Решение по делу № 2-822/2020 от 16.01.2020

Производство № 2-822/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2020 года г. Смоленск

Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Шиловой И.С.,

при секретаре         Потапенковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2020-000192-81) по иску Смирновой Татьяны Геннадьевны к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске о включении периодов в стаж работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Смирнова Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске (далее по тексту – ГУ-УПФР в г.Смоленске) о включении периодов в стаж работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 22.11.2019 обратилась в ГУ-УПФР в г.Смоленске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако, 23.11.2019 решением ответчика ей отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом ответчиком необоснованно не включены в ее стаж работы следующие периоды: с 22.01.2018 по 23.01.2018 (02 дня) период нахождения на Всероссийской олимпиаде школьников; 19.04.2018 (01 день) период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы с сохранением среднего заработка. Решение ГУ-УПФР в г.Смоленске считает незаконным и необоснованным.

Просит суд: признать решение ГУ-УПФР в г.Смоленске от 23.11.2019 незаконным; зачесть спорные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить ей страховую пенсию по старости с учетом норм отложенного права с 11.05.2020 года. Взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Истец Смирнова Т.Г., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в исковом заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ГУ-УПФР в г.Смоленске – Лебедева Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представив и поддержав письменный отзыв на иск. Дополнительно пояснив, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия требуемого стажа работы с учетом отложения на 6 месяцев, поскольку на 22.11.2019 стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, составлял 25 года 10 дня. Оснований для удовлетворения требований истца по изложенным в иске доводам не имеется, поскольку это противоречит положениям п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, и положениям п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 №5, исключающих такую возможность. Кроме того, является необоснованным и довод истца о назначении ей пенсии с 11.05.2020 года. Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8, пунктах 19 - 21 ч.1 ст.30, п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Таким образом, учитывая, что обращение за пенсией носит заявительный характер, и право на пенсию у педагогических работников возникает только с момента обращения за ней с заявлением, то основания для назначения пенсии с 11.05.2020 – отсутствуют. Арифметический расчет стажа, с учетом спорных периодов, при включении которых 25 лет специального стажа у истца выработано 11.11.2019, не оспаривала. Полагала 6-ти месячный период ожидания подлежащим исчислению со дня обращения в пенсионный орган за назначением соответствующей страховой пенсии по старости. В удовлетворении иска просит отказать в полном объеме.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав позицию представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30 и 32 Федерального закона №400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Часть 3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В целях реализации ст.ст.30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление №665).

В соответствии с п.п.«м» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.19 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон №400-ФЗ сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с занятием педагогической деятельностью с детьми в специально оговоренных учреждениях, что свидетельствует о необходимости учета характера, специфики, сложности такой работы.

В судебном заседании установлено, что 22.11.2019 Смирнова Т.Г. обратилась ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 23.11.2019 № 258228/19 ей отказано в установлении страховой пенсии из-за отсутствия права на пенсию с учетом периода ожидания (6 месяцев).

На 22.11.2019 стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по расчету пенсионного органа составляет 25 лет 10 дней. Период нахождения на курсах повышения квалификации и период нахождения на Всероссийской олимпиаде школьников с отрывом от работы и с сохранением средней заработной платы в специальный стаж работы ответчиком не зачтены (л.д. 7-9).

Однако, по мнению суда, данный отказ необоснован по следующим основаниям.

Истец просит зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 22.01.2018 по 23.01.2018 (02 дня) нахождения на Всероссийской олимпиаде школьников и период с 19.04.2018 (01 день) нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы с сохранением среднего заработка.

Из материалов дела и пояснений ответчика в судебном заседании усматривается, что в спорные периоды Смирнова Т.Г. действительно направлялась работодателем на курсы повышения квалификации и на Всероссийскую олимпиаду школьников, о чем свидетельствуют соответствующие справка (л.д.13).

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, которые действуют в той части, в какой вопросы подсчета стажа не урегулированы правилами, утвержденными постановлением №781, в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Статья 166 ТК РФ предусматривает, что служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Частью 1 ст.11 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы.

Исходя из приведенного правового регулирования в случае повышения квалификации работника, в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, эти периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Более того, в силу п.5 ч.5 ст.55 Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», действующего до 01.09.2013 педагогические работники образовательного учреждения имели право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

С 01.09.2013 вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ч.5 ст.47 которого педагогическим работникам предоставлено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Повышение квалификации также является должностной обязанностью.

Нахождение на курсах повышения квалификации может быть расценено как выполнение вспомогательной работы, производимой вне рабочего места с целью обеспечения основной трудовой функции – педагогической деятельности с учетом того обстоятельства, что направление на курсы носило принудительный (по инициативе работодателя) характер, было для истца обязательным и являлось фактически его должностной обязанностью, среди которых наличествует и систематическое повышение профессиональной квалификации.

Доказательств, опровергавших факт нахождения истца в спорный период на курсах повышения квалификации и на Всероссийской олимпиаде школьников, ответчиком не представлено. При этом, ответчиком не оспаривается, что все спорные периоды за истцом сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата, в силу чего в Пенсионный фонд РФ производились положенные отчисления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости зачета спорных периодов работы истца в ее специальный стаж.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Разрешая требования истца о назначении страховой пенсии по старости с учетом норм отложенного права с 11.05.2020, суд исходит из следующего.

Фактически истцом ставиться вопрос о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения данного права, то есть с 11.11.2020, с последующим исчислением шестимесячного периода ожидания с указанной даты и назначением пенсии с 11.05.2020 года.

По смыслу ст.39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года №400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.

Так, согласно п.19 ч.1, ч.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи и не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки назначения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.

Согласно п.3 ст.10 Федеральный закон от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8, пунктах 19 - 21 ч.1 ст.30, п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Истец указанные требования мотивирует тем, что дата (момент) возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона – это дата выработки требуемого стажа, а возможная дата назначения пенсии – это дата, которая определяется по истечении некоторого промежутка времени, прошедшего после даты выработки необходимого стажа. То есть право на досрочную страховую пенсию возникает со дня выработки 25-пятилетнего специального стажа, а право на назначение соответствующей пенсии возникает по истечении 6-ти месяцев со дня возникновения права на досрочную пенсию (25 лет + 6 мес.)

Ответчик, возражая против удовлетворения указанных требований, полагает, что с учетом периода ожидания, право на досрочную страховую пенсию возникает при наличии на момент обращения в пенсионный орган 25 лет и 6 месяцев специального стажа, отождествляя период ожидания с увеличением продолжительности специального стажа, и при несовпадении даты обращения в пенсионный орган с датой наступления 25 лет и 6 месяцев специального стажа, исчисляет 6-ти месячный период ожидания с даты обращения за назначением пенсии.

С данным порядком исчисления срока возникновения права на страховую пенсию по старости, применяемым пенсионным органом, суд согласить не может в силу следующего.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 Федерального закона №400-ФЗ).

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ)

Установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой (п.5 ст.3 Федерального закона №400-ФЗ).

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона (части 1,2 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ).

Соответственно право на страховую пенсию возникает при достижении определенного возраста или при наличии требуемого специального стажа.

Соответственно днем возникновения права истца на досрочную страховую пенсию по старости является 11.11.2019 – день выработки 25 лет специального стажа – осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Днем же, с которого страховая пенсия может быть установлена (назначена), является день обращения за указанной пенсией в соответствующий пенсионный орган.

Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19-21 ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возрасти), в силу буквального содержания положений Приложения №7 к Федеральному закону №400-ФЗ, исчисляются со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть в данном случае с 11.11.2019 года.

Для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», то есть ввел период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости.

Как было установлено судом на 22.11.2019 – дату обращения истца за назначением пенсии в пенсионный орган, специальный страховой стаж истца по расчету ответчика составил 25 лет 10 дня, то есть более требуемых 25 лет, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

С учетом спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и Всероссийской олимпиаде школьников требуемый 25-пятилетний специальный страховой стаж у истца имелся по состоянию на 11.11.2019 года.

Между тем, суд учитывает, что пенсия назначается со дня обращения за назначением пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на нее (ч.1 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ).

Изложенное означает, что в соответствии с п.п. 18, 19 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 884н, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, также заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (Приказ Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (ред. от 28.01.2019) «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 № 35498).

При возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Соответственно право на установление (назначение) спорной пенсии у истца возникнет с 11.05.2020 года (25 лет + 6 месяцев), а у ответчика соответственно обязанность по ее установлению (назначению).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости является 11.11.2019, днем возникновения права на ее установление (назначение) с учетом 6-тимесячного периода ожидания является 11.05.2020 года.

Таким образом, поскольку истец имеет необходимый специальный страховой стаж по состоянию на 11.11.2019, однако, право на досрочное установление (назначение) пенсии с учетом названных положений закона возникнет только с 11.05.2020 года, что подтверждается трудовой книжкой на имя истца (л.д.10-12), у ответчика отсутствуют основания для исчисления периода ожидание с даты обращения истца в пенсионный орган, однако решение ответчика от 23.12.2019 является законным в части отказа в установлении страховой пенсии, поскольку право на установление (назначение) пенсии на момент обрушения в пенсионный орган у истца не возникло.

Ссылка ответчика на необходимость исчисления 6-тимесячного периода ожидания возможности реализации уже возникшего исходя из продолжительности соответствующего вида деятельности права на пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган, основана на ошибочном толковании норм материального права и влечет нарушение пенсионных прав граждан, ввиду дополнительного, необоснованного увеличивая периода ожидания и по существу возложения на граждан обязанности повторного обращения в пенсионный орган.

Также несостоятельна позиция ответчика в части отождествления периода ожидания с увеличением продолжительности специального стажа, поскольку из буквального содержания вышеприведенных норм материального права следует, что законодатель, реформируя пенсионное законодательство, не увеличил продолжительность специально стажа, а установил период ожидания возможности реализации уже возникшего исходя из продолжительности соответствующего вида деятельности права на пенсионное обеспечения. Соответственно лицо, осуществляющее педагогической деятельности в учреждениях для детей, при наличии 25 лет специального стажа вправе сменить вид трудовой деятельности, либо прекратить трудовую деятельность, с сохранением права на досрочное пенсионное обеспечение по истечении установленного срока ожидания.

Учитывая вышеизложенной, а также установленную судом дату возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости и дату возникновения права на ее установление (назначение) с учетом 6-тимесячного периода ожидания, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о назначении страховой пенсии по старости на бедующий период.

На основании изложенного, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению в части, с признанием днем возникновения права истца на досрочную страховую пенсию по старости – 11.11.2019, и назначением досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с учетом положений ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (абз. 5 п. 4), при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст.ст. 98 и 100 ГПК РФ. При этом согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный Фонд Российской Федерации является государственным учреждением, поэтому не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, законодатель не освободил органы Пенсионного Фонда Российской Федерации от возмещения судебных расходов.

Суду представлена квитанция, из которой усматривается, что за подачу данного искового заявления истцом уплачено 300 руб. (л.д.5), которые, безусловно, должны быть возвращены истцу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Смирновой Татьяны Геннадьевны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске зачесть в специальный стаж работы Смирновой Татьяны Геннадьевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и нахождения на Всероссийской олимпиаде школьников:

- с 22.01.2018 по 23.01.2018 - 00.00.02 дня;

- 19.04.2018 – 00.00.01 день.

Признать днем возникновения права Смирновой Татьяны Геннадьевны на досрочную страховую пенсию по старости 11 ноября 2020 и назначить ей досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с учетом положений ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Смоленске в пользу Смирновой Татьяны Геннадьевны 300 руб. в возврат государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                 И.С. Шилова

Мотивированное решение составлено 19.02.2020 года.

2-822/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнова Татьяна Геннадьевна
Ответчики
ГУ - Управление Пенсиионного фонда РФ в г. Смоленске
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Шилова Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
prom.sml.sudrf.ru
16.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
12.03.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее