Решение от 07.06.2024 по делу № 7-10372/2024 от 27.05.2024

            Дело № 12-1334/2023

УИД 77RS0029-02-2023-006633-80

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва                                                                         21 августа 2023 года

 

Судья Тушинского районного суда г. Москвы Чирков Д.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «Гарантэнерго» Масалыкина М.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы № 1401-1642-2021/ОД от 14 декабря 2021 г., по делу об административном правонарушении по ст. 4.19 и ст. 4.48 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды в Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы № 1401-1642-2021/ОД от 14 декабря 2021 г. ООО «Гарантэнерго» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 4.19 и ст. 4.48 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее – КоАП г. Москвы), и подвергнуто административному наказанию с учетом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Решением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 17 марта 2022 года постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды в Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы № 1401-1642-2021/ОД от 14 декабря 2021 г. оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «Гарантэнерго» Масалыкина М.С. – без удовлетворения.

Решением судьи Московского городского суда от 21 марта 2023 г. решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 17 марта 2022 года отменено, жалоба защитника ООО «Гарантэнерго» Масалыкина М.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы № 1401-1642-2021/ОД от 14 декабря 2021 г., по делу об административном правонарушении по ст. 4.19 и ст. 4.48 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» возвращена на новое рассмотрение в Тушинский районный суд г. Москвы.

В жалобе защитника ООО «Гарантэнерго» Масалыкина М.С. содержится требование об отмене названного постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку Общество не является субъектом вмененного правонарушения; материалы дела об административном правонарушении не содержат допустимых доказательств вины ООО «Гарантэнерго» в совершении вмененного правонарушения.

Защитник ООО «Гарантэнерго» Масалыкин М.С. в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы.

Допрошенный в ходе рассмотрения жалобы в качестве свидетеля главный инспектор – старший государственный инспектор города Москвы в области окружающей среды Кузин П.А., будучи предупрежден об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ показал, что в Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы поступило обращение направленное ГПБУ «Мосприрода», с указанием о том, что по адресу: г. Москва, Машкинское ш., вл. 15 проводились работы, связанные с прокладкой коммуникаций, размещением на земельном участке электрических щитов и металлических секций. Им (Кузиным П.А.) был произведен осмотр, в ходе которого данные сведения подтвердились, было установлено, что на земельном участке снят плодородный слой почвы и уничтожен травяной покров. После осмотра был направлен запрос в ОАТИ с целью выяснения лица, осуществившего проведение земляных работ. На следующий день в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы поступила жалоба ООО «Гарантэнерго» о незаконном проникновении на обследованный земельный участок. Впоследствии ОАТИ представило сведения о том, что по указанному в запросе адресному ориентиру ПАО «Россети» был выдан ордер на проведение земляных работ, согласно которому заказчиком проведения работ являлось ПАО «Россети», а подрядчиком – ООО «Гарантэнерго». Далее были направлены запросы в префектуру СЗАО г. Москвы и ООО «Гарантэнерго», для уточнения сведений о проведенных работах. В связи с не поступлением ответа из ООО «Гарантэнерго», последнее было привлечено к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Префектура СЗАО г. Москвы направило данные об осуществлении земляных работ ООО «Гарантэнерго». Впоследствии ООО «Гарантэнерго» представило ситуационный план с указанием места проведения работ. Им (Кузиным П.А.) были составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 4.19 и ст. 4.48 КоАП г. Москвы. Сведения о том, что земляные работы на обследованном земельном участке проводились не ООО «Гарантэнерго», а кем-либо иным, отсутствовали.

На вопросы защитника ООО «Гарантэнерго» Масалыкина М.С. свидетель Кузин П.А. пояснил, что факт проведения работ ООО «Гарантэнерго» был установлен исходя из ответов ОАТИ и Префектуры СЗАО г. Москвы. При составлении протоколов об административных правонарушениях по ст. 4.19 и ст. 4.48 КоАП г. Москвы исслеовался ситуационый план представленный ООО «Гарантэнерго».

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 4.19 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за незаконное уничтожение зеленых насаждений.

Административная ответственность по ст. 4.48 КоАП г. Москвы наступает за нарушения в области охраны и рационального использования городских почв, в том числе загрязнение, захламление, запечатывание территории без положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, а также несоблюдение требований и условий, содержащихся в заключении.

Правоотношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений регулируются Законом г. Москвы от 05.05.1999 №17 «О защите зеленых насаждений».

В силу ст. 1 Закон г. Москвы от 05.05.1999 №17 «О защите зеленых насаждений» под зелеными насаждениями понимаются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).

Защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (ст. 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 №17 «О защите зеленых насаждений»).

Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. №743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы (далее – Правила), которыми предусмотрена обязанность граждан, должностных и юридических лиц осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений и природных сообществ, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений и природных сообществ.

При этом Правилами установлено, что хозяйственная и иная деятельность должна осуществляется с соблюдением требований по охране окружающей среды и защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.

Уничтожение зеленых насаждений, попадающих в зону проведения работ возможно только при наличии заключения и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке (приложения 17А, 20), если иное не установлено настоящими Правилами (п. 8.1.2 Правил).

В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 10, ч. 12 ст. 1 Закона города Москвы от 04 июля 2007 года №31 «О городских почвах» почвы - компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельности, являющийся средой обитания растений, животных и микроорганизмов, а также выполняющий экологические функции; рациональное использование городских почв - экономически, экологически и социально обоснованное использование почв собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории города Москвы без снижения плодородия почв, способности выполнять ими экологические функции; под загрязнением городских почв понимается поступление в почвы химических, радиоактивных, других вредных веществ и микроорганизмов, которые вызывают ухудшение качества городских почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду города Москвы в целом.

На основании ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 04 июля 2007 года №31 «О городских почвах», собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков обязаны осуществлять строительные и иные виды работ, приводящие к запечатыванию территории, при наличии положительного заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 11 Закона города Москвы от 04 июля 2007 года №31 «О городских почвах», в целях минимизации негативного воздействия на городские почвы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не допускается проведение работ с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов города Москвы, которые могут привести к деградации городских почв, неправомерному запечатыванию территории.

Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года №296-ПП утверждено Положение о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, согласно которым, данный Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществляет государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений, по охране и рациональному использованию городских почв, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Как установлено должностным лицом административного органа, 25 ноября 2021 года с 08 час. 40 мин. до 09 час. 10 мин. ООО «Гарантэнерго» по адресу: Москва, Машкинское ш. вл.15 (Координаты сервиса «Яндекс.Карты» 55.910319, 37.378895; 55.909798, 37.382244), допустило уничтожение зеленых насаждений, а именно: установка 12 металлических секций на 21 бетонной опоре (стороны одной опоры составляют 0,25 м х 0,25 м) и 7 электрических щитов на фундаменте из бетона (стороны одного фундамента из бетона составляют 1,25 м х 0,90 м) на озелененной территории за счет уничтожения газона площадью 9,2 кв.м., а также  допустило нарушение в области охраны и рационального использования городских почв в виде запечатывания территории без положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, выразившееся в запечатывании озелененного участка площадью 9,2 кв. м (установка 12 металлических секций на 21 бетонной опоре (стороны одной опоры составляют 0,25 м х 0,25 м) и 7 электрических щитов на фундаменте из бетона (стороны одного фундамента из бетона составляют 1,25 м х 0,90 м) на озелененной территории за счет перекрытия поверхности почвенного покрова).

Указанные действия ООО «Гарантэнерго» квалифицированы по ст. 4.19, ст. 4.48 КоАП г. Москвы.

Факт совершения ООО «Гарантэнерго» административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении по ст. 4.19 КоАП г. Москвы №1404-1642/2021 от 09.12.2021 г., который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и об ООО «Гарантэнерго» как о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; протоколом об административном правонарушении по ст. 4.48 КоАП г. Москвы №1404-1643/2021 от 09.12.2021 г., который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и об ООО «Гарантэнерго» как о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; актом обследования особо охраняемой территории от 15.10.2021 г. с приложенными фототаблицей и планом-схемой; обращением ГПБУ «Мосприрода»; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №1404-1642/2021 от 09.12.2021 г. с приложенными скриншотами с координатами земельного участка и фототалблицей; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №1404-1643/2021 от 09.12.2021 г. с приложенными скриншотами с координатами земельного участка и фототалблицей; видеозаписью; фотоматериалом; выпиской из ЕГРЮЛ; ответом Технической инспекции ОАТИ г. Москвы; копией ордера (разрешения) на проведение земляных работ; копией графика по прокладке коммуникаций; ответом заместителя префекта СЗАО г. Москвы; показаниями допрошенного при рассмотрении настоящей жалобы главного инспектора – старшего государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды Кузина П.А. и  и иными материалами дела.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При разрешении данного дела об административном правонарушении должностные лица административного органа правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО «Гарантэнерго» и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события правонарушений, предусмотренных ст. 4.19 и ст. 4.48 КоАП города Москвы.

Довод жалобы об отсутствии состава вмененного правонарушения безоснователен.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Представленные в дело доказательства указывают на то, что ООО «Гарантэнерго» имело возможность исполнить надлежащим образом обязанности, установленные природоохранным законодательством, но не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению. Доказательства, подтверждающие невозможность исполнения им обязанностей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в дело не представлено.

Протоколы об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №1404-1642/2021 от 09.12.2021 г. и №1404-1643/2021 от 09.12.2021 г. с приложенными скриншотами с координатами земельного участка и фототалблицами отвечают требованиям, установленным ст. 27.8 КоАП РФ. При применении названной меры обеспечения по делу об административном правонарушении применялась видеозапись, исследованная в ходе рассмотрения жалобы.

Оценивая протоколы об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №1404-1642/2021 от 09.12.2021 г. и №1404-1643/2021 от 09.12.2021 г. во взаимосвязи со сведениями, представленными Технической инспекции ОАТИ г. Москвы и заместителем префекта СЗАО г. Москвы, суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами достоверно подтвержден факт нарушения ООО «Гарантэнерго» требований в области охраны и рационального использования городских почв в виде запечатывания почвы площадью 9,2 кв. м без положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, и уничтожение газона площадью 9,2 кв. м без разрешительной документации, оформленной в установленном порядке.

Обстоятельства, связанные с выявлением правонарушения и установлением факта незаконного уничтожение ООО «Гарантэнерго» зеленых насаждений и запечатывания территории без положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды подтвердил в своих последовательных показаниях главный инспектор – старший государственный инспектор города Москвы в области окружающей среды Кузин П.А.

Оснований не доверять показаниям главного инспектора – старшего государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды Кузина П.А. не имеется, поскольку он предупреждался об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, каких-либо объективных данных, свидетельствующих о наличии причин для оговора ООО «Гарантэнерго» со стороны главного инспектора – старшего государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды в ходе рассмотрения дела не установлено и к настоящей жалобе не представлено.

Исходя из положений ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ, свидетелем по делу об административном правонарушении может являться любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Аналогичная позиция изложена в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов.

Таким образом, устные показания главного инспектора – старшего государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды Кузина П.А. являются допустимым доказательством по делу, что не противоречит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, который не содержит нормы, устанавливающей запрет на вызов в судебное заседание в качестве свидетеля должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах действия ООО «Гарантэнерго» образуют объективную сторону административного правонарушений, предусмотренных ст. 4.19, ст. 4.48 КоАП г. Москвы.

Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов должностного лица, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которая дана должностным лицом фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО «Гарантэнерго» по делу не усматривается.

Административное наказание ООО «Гарантэнерго» назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ст. 4.19, ст. 4.48 КоАП г. Москвы.

Порядок привлечения ООО «Гарантэнерго» к административной ответственности не нарушены.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░ № 1401-1642-2021/░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2021 ░., ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4.19 ░ ░░. 4.48 ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2007 ░░░░ № 45 «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

 

░░░░░                                                                                     ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

7-10372/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Гарантэнерго"
Суд
Московский городской суд
Судья
Сумина Л.Н.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
27.05.2024Зарегистрировано
07.06.2024Возвращено
27.05.2024В канцелярии
07.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее