Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2019 г. г. Щигры
Щигровский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Малыхина Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мелентьевой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Курской области к Бирюкову Александру Анатольевичу о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, с ходатайством налогового органа о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Курской области обратилась в суд с административным иском к Бирюкову А.А. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени, мотивируя заявленные административные исковые требования тем, что Бирюков А.А. состоит на налоговом учете в МИФНС России № 8 по Курской области, с ДД.ММ.ГГГГ является плательщиком страховых взносов, должен был уплатить страховые взносы, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 37967 руб. 28 коп. и пени, начисленные на сумму долга в размере 8245 руб. 08 коп. (КБК №, ОКТМО №); страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7447 руб. 43 коп. (КБК №, ОКТМО №), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 929 руб. 51 коп. (КБК №, ОКТМО №), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 687 руб. 80 коп. (КБК 18№, ОКТМО №), однако уплату не произвела, что подтверждается соответствующими выписками из лицевого счета Бирюкова А.А.
Как указано в административном иске, на административном ответчике лежит обязанность оплатить страховые взносы, которую он не выполнил. Налогоплательщику выставлены требования об уплате задолженности по налогу № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и направлены в соответствии с положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ и от 26.05.2016 № ММВ-7-12/338@ «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных» ответчику, но обязанность по уплате задолженности до настоящего времени не исполнена.
В связи с изложенным, административный истец обратился в суд с административным иском, в котором, ходатайствуя о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании задолженности, просил взыскать с административного ответчика Бирюкова А.А. задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 37967 руб. 28 коп. и пени, начисленные на сумму долга в размере 8245 руб. 08 коп. (КБК №, ОКТМО №); страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7447 руб. 43 коп. (КБК №, ОКТМО №), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 929 руб. 51 коп. (КБК №, ОКТМО №), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 687 руб. 80 коп. (КБК №, ОКТМО №).
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № 8 по Курской области не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил суду о причинах неявки.
Административный ответчик Бирюков А.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного дела к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сейте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик об отложении дела не просил и доказательства уважительной причины неявки не представил.
Неявка в судебное заседание административного истца и административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ в Налоговый кодекс РФ введена глава 34 «Страховые взносы», в соответствии с положениями которой, администрирование страховых взносов передано Федеральной налоговой службе.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
В силу ст. 221 НК РФ к расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, указанных в настоящей статье (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные им за налоговый период в установленном законодательством о налогах и сборах порядке, а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные им за соответствующий период г установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
То есть, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Бирюков А.А. зарегистрирован и состоит на налоговом учете в МИФНС России № 8 по Курской области, является плательщиком страховых взносов и налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления.
В связи с тем, что сумма взносов в установленный срок уплачена не была, Бирюкову А.А. МИФНС России № 8 по Курской области были выставлены требования об уплате задолженности по страховым взносам от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и направлены, в соответствии с положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ и от 26.05.2016 № ММВ-7-12/338@ «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных», ответчику с указанием срока исполнения требований налогового органа до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные требования МИФНС России № 8 по Курской области административный ответчик добровольно не исполнил.
Согласно штампу приемной Щигровского районного суда Курской области административный иск МИФНС России № 8 по Курской области к Бирюкову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам был подан в суд ДД.ММ.ГГГГ.
По выставленным требованиям со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ общая сумма страховых взносов превысила 3000 рублей, шестимесячный срок для обращения в суд истек ДД.ММ.ГГГГ по истечении шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей, истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока обращения в суд.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган не обращался.
Доказательств, и доводов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено.
С учетом того, что к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, и таких обстоятельств при рассмотрении настоящего административного дела не установлено, суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявленных требований в установленном законом порядке. Принимая во внимание, что административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства истца о восстановлении указанного срока.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Суд не усматривает в обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении, уважительных причин пропуска срока обращения в суд с иском, поскольку у административного истца имелась реальная возможность своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с административным иском, административным истцом не представлено.
Таким образом, учитывая, что доказательств соблюдения налоговым органом установленных законодательством о налогах и сборах порядка и сроков для взыскания страховых взносов, а также уважительных причин пропуска срока суду не представлено, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Курской области к Бирюкову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, удовлетворению не подлежат ввиду пропуска срока для обращения с указанными требованиями в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по Курской области к Бирюкову Александру Анатольевичу о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 09 апреля 2019 г.
Председательствующий Ю.В. Малыхин