Решение по делу № 2-8196/2015 от 06.07.2015

                     Дело № 2-8196/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 03 » августа 2015 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Капленковой Н.А.

при секретаре Косицыной Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б. к Государственному казенному учреждению Амурской области - управлению социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о признании незаконным отказа выплаты компенсации, взыскании суммы компенсации части процентов по ипотечному кредиту,

установил:

Б. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что она обратилась в Государственное казенное учреждение по Амурской области управление социальной защиты населения г. Благовещенск и Благовещенского района с заявлением о выплате компенсации части процентов по ипотечному кредиту согласно Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам. При этом к заявлению были приложены все необходимые документы. Уведомлением *** от *** г истец была уведомлена ГКУ АО УСЗН по г. Благовещенск и Благовещенскому району о недостаточности средств областного бюджета на реализацию программы по компенсации выплат в виде компенсации части процентов по ипотечным кредитам. В дальнейшем выплаты будут производиться при условии выделения средств от главного распорядителя средств областного бюджета - министерства социальной защиты населения Амурской области. Согласно справки выданной ГКУ АО УСЗН по г. Благовещенск и Благовещенскому району от ***.. сумма компенсации части процентов по ипотечному кредиту подлежащих выплате за период с сентября *** г. по декабрь ***. составляет ***. Данный отказ обусловлен отсутствием (недостаточности) средств областного бюджета на реализацию данного мероприятия.

На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие ГКУ Управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

Истец Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ГКУ Амурской области «Благовещенское УСЗН» в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставили письменное возражение в котором указали, что Б. является получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья молодыми семьями. В соответствии с отчетом управления по июнь *** года задолженность перед получателями социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным молодыми семьями, составила ***, в том числе перед – Б. за период с сентября *** по декабрь *** составила ******. Причина задолженности - не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением № 20, в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают. Считает, что управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением № 20: документы от заявителей приняло, расчет суммы выплаты осуществило, заявку на финансирование сформировало и в министерство направило. Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесенные ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования, управлению не представляется возможным. На основании изложенного просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебное заседание также не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства финансов Амурской области, правительства Амурской области, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, *** года между ОАО «***» и Б., ТретьеЛицо1 был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого созаемщикам был предоставлен ипотечный кредит в размере *** на инвестирование строительства объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: ***, *** сельсовет, ***, литер ***, кв. ***

*** года ГКУ – управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району по результатам рассмотрения представленных ТретьеЛицо1, Б. заявления и приложенных к нему документов ГКУ – управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району решило предоставить компенсацию расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями по кредитному договору займа от *** года №***.

*** года в адрес Б. поступило сообщение ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району о том, что сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов как молодой семье по кредитному договору *** от ***. за период с сентября ***. по декабрь ***. составляет ***. Также указано, что компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту прекращена с *** года в связи с окончанием срока пользования социальной выплатой. Управление не отказывается от своих обязательств по предоставлению социальной выплаты, но перечислить указанные средства сможет только после поступления финансирования от главного распорядителя средств областного бюджета - министерства социальной защиты населения Амурской области.

В рамках настоящего дела истец просит суд признать незаконным бездействие ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по оплате процентов по кредитному договору, возложить обязанность по перечислению суммы задолженности, полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).

Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец Б. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с сентября *** года по декабрь *** года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом истец Б. в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограмме, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов

Согласно п. 1 указанного Положения, оно устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения).

В силу п. 3 Положения, право на получение социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении (далее - социальная выплата), имеют молодые семьи:

1) где один из супругов работает в областном или муниципальном учреждении (по основному месту работы) и имеет непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее одного года;

2) проживающие на территории Амурской области;

3) заключившие с 1 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области на сумму не более ***, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта (далее - кредитный договор).

Согласно п.п. 5-8 Положения, размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц.

Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.

Молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

Реквизиты банковского счета для перечисления социальной выплаты указываются в заявлении.

К заявлению прилагаются:

1) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена молодой семьи (копии паспортов для полной семьи; копия паспорта и копия свидетельства о рождении ребенка для неполной семьи);

2) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

3) копия кредитного договора;

4) копия графика платежей (если он предусмотрен условиями кредитного договора);

5) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение или копия заключенного и зарегистрированного в соответствии с требованиями действующего законодательства договора участия в долевом строительстве жилья или копия сметы на строительство индивидуального жилого дома;

6) справка банка или иной кредитной организации, ипотечного агентства об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по уплате процентов и основного долга по кредитному договору за каждый месяц;

7) копии документов, подтверждающих факт уплаты процентов и основного долга за каждый месяц;

8) справка с основного последнего места работы о непрерывном стаже работы в областном или муниципальном учреждении по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению, выданная не ранее 30 дней до обращения с заявлением.

Вместе с заявлением молодой семьей по собственной инициативе могут быть представлены в ГКУ УСЗН следующие документы:

а) справка органа местного самоуправления по месту регистрации членов молодой семьи, подтверждающая, что члены молодой семьи не являлись получателями мер социальной поддержки, указанных в пункте 4 настоящего Положения, предоставляемых органом местного самоуправления;

б) справка от ГКУ УСЗН по месту жительства о представлении (непредставлении) компенсации (при наличии у членов молодой семьи одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания).

Копии документов, не заверенные органом, выдавшим соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригинала для заверения специалистом ГКУ УСЗН.

(п. 6 в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.10.2012 N 591)

ГКУ УСЗН в день обращения молодой семьи с заявлением осуществляет прием и регистрацию заявления и представляемых с ним документов в журнале учета документов по социальной выплате по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению, заверяет копии документов.

ГКУ УСЗН рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям N 4, N 5 к настоящему Положению.

В случае если вместе с заявлением представлены все документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 6 настоящего Положения, решение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, принимается в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления.

В случае если вместе с заявлением не представлены все документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 6 настоящего Положения, решение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления в ГКУ УСЗН документов, запрошенных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты принимается при первом обращении молодой семьи, за исключением случаев, установленных пунктом 10 настоящего Положения, и регистрируется.

ГКУ УСЗН выдает (направляет) молодой семье копию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

В соответствии с п. 12 Положения, расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.

В этой связи суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для вынесения решения о признании незаконным бездействия именно управления.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный пост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Принимая во внимание приведенные принципы и, учитывая при этом, что истец Б. в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права.

Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

Учитывая указанные обстоятельства и признавая право гражданина нарушенным, а также принимая во внимание то, что государственное казенное учреждение действует в рамках БК РФ, по которому строго определены статьи расходования бюджетных средств, в связи с чем взыскание долга невозможно, так как это повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность за счет средств областного бюджета в пользу Б. задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** г. за период с сентября *** года по декабрь *** года в сумме *** *** копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

На основании изложенного суд считает необходимым взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в пользу Б. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере ***.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд,

решил:

Иск - удовлетворить в части.

Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области -управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года в пользу Б. за период с сентября *** по декабрь *** года в сумме *** *** коп.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в пользу Б., понесенные на уплату государственной пошлины, в размере ***.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

    

Решение в окончательной форме принято *** года.

2-8196/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Безденежная Л.Ю.
Ответчики
ГКУ АО Благовещенское УСЗН
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs.amr.sudrf.ru
06.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2015Передача материалов судье
10.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2015Судебное заседание
10.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее