Дело № 2-349/2019
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Воркута Республика Коми 28.03.2019
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,
при секретаре судебного заседания Роевой М.А.,
с участием представителя истца Бабенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Ольги Сергеевны к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение жилищного сертификата, об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии, выделить жилищный сертификат,
установил:
Калинина О.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение жилищного сертификата с 15.03.2003 на состав семьи 4 человека, об обязании администрации МО ГО «Воркута» восстановить в очереди на получение жилищной субсидии с 15.05.2003 по категории «инвалиды» с составом семьи 4 человека, об обязании Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой РК) выделить жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами Республики Коми на состав семьи 4 человека.
Исковые требования мотивированы тем, что 18.07.1997 Калинин С.Ф подал заявление о постановке в очередь на получение жилья за пределами г.Воркуты на состав семьи 4 человек, в том числе дочери Калининой О.С., которой 15.03.2003 установлена инвалидность с детства. На основании заявления Калинина С.Ф. от 17.03.2004 очередность на получение жилищной субсидии переведена на его дочь Калинину О.С. Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в 2013 году отказало Калининой О.С. в выдаче жилищного сертификата с датой постановки на учет 18.07.1997. Решением суда от 10.04.2013 подтверждена правильность отказа в выдаче сертификата с датой постановки 18.07.1997 и указано о возникновении у Калининой О.С. права на получение жилищной субсидии с 15.05.2003 (с даты установления инвалидности). Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 21.08.2014 Калининой О.С. отказано в восстановлении в очереди на получение социальных выплат с даты установления инвалидности (15.05.2003) в связи с отсутствием заявления на постановку на учет 15.05.2003. По мнению истца, она как родившаяся в районах Крайнего Севера, достигшая пятнадцатилетнего возраста 03.02.2003 и признанная инвалидом с детства 15.05.2003, имеет право на постановку в очередь с 15.05.2003.
Определением суда от 05.03.2019 по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
В письменном отзыве администрация МО ГО «Воркута» указывает на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Калинина О.С. с заявлением о постановке на учёт на получение социальных выплат с 15.05.2013 не обращалась. Истец не может быть поставлена на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с датой постановки 15.05.2003, поскольку у члена её семьи – Калининой И.И. в период с 09.10.2008 по 09.10.2009 имелось в собственности жилое помещение, находящееся за пределами РКС. Кроме того, в жилом помещении по адресу: г.Воркута, ул.Фрунзе, д.29, кв.25, совместно с истцом зарегистрированы родители (Калинин С.Ф. и Калинина И.И.), в то время как её сестра Калинина Ю.С. была зарегистрирована с 15.08.1997 по 16.06.2000 (выписана на учёбу), сведений о повторной регистрации в указанном жилом помещении нет.
В письменном отзыве Минстроя Республики Коми содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в соответствии с нормами федерального законодательства постановка граждан на учет, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, носит заявительный характер, однако истец с заявлением о постановке на учет на получение социальной выплаты с 03.02.2003 в порядке, предусмотренном законом не обращалась, в связи с чем право на получение социальной выплаты с датой постановки на учёт 03.02.2003 не приобрела. Кроме того, включение истца в очередь на получение социальной выплаты с датой постановки на учёт 03.02.2003 по категории «инвалиды» не даёт ей право на получение социальной выплаты, так как она не будет претендентом на получение государственного жилищного сертификата в 2019 году по причине наличия очерёдности и непредставления необходимого пакета документов, невключения истца в сводный список граждан-участников основного мероприятия на 2019 год.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики и третьи лица, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ), Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (далее - Подпрограмма), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для признания гражданина, являющимся инвалидами с детства, имеющим право на получение жилищной субсидии в соответствии с указанным Федеральным законом гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера, должен соответствовать следующим условиям: место рождения в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); непрерывное проживание в районах Крайнего Севера не менее 15 лет; не иметь других жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера, а при наличии других жилых помещения являться нуждающимися в улучшении жилищных условий; не получать субсидии для приобретения жилого помещения ранее.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья предусмотрен п. 21 Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
К указанным основаниям относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ, а также изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из РКС и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Как усматривается из материалов дела, Калинин С.Ф. с 18.07.1997 состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «работающие» с составом семьи 4 человека (Калинин С.Ф., супруга Калинина И.И., дочери Калинина Ю.С., и Калинина О.С.).
Согласно свидетельству о рождении, Калинина О.Н. родилась в г.Воркуте <дата> и с момента рождения до настоящего времени непрерывно проживает в г.Воркуте.
Заключением МСЭ от 15.03.2003 Калининой О.Н. установлена инвалидность с детства. С 03.02.2006 Калининой О.С. установлена 3 группа инвалидности по инвалидности с детства.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от 10.04.2013 в удовлетворении исковых требований Калининой О.С. к администрации МО ГО «Воркута», Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки 18.07.1997 по категории «инвалиды» отказано.
Как усматривается из судебного постановления, имеющего для суда преюдициальное значение по правилам ст.61 ГПК РФ, на основании заявления Калинина С.Ф. от 17.03.2004 очередность на получение жилищной субсидии переведена на его дочь Калинину О.С. с датой подачи на учёт 18.07.1997 по категории «инвалиды».
Письмом от 11.01.2013 Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми отказало Калининой О.С. в выдаче жилищного сертификата с датой постановки на учет 18.07.1997.
Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужило то обстоятельство, что на дату постановки на учёт – 18.07.1997, Калинина С.Ф. не имела самостоятельного права на постановку на учет как лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии, поскольку инвалидность ей впервые установлена 15.03.2003.
На основании судебного постановления решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 26.07.2013, утверждённом постановлением руководителя администрации ГО «Воркута» 02.08.2013 № 2620, Калинина О.С. снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты.
19.08.2014 Калинина О.С. обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о восстановлении в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с даты установления инвалидности с детства 15.05.2003 по категории «инвалиды».
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 21.08.2014, утверждённом постановлением руководителя администрации ГО «Воркута» от 11.09.2014 № 1540, Калининой О.С. отказано в восстановлении в очереди на получение социальных выплат с даты установления инвалидности (15.05.2003) в связи с отсутствием заявления на постановку на учет 15.05.2003.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан. Осуществление указанных полномочий законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 2 указанного закона очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Согласно пункту 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Следовательно, очередность предоставления жилищных субсидий при изменении условий, на которых гражданин был поставлен на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья, определяется датой возникновения права на переход в другую категорию граждан.
Поскольку на момент перевода очереди истец не была поставлена в известность о недостаточности времени проживания в районах Крайнего Севера и в 2003 году достигла пятнадцатилетнего возраста, а также с учётом принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, сохранения правовой определенности и разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемости политики в социальной сфере, доводы ответчиков об отсутствии заявления на постановку на учёт по категории «инвалиды» подлежат отклонению.
Вместе с тем заслуживают внимание доводы администрации МО ГО «Воркута» об отсутствии у истца права на получение жилищной субсидии по следующим основаниям.
Из буквального толкования ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует, что одним из обязательных условий для признания гражданина, имеющим право на получение жилищной субсидии, является отсутствие у гражданина или у членов его семьи других жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера, а при наличии других жилых помещения признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Сохранение за гражданином права состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно лишь при условии, что после приобретения жилья на собственные средства, гражданин остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Калинина И.И., являющаяся членом семьи истца, в период с 09.10.2008 по 17.08.2009 имела в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 51,2 кв.м., приобретённое на основании договора дарения от 12.09.2008. Право собственности на указанное жилое помещение прекращено 17.08.2009.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлены критерии, по которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях. В частности, таковыми признаются граждане, не имеющие жилых помещений, то есть не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, ни членами их семей, ни собственниками жилых помещений или членами семьи собственника (пункт 1), а также граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые являются нанимателями либо собственниками жилых помещений или членами их семей, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3); а также проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (пункт 4).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Калинина О.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г.Воркута, <адрес>, с 01.03.2002 по настоящее время. Вместе с ней по данному адресу зарегистрированы её родители – Калинин С.Ф. с 15.08.1997 и Калинина И.И. с 14.11.1997. В данном жилом помещении также была зарегистрирована сестра истца - Калинина Ю.С. с 15.08.1997 по 16.06.2000. При этом сведения о том, что Калинина Ю.С. проживала по адресу: г.Воркута, <адрес>, и являлась членом семьи Калининой О.С. и Калининой И.И. в период с 2003 года по настоящее время, в том числе и на момент приобретения Калининой И.И. жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в период с 2007 г. по 2013г. истец последовательно указывала только своих родителей в составе своей семьи. Поскольку указание производилось в заявлениях о включении в списки на получение субсидии, в том числе и по состоянию на период владения жилым помещением, находящимся за пределами районов Крайнего Севера, при исчислении учетной нормы подлежат учету в качестве членов её семьи – Калинин С.Ф. и Калинина И.И.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно информации администрации <адрес>, в 2008-2009 годах учетная норма общей площади жилого помещения на одного члена семьи составляла 14 кв.м. Отсюда, на каждого проживающего приходится по 17,07 кв.м., что на 3,07 кв.м. больше учетной нормы, установленной для принятия Калининой О.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Следовательно, имея в собственности члена своей семьи жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера, истец утратила право на получение социальной выплаты для приобретения за жилья, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Калининой Ольги Сергеевны к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение жилищного сертификата, об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии, выделить жилищный сертификат.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения (01.04.2019).
Председательствующий А. Г. Гюлумян