской межрайонной прокуратуры - помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Вахитов Р.К., исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика ООО «ГАЗавторемонт» в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, согласно которого, в настоящее время проект ПДВ передан на согласование в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора полагает требования Ачинской межрайонной прокуратуры законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017г.) «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ ( в ред. от 31.12.2017г.) «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ ( в ред. от 31.12.2017г.) «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ (в ред. от 13.07.2015г.) « Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических действий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ (в ред. от 13.07.2015г.) «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ч.ч. 2,4 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края) в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, согласно ч.11 ст.69 Федерального закона «Об охране окружающей среды», осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выдается свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Судом установлено, согласно выписки из ЕГРП от 09.07.2018 г. ООО «ГАЗавторемонт» осуществляет деятельность по оптовой торговле автомобильными деталями. В период с 06.02.2018 г. по 30.03.2018 г. Ачинским межрайонным прокурором проведена проверка, на предмет выявления и пресечения нарушений требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в период НМУ, в ходе которой при обследовании территории по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 49 установлено, что по указанному адресу, спорное нежилое помещение, занимает ООО «ГАЗавторемонт», которое принадлежит им на праве собственности, данное нежилое помещение оборудовано котлоагрегатом, работающем на твердом топливе-угле. Согласно справки от 05.03.2018 года ООО «ГАЗавторемонт» ежемесячно в отопительный сезон с октября 2017 года по апрель 2018 года для отопления спорного нежилого помещения в месяц используется 12 тонн угля.
В соответствии с методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, утвержденной председателем государственного комитета по охране окружающей среды от 09.07.1999 г., от сжигания угля или древесного топлива образуются: оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз/а/пирен, твердые частицы.
Пунктом 6 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (приложение № 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12.2010 № 579) установлено, что к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Пункт 7 данного порядка гласит, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к настоящему Приказу, а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте настоящего Порядка.
Вещества, образующиеся при сжигании угля или древесного топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а именно: оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз/а/пирен, твердые частицы включены в Перечень загрязняющих веществ.
Письмом Минприроды Российской Федерации от 29.03.2012 № 05-12-47/4521 введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.1 части 1 Методического пособия инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух проводят все хозяйствующие субъекты, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
Инвентаризация выбросов является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов.
Согласно подпункту 6 пункта 1.1 части 1 Методического пособия при проведении инвентаризации выявлению подлежат все источники выбросов, принадлежащие хозяйствующему субъекту, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на его производственной территории, а также загрязняющие вещества, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух из этих источников при осуществлении хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.
Таким образом, котлоагрегат является объектом, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Также ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что в деятельности ответчика нормативная разрешительная документация, регламентирующая выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует. Выброс образующихся вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников осуществляется в отсутствие проекта предельно допустимых выбросов, специального разрешения.
Согласно объяснений представителя ООО «ГАЗавторемонт» - Качан А.А., данные нарушения ответчик не оспаривает, кроме того, согласно представленных возражений на иск принимает меры к устранению установленных нарушений.
Таким образом, отсутствие на учете в порядке п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017г.) «Об охране окружающей среды» котлоагрегата, эксплуатируемого ответчиком, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, свидетельствует о нарушении ООО «ГАЗавторемонт» требований Федерального законодательства об охране окружающей среды.
Постановлением Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23 апреля 2018 г. директор ООО «ГАЗавторемотн» Похабов Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ -осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб..
Учитывая вышеизложенное, то, что ООО «ГАЗавторемонт» в нарушение требований природоохранного законодательства, без получения соответствующего разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух эксплуатировал котлоагрегат, как стационарный источник, результате чего происходил выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ.
РЕШИЛ:
Обязать ООО «ГАЗавторемонт» в семимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу (проект ПДВ), а также получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу.
Решение может быть обжаловано подачей апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения, а ответчиком, не присутствовавшим в судебном заседании, может быть подано заявление об отмене решения суда в течение 7 суток со дня получения копии решения.
Председательствующий: Майко П.А.