16RS0046-01-2023-005049-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2023 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Я.В. Малковой
при секретаре Д.А. Усамбаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красновой С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Краснова С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности, указав в обоснование требований, что 13.02.2023 г. истец подала заявление в адрес ответчика о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением № 107706/23 от «03» марта 2023 г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения истцу было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (по состоянию на 31.12.2022г. выработано 27 лет 1 месяц 15 дней, а при условии сдачи межрасчетного периода с 01.01.2023г. по 12.02.2023г. при отсутствии отвлеченности, стаж на соответствующих видах работ составит 27 лет 2 месяца 27 дней). В стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
1)период работы: с 23.10.2014г. по 18.04.2016г. (01г.05мес.26дн.) - в должности фельдшера лаборанта в ООО «Газпромтрансгаз Казань» Санаторий-профилакторий «Газовик».
2) период работы: с 01.05.2016г. по 10.05.2018г. (02г.00мес. 10дн.) - в должности медицинской сестры в ООО «Кадуцей».
Просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить в специальный по охране здоровья населения стаж для назначения досрочной пенсии по старости следующие периоды:
-период работы: с 23.10.2014г. по 18.04.2016г. (01г.05мес.26дн.) - в должности фельдшера лаборанта в ООО «Газпромтрансгаз Казань» Санаторий-профилакторий «Газовик».
-период работы: с 01.05.2016г. по 10.05.2018г. (02г.00мес. 10 дн.) - в должности медицинской сестры в ООО «Кадуцей».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.
Истец, представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении искового заявления - отказать.
Представитель третьего лица ООО «Газпромтрансгаз Казань» в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, вопрос об удовлетворении требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что 03.03.2023 года ответчиком вынесено решение, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (по состоянию на 31.12.2022г. выработано 27 лет 1 месяц 15 дней, а при условии сдачи межрасчетного периода с 01.01.2023г. по 12.02.2023г. при отсутствии отвлечений, стаж на соответствующих видах работ составит 27 лет 2 месяца 27 дней). Требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента имеются.
В стаж на соответствующих видах работ, помимо прочих, не включены следующие периоды:
Период работы: с 23.10.2014г. по 18.04.2016г. (01г.05мес.26дн.) - в должности фельдшера лаборанта в ООО «Газпромтрансгаз Казань» Санаторий-профилакторий «Газовик», поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, не предусмотрены иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от учреждения.
Кроме того, на основании статьи 14 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 12.2013г., стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица (24.07.1998г.) в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.04.1996г. №27-ФЗ подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Страхователем указанные периоды сданы общим стажем без кода «особые условия труда».
период работы: с 01.05.2016г. по 10.05.2018г. (02г.00мес.10 дн.) - в должности медицинской сестры в ООО «Кадуцей», поскольку в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ-УПФ РФ в Вахитовском районе г. Казани страхователь «Кадуцей», как имеющий работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение не значится, наблюдательное дело отсутствует. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, не предусмотрены иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от учреждения.
Кроме того, на основании статьи 14 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г., стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица (24.07.1998г.) в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.04.1996г. №27-ФЗ подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Страхователем указанные периоды сданы общим стажем без кода «особые условия труда».
Из материалов пенсионного дела истца следует, что спорные периоды работы истца представлены работодателями общим стажем, без кода льготных условий труда.
Основополагающими критериями, определяющими право медицинских работников на досрочное пенсионное обеспечение, является их работа, во-первых, в учреждениях - некоммерческих организациях, созданных для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, во-вторых, в учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Указанным Списком предусмотрены больницы всех наименований, поликлиники, медико-санитарные части, госпитали, центры, осуществляющие лечебную деятельность, и другие медицинские учреждения.
Периоды работы в государственных и муниципальных организациях, не предусмотренных списком, могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при осуществлении работы в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях, предусмотренных пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. у медицинского персонала санатория - профилактория «Газовик» ООО «ГазпромтрансгазКазань» отсутствует, так как наименование «Санаторий - профилакторий «Газовик» ООО «ГазпромтрансгазКазань» не предусмотрено Перечнем наименований учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.
По документам наблюдательного дела по ООО «ГазпромТрансгазКазань» (ранее ООО «Таттрансгаз» под рег. №013-507-000243 в штатных расписаниях Медико - санитарной части» (МСЧ) ООО «ГазпромтрансгазКазань» (ООО «Таттрансгаз») «Санаторий - профилакторий «Газовик», как структурное подразделение не предусмотрено.
Согласно материалов пенсионного дела, в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц в Отделении СФР по РТ страхователь ООО «Кадуцей» как имеющий работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение не значится, наблюдательное дело отсутствует.
Из Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, усматривается, что в разделе "Наименование учреждений" в разделе "наименование учреждений" общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено.
Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшей в спорные периоды в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.
В силу ст. 11 Закон № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 14 Закон № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» п. 43 предусмотрен единственный способ подтверждения страхового стажа за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Подобная норма содержится и в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012, где говорится о том, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 ФЗ № 173-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации № 555 от 24.07.2002 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за спорные периоды работы индивидуальные сведения работодатели представляют общим стажем.
Таким образом правовые основания для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения спорных периодов работы не имеется, поскольку трудовая деятельность истца протекала в коммерческих организациях, а не в учреждениях здравоохранения, льготный характер работы истца не подтвержден работодателями, за оспариваемые периоды сведения сданы работодателями в пенсионный орган общим стажем без указания кода льгот, без учета спорных периодов работы специальный стаж Красновой С.А. на 213.02.2023года составлял менее требуемых 30 лет, что исключает право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03 июня 2004 года N 11-П, действительно, указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Однако в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено, что в спорный период истец работала не в учреждениях здравоохранения, а в коммерческих организациях (обществе с ограниченной ответственностью).
На основании вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Красновой С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
...
...
Судья Я.В. Малкова