Дело № 2а-1058/2021
УИД 12RS0001-01-2021-001774-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг.Волжск 27 июля 2021 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Гайнутдиновой А.С., при секретаре судебного заседания Шалаевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матвеева Д. Ю. к Призывной комиссии Волжского муниципального района, Военному комиссариату г.Волжск и Волжского района РМЭ, ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» о признании незаконным решения о призыве на военную службу,
установил:
Матвеев Д.Ю. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование требований административный истец указал, что в рамках весеннего призыва 2021 года призывной комиссией Волжского муниципального района было принято решение о призыве его на военную службу, ему была выдана повестка на отправку к месту прохождения военной службы. С решением призывной комиссии Волжского муниципального района не согласен, считает его незаконным, так как такое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. У него имеется данные о наличии заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву - «миопатия средней степени».
Матвеев Д.Ю. просит суд признать незаконным решение Призывной комиссии Волжского муниципального района о призыве его на военную службу.
В судебном заседании административный истец Матвеев Д.Ю. административные исковые требования поддержал, суду пояснил соответствующее изложенному в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата города Волжск и Волжского района РМЭ Кривошеев В.Н. поддержал позицию письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, из которого следует, что, по мнению призывной комиссии, иск Матвеева Д.Ю. не подлежит удовлетворению, так как является незаконным и необоснованным.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии Волжского муниципального района, представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав административного истца Матвеева Д.Ю., представителя административного ответчика Военного комиссариата города Волжск и Волжского района РМЭ Кривошеева В.Н., изучив материалы административного дела, личное дело призывника Матвеева Д.Ю. с картой медицинского освидетельствования, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом в настоящее время является ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно п. 1 ст. 1 данного закона воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе призыв на военную службу.
В соответствии с п. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии со ст.ст.26,28 ФЗ №53 призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее Положение № 663).
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Статьей 5.1 указанного Закона установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 данного Федерального закона медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военноврачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 настоящего Федерального закона.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В силу п.13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В силу требований п. п. 5, 6, 7 указанного Положения призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Положением N 663 установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в отдел (муниципальный) для отправки к месту прохождения военной службы (п.13,15,16).
По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Матвеев Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, состоит на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ в военном комиссариате г.Волжск и Волжского района РМЭ. При первоначальной постановке на воинский учет Матвеев Д.Ю. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями категории годности «Б», показатель предназначения - 4. В связи с обучением ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ. Весной 2021 года Матвеев Д.Ю. проходил медицинское обследование в связи с призывом на военную службу. По результатам освидетельствования он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности Б-4. Решение о призыве на военную службу принято исходя из результатов проведенного призывнику медицинского освидетельствования и установленной призывнику категории годности к военной службе. Категория годности определялась с учетом имеющихся в личном деле призывника Матвеева Д.Ю. документов о состоянии его здоровья, а также документов о состоянии здоровья, представленных самим истцом, объективных данных, свидетельствующих о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы. В момент вынесения решения призывной комиссией, доказательств наличия заболевания с теми признаками, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории не годности к военной службе по состоянию здоровья на момент прохождения медицинского освидетельствования, врачебной комиссией не подтверждено. Также каких-либо медицинских документов, требующих дополнительного исследования, которые подтверждали бы наличие заболевания у Матвеева Д.Ю., в соответствии с которым он должен был быть признан ограниченно годным и не подлежащим призыву на военную службу по призыву, Матвеев Д.Ю. не представил.
На основании ст.34 Расписания болезней близорукость любого глаза на одном из меридианов более 3,0 дптр и до 6,0 дптр, дальнозоркость любого глаза на одном из меридианов более 6,0 дптр и до 8,0 дптр либо астигматизм любого вида на любом глазу с разницей рефракции в двух главных меридианах более 2,0 дптр и до 4,0 дптр относится к категории предназначения Б. что соответствует годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Согласно данным авторефракторометрии у Матвеева Д.Ю. показатели зрения не превышают норм, которые установлены п.Г ст.34 Расписания болезней.
Эти факты свидетельствуют об объективности принятого решения, поэтому у призывной комиссии не возникло сомнений при определении годности Матвеева Д.Ю. к военной службе.
Судом установлено, что в результате медицинского освидетельствования Матвеев Д.Ю. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности Б-4 и решением призывной комиссии Волжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) призван на военную службу.
Административный ответчик указывает и это подтверждено материалами дела, что в момент вынесения решения призывной комиссией, доказательств наличия заболевания с теми признаками, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности к военной службе по состоянию здоровья на момент прохождения медицинского освидетельствования, врачебной комиссией не подтверждено.
Таким образом, выводы врачей-специалистов в отношении состояния здоровья Матвеева Д.Ю., учтенные при вынесении призывной комиссией решения о его призыве на военную службу, являются законными и обоснованными.
Доказательств о том, что Матвеев Д.Ю. по состоянию здоровья является негодным к военной службе, в судебном заседании не добыто. В связи с чем заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Матвеева Д. Ю. к Призывной комиссии Волжского муниципального района, Военному комиссариату г.Волжск и Волжского района РМЭ, ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» о признании незаконным решения о призыве на военную службу, признании годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья А.С.Гайнутдинова
В окончательной форме решение принято 30 июля 2021 года