Решение по делу № 3а-129/2018 от 20.09.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о передаче дела по подсудности

        г. Улан-Удэ                                                                 05 октября 2018 года

Судья Верховного Суда РБ Булгытова С.В., рассмотрев административное исковое заявление Обогоева Д.В. к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19, участковым избирательным комиссиям №№ 842, 843, 846, 847, 855, 860 об оспаривании протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов, решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования, признании недействительными итогов голосования и результатов выборов,

У С Т А Н О В И Л А:

09 сентября 2018 года состоялись выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва.

Обогоев Д.В., являвшийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Народного Хурала РБ по единому избирательному округу № 19, обратился в Верховный Суд РБ с административным иском к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19, участковым избирательным комиссиям №№ 842, 843, 846, 847, 855, 860 об оспаривании протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов, решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования, признании недействительными итогов голосования и результатов выборов.

Определением Верховного Суда РБ от 24 сентября 2018 года административный иск принят к производству суда, однако при подготовке дела к судебному разбирательству установлено, что административный иск не подлежит рассмотрению в Верховном Суде РБ.

Перечень административных дел, подсудных по первой инстанции верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, указан в статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Дела об оспаривании решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования в данной статье не указаны, поэтому в силу статьи 19 КАС РФ они подсудны районному суду.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

На основании указанной нормы дело в части требования об оспаривании решений участковых избирательных комиссий подлежит передаче на рассмотрение в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

То обстоятельство, что определением Советского районного суда                   г. Улан-Удэ от 17 сентября 2018 года административный иск Обогоева с тождественными требованиями возвращен по мотиву неподсудности дела районному суду, не препятствует передаче дела на рассмотрение другого суда в силу отсутствия соответствующего запрета в законе.

Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 27 КАС РФ, судья

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Передать административное дело в части требования Обогоева Д.В. об оспаривании решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования в Советский районный суд г. Улан-Удэ для рассмотрения по существу.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение 15 дней.

Судья                                                                                         С.В. Булгытова

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении административного иска без рассмотрения

        г. Улан-Удэ                                                                 05 октября 2018 года

Судья Верховного Суда РБ Булгытова С.В., рассмотрев административное исковое заявление Обогоева Дмитрия Владимировича к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19, участковым избирательным комиссиям №№ 842, 843, 846, 847, 855, 860 об оспаривании протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов, решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования, признании недействительными итогов голосования и результатов выборов,

У С Т А Н О В И Л А:

09 сентября 2018 года состоялись выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва.

Обогоев Д.В., являвшийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Народного Хурала РБ по единому избирательному округу № 19, обратился в Верховный Суд РБ с административным иском к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19, участковым избирательным комиссиям №№ 842, 843, 846, 847, 855, 860 об оспаривании протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов, решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования, признании недействительными итогов голосования и результатов выборов.

Определением Верховного Суда РБ от 24 сентября 2018 года административный иск принят к производству суда, однако при подготовке дела к судебному разбирательству установлено, что административный иск не подлежит рассмотрению в Верховном Суде РБ.

Перечень административных дел, подсудных по первой инстанции верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, указан в статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии с пунктом 7 части 1 данной статьи верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

Дела об оспаривании решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования в данной статье не указаны, поэтому в этой части дело передано на рассмотрение в районный суд отдельным определением.

Что касается требований об оспаривании протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов, признании итогов голосования и результатов выборов недействительными, то в указанной части административный иск подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления обстоятельств, перечисленных в подпунктах «а» - «е» данного пункта.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий. В случае, если рассмотрение требований о признании незаконными решений участковых избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования неподсудно данному суду, то заявление в отношении таких требований возвращается заявителю на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, поскольку проверка законности решений участковых комиссий может осуществляться судом, к подсудности которого законом отнесено рассмотрение дела. Иное вступило бы в противоречие с положениями части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации.

Из указанного разъяснения с учетом положений действующего с 15 сентября 2015 года КАС РФ следует, что заявления об оспаривании решений о результатах выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются судами областного звена при условии, что административный истец ссылается на основания, указанные в подпунктах «а» - «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ. Если же заявитель указывает на нарушения, допущенные на избирательных участках и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то такие административные иски неподсудны судам областного звена, поскольку фактически заявитель оспаривает решения участковых комиссий.

В данном деле требования, хотя и предъявлены к окружной избирательной комиссии, обоснованы административным истцом только ссылками на нарушения, допущенные на избирательных участках и участковыми избирательными комиссиями. Это обстоятельство свидетельствует о неподсудности данных требований Верховному Суду РБ в качестве суда первой инстанции. Кроме того, закон не предусматривает возможность оспаривания протокола о результатах выборов, поскольку правовые последствия порождает решение о результатах выборов, а не протокол.

Ссылка в административном иске на подкуп избирателей не может расцениваться как основание, указанное в подпункте «б» пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку она обозначена как нарушение, допущенное на избирательном участке, в то время как по указанному подпункту требуется установить, что кандидат, признанный избранным, осуществлял подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ административный иск Обогоева подлежал возвращению заявителю.

Поскольку при принятии административного иска этот вопрос не разрешен, требования в части оспаривания результатов выборов на основании пункта 2 части 1 статьи 129, части 2 статьи 196 КАС РФ подлежат оставлению без рассмотрения.

При этом доводы административного истца о нарушениях, допущенных на избирательных участках и участковыми избирательными комиссиями, подлежат оценке при рассмотрении его требования об оспаривании решений участковых избирательных комиссий. Дело в указанной части передано на рассмотрение в районный суд определением Верховного Суда РБ от 5 октября 2018 года о передаче дела по подсудности.

В случае, если районный суд удовлетворит административный иск, наступят правовые последствия, указанные в подпункте 1.4 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 129, частью 2 статьи 196 КАС РФ, судья

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Требования Обогоева Д.В. к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 19 об оспаривании протокола о результатах выборов, итогов голосования и результатов выборов оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение 15 дней.

Судья                                                                                         С.В. Булгытова

20.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.10.2018[Адм.] Дело передано на рассмотрение другого суда
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее