Решение по делу № 33-2500/2024 от 08.10.2024

Судья Кузьмина М.Н. (дело № 2-2837/2024) дело № 33-2500/2024

12RS0003-02-2024-002329-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                  12 ноября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Гринюк М.А. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Тарасовой С.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Романова П.В. на решение
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
30 июля 2024 года, которым

исковые требования Романова П.В.,
<дата> г.р. (паспорт: <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (ИНН <№>, ОГРН <№>) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности включить периоды в специальный страховой стаж, о назначении страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл включить Романову П.В. в стаж работы период с 7 декабря 1991 года по
31 декабря 2000 года в должности тренера – преподавателя в <...> ДЮСШ, МБОУ ДО «<...> центр по развитию физкультуры и спорта».

В удовлетворении требований Романов П.В. о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности с 3 мая 2021 года; включении в специальный страховой стаж периода работы
с 1 сентября 2000 года по 31 августа 2001 года в должности учителя в
МБОУ «<...> средняя общеобразовательная школа», период службы в армии с 26 июня 1987 года по 22 июня 1989 года; о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 3 мая 2024 года, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Взыскать в пользу Романова П.В. с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, нотариальные расходы в размере
1500 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Романов П.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл, в окончательно сформулированных требованиях просил признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности с 3 мая 2021 года; возложить на ответчика обязанность включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности периоды: с
7 декабря 1991 года по 31 декабря 2000 года – работа в должности тренера-преподавателя в <...> ДЮСШ, МБОУ ДО «<...> центр по развитию физкультуры и спорта», с 1 сентября 2000 года по
31 августа 2001 года – работа учителем в <...> средней общеобразовательной школе, с 26 июня 1987 года по 22 июня 1989 года – служба в армии; назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации № 400-ФЗ от
28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с 3 мая 2024 года; взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, нотариальные расходы 1500 рублей.

В обоснование требований указано, что 8 ноября 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях». Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл
<№> от 21 декабря 2021 года Романову П.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости. В специальный стаж педагогической деятельности истца не включены периоды: с 7 декабря 1991 года по
31 декабря 2000 года – работа в должности тренера-преподавателя в <...> ДЮСШ, МБОУ ДО «<...> центр по развитию физкультуры и спорта» поскольку данный период не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в части специального стажа; с 1 сентября 2000 года по 31 августа 2001 года – работа учителем в <...> средней общеобразовательной школе, поскольку не выполнена норма рабочего времени, установленной на ставку заработной платы; с 26 июня 1987 года по 22 июня 1989 года – служба в армии, до
1 октября 1993 года у истца отсутствует стаж на соответствующих видах работ не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) от требуемого для назначения пенсии стажа (25 лет). Указанное решение неправомерно в части необоснованного отказа во включении в стаж спорных периодов работы.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Романов П.В. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении его исковых требований о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности с 3 мая 2021 года; возложить на ответчика обязанность включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности периоды работы учителем в <...> средней общеобразовательной школе с
1 сентября 2000 года по 31 августа 2001 года; служба в армии с
26 июня 1987 года по 22 июня 1989 года и назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с
3 мая 2024 года. Полагает, что им полностью выполнено условие, предусмотренное абзацем 5 пункта 2, пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, так как более 2/3 педагогического стажа он работал в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на данную пенсию. Относительно периода работы в <...> средней школе отмечает, что в спорный период законодательством не было предусмотрено обязательное занятие штатной должности, в связи с чем период работы с 1 сентября 2000 года по
31 августа 2001 года подлежит включению в специальный стаж. С учетом спорных периодов право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает с 3 мая 2024 года. Просит в указанной части принять новое решение об удовлетворении его требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл приводит доводы о законности решения суда и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Выслушав объяснения представителя истца Романова П.В.
Ванюшиной М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл
Филипповой А.И., возражавшей против удовлетворения жалобы истца, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела,
8 ноября 2021 года истец обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением <№> от 21 декабря 2021 года Романову П.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа (не менее 25 лет).

По расчету ответчика в соответствии с подпунктом 19 пункта 1
статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» специальный стаж на дату подачи заявления составляет 13 лет 9 месяцев 13 дней.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665
«О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», оценив представленную трудовую книжку Романова П.В., иные документы, представленные в подтверждение работы истца в спорные периоды, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Романова П.В. в части включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности периода работы в <...> ДЮСШ, МБОУ ДО «<...> центр по развитию физкультуры и спорта» с 7 декабря 1991 года по 31 декабря 2000 года.

Приходя к таким выводам, суд установил, что согласно трудовой книжке истца 7 декабря 1991 года Романов П.В. был принят на должность тренера-преподавателя по лыжным гонкам в <...> ДЮСШ;
1 сентября 1992 года уволен переводом в <адрес> отдел образования; Принят переводом тренером-преподавателем в <...> ДЮСШ; 19 ноября 2001 года уволен по собственному желанию.

Также в подтверждение работы истца в спорный период с
7 декабря 1991 года по 19 ноября 2001 года Отделом образования и по делам молодежи администрации <...> муниципального района Республики Марий Эл от 6 июня 2024 года представлен приказ № 1 от
7 декабря 1991 года о принятии на работу Романова П.В. на должность тренера-преподавателя по лыжным гонкам на полную ставку с
7 декабря 1991 года; приказ № 27 от 19 ноября 2001 года об увольнении Романова П.В. с должности тренера-преподавателя по лыжным гонкам по собственному желанию на основании личного заявления.

В материалы дела представлены: личная карточка тренера
Романова П.В. за период 1992 – 1999; карточки – справки за период
1994- 2001 со сведениями о начисленной и выплаченной заработной плате; за 1992 – 1999 тарификационный списки.

Согласно справке (исх. <№> от 13 марта 2024 года) уточняющий особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения пенсии по старости, подтверждающей постоянную занятость на данной работе Романов П.В. действительно осуществлял педагогическую деятельность в МБОУ ДО «<...> Центр по развитию физкультуры и спорта» в должности тренера-преподавателя с 7 декабря 1991 года по
19 ноября 2001 года, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2020 года № 781.

Основание выдачи уточняющей справки: книга приказов за
1991-2001 год, штатное расписание, тарификационные списки.

Согласно Уставу МБОУ ДО «<...> Центр по развитию физкультуры и спорта», утвержденный приказом руководителя Отдела образования и по делам молодежи администрации <...> муниципального района 21 декабря 2020 года, Муниципальное образовательное учреждение «<...> детско-юношеская спортивная школа» создано на основании Постановления главы администрации <...> <№>-П от 20 апреля 1998 года и изменено Постановлением администрации <...> муниципального района от 9 августа 2011 года <№>-П на МБОУ ДО для детей «<...> детско-юношеская спортивная школа». На основании постановления
МО «<...> муниципальный район» от 17 марта 2015 года <№>-П путем изменения типа учреждения переименовано в МБОУ ДО «<...> детско-юношеская спортивная школа». На основании постановления МО «<...> муниципальный район» от
1 ноября 2016 года <№>-П переименовано в МБОУ ДО «<...> центр по развитию физкультуры и спорта».

В соответствии с пунктом 2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дополнительного образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепление здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха обучающихся, создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности обучающихся.

Учреждение осуществляет следующий основной вид деятельности – дополнительное образование для детей и взрослых (пункт 2.6 Устава).

Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 26 сентября 1997 года.

Таким образом, поскольку представленными в материалы дела документами (приказы о приеме и увольнении, тарификационные списки, карточки-справки) подтверждается занятость истца на работе с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение пенсии, суд пришел к выводу об удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности периоды: с
7 декабря 1991 года по 31 декабря 2000 года – работа в должности тренера-преподавателя в <...> ДЮСШ, МБОУ ДО «<...> центр по развитию физкультуры и спорта». Наименование учреждения, где в указанный период осуществлял трудовую деятельность истец - Муниципальное образовательное учреждение «<...> детско-юношеская спортивная школа» предусмотрено Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от
22 сентября 1999 года № 1067, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Вместе с тем, не нашел суд первой инстанции оснований для удовлетворения требования истца о включении в специальный страховой стаж периода работы с 1 сентября 2000 года по 31 августа 2001 года в должности учителя в <...> средней общеобразовательной школе.

Судом установлено, что согласно справке уточняющий особый характер работы или труда <№> от 16 марта 2024 года, выданной
МБОУ «<...> средняя общеобразовательная школа» Романов П.В. действительно полный рабочий день работал в МБОУ «<...> средняя общеобразовательная школа» <...> Республики Марий Эл с 1 сентября 2000 года по 31 августа 2001 года, Романову П.В. разрешено работать по совместительству учителем физической культуры с нагрузкой
4 часа в неделю. Основание выдачи справки – книги приказов.

Согласно выписке из приказа <№> по <...> средней школе от
8 сентября 2000 года Романову П.В., тренеру ДЮСШ, разрешено работать по совместительству учителем физической культуры с 1 сентября 2000 года с нагрузкой 4 часа в неделю.

Учитывая, что доказательств принятия Романова П.В. на конкретную штатную педагогическую должность (учителя) не представлено, в том числе не имеется приказов о принятии истца Романова П.В. на работу на должность учителя физкультуры, при этом приказ от 8 сентября 2000 года о разрешении работать по совместительству учителем физической культуры приказом о приеме на работу по совместительству не является, суд пришел к верным выводам, что наличие учебной нагрузки без занятия штатной должности учителя, права на назначение досрочной страховой пенсии не предоставляет.

Апеллянт ссылается на пункт 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, согласно которому работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений (пункт 1 раздела «Наименование учреждений» Списка), учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Однако поскольку истец не занимал штатную должность учителя, оснований для включения указанного периода в специальный стаж не имеется.

В данном случае наличие у истца в спорный период педагогической (учебной) нагрузка без занятия штатной должности учителя права на включение данного периода в специальный педагогический стаж не дает.

С указанными выводами суд судебная коллегия соглашается, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части включения в специальный (педагогический) стаж указанного периода работы Романова П.В. основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного постановления.

Отказывая в удовлетворении требования истца о включении в его специальный стаж периода службы в армии с 26 июня 1987 года по
22 июня 1989 года, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, учел нормы права, подлежащие применению, в том числе положения Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Так, подпунктом «г» пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года
№ 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до
1 января 1992 года, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, чтобы не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Поскольку на момент обращения истца 8 ноября 2021 года в пенсионный орган у него не имелось специального стажа 16 лет 08 месяцев (2/3 от 25 лет), требуемого для назначения досрочной пенсии, в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию, то суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода службы в армии при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Романова П.В. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                     А.Е. Соснин

Судьи                                 О.В. Клюкина

М.А. Гринюк

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 ноября 2024 года

33-2500/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Романов Петр Васильевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Марий Эл
Другие
Ванюшина Марина Анатольевна
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
08.10.2024Передача дела судье
12.11.2024Судебное заседание
25.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2024Передано в экспедицию
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее