Дело № 2-374/2023
УИД 57RS0002-01-2023-000416-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Баранова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семиохиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах РАИ к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и возмещении денежных средств,
установил:
прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд в интересах РАИ с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» (далее –
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ») и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и возмещении денежных средств.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Верховского района по обращению РАИ проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами за счет средств регионального бюджета, в ходе которой установлено, что РАИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 2 типа, гипертоническая болезнь 3 ст., ГЛЖ, риск 4, Н1, 2 ф кл., включен в региональный регистр льготных категорий граждан на 2023 г.
Лечащим врачом БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», БУЗ ОО «ООКБ» рекомендовано РАИ: контроль гликемии 1 раз в день, таб. метформин 500 мг по 1 таблетки 2 раза в день, таб. тикагрелор 60 мг по 1 таблетке 2 раза в день, ацетилсалициловая кислота 100 мг по 1 таблетке в день, амлодипин 5 мг по 1 таблетке в день, бисопролол 2,5 мг по 1 таблетке в день, спиронолактин 25 мг по 1 таблетке в день, эналаприл 5 мг по 1 таблетке в день, эзетимиб 10 мг 1 раз в день.
В информации, предоставленной ГУП ОО «Орелфармация»,
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», установлено, что рецепты на имя РАИ серии 54-23 № от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски Акку-Чек Актив №, рецепт серии 54-23 № от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски Акку-Чек Актив № для глюкометра, рецепт серии 54-23 № от ДД.ММ.ГГГГ Эналаприл таб. 10 мг №, рецепт серии 54-23
№ от ДД.ММ.ГГГГ Амлодипин таб.10 мг № аннулированы.
Неисполнение обязательств по обеспечению необходимыми бесплатными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями вынудило
РАИ приобретать лекарственные препараты и медицинские изделия в аптеках за свой счет, а именно мерифатин, тест-полоски Акку-Чек Актив №, Ацекардол, Амлодипин, Эзетрол, Верошпирон, Бисопролол, Брилинта (товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ) на общую сумму 6720,50 рублей.
Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области РАИ лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – тест-полосками для глюкометра, не обеспечен, что нарушает его права на своевременное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – тест-полосками для глюкометра.
В ходе проверки также установлено, что согласно выписке
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» РАИ за истекший период 2023 года
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» льготные рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия выписываются не в полном объеме.
Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и
БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» допущены нарушения прав на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями пациента
РАИ
В связи с чем, прокурор просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать бесплатное предоставление РАИ лекарственных препаратов по МНН: метформин, тикагрелор, ацетилсалициловая кислота, амлодипин, бисопролол, спиронолактин, эналаприл, эзетимиб, в необходимом количестве вплоть до отмены лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность РАИ в лекарственных препаратах, выписывать рецепты на лекарственные препараты по МНН: метформин, тикагрелор, ацетилсалициловая кислота, амлодипин, бисопролол, спиронолактин, эналаприл, эзетимиб; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу РАИ понесенные расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий Мерифатин, тест-полоски Акку-Чек Актив №, Ацекардол, Амлодипин, Эзетрол, Верошпирон, Бисопролол, Брилинта (товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ) в размере 6 720,50 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Верховского района Орловской области Прохорова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец РАИ, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений не направил.
Представители ответчиков БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», Департамента здравоохранения Орловской области и представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений и ходатайств не направили.
Представитель третьего лица – директор ГУП Орловской области «Орелформация» Дубовик Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011
№ 323-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
Кроме того, в состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 данного Закона установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств гражданам, в том числе инвалидам и при заболевании «Диабет» граждане имеют право на льготное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 вышеуказанного закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение)).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В целях реализации мероприятий федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение», Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 06.05.2020 № 340 утверждено Положение о бесплатном лекарственном обеспечении при амбулаторном лечении лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, находящихся под диспансерным наблюдением, в соответствии с п.12 которого Департамент здравоохранения Орловской области на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку на необходимые лекарственные препараты и организует осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.На территории Верховского района Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами через ООО «Аптека № 33».
Судом установлено, что РАИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» у врача-терапевта с диагнозом сахарный диабет 2 типа, гипертоническая болезнь 3 ст., ГЛЖ, риск 4, Н1, 2 ф кл., является региональным льготником.
Как следует из справок БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» и БУЗ ОО «ООКБ» РАИ рекомендовано, в том числе, контроль гликемии 1 раз в день контроль гликемии 1 раз в день (тест полоски Акку чек Актив), таблетки метформин (форметин) 500 мг № по 1 таблетки 2 раза в день, тикагрелор 60 мг № (брилинта) по 1 таблетке 2 раза в день, ацетилсалициловая кислота 100 мг № по 1 таблетке в день, амлодипин 5 мг № по 1 таблетке в день, бисопролол 2,5 мг № по 1 таблетке в день, спиронолактин 25 мг № по 1 таблетке в день, эналаприл 5 мг № по 1 таблетке в день, эзетимиб 10 мг 1 раз в день, омепразол 20 мг 2 раза в день.
Из информации, предоставленной Департаментом здравоохранения Орловской области, и журнала обеспечения льготника следует, что рецепты на лекарственные препараты эналаприл 10 мг № серии 5423 № от 12.05.20203 и амлодипин 10 мг № серии 5423 № от 12.05.20203 аннулированы ДД.ММ.ГГГГ, рецепт на медицинское изделие тест полоски акку-чек актив № серии 5423 № от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт на медицинское изделие тест полоски акку-чек актив № серии 5423 № от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ РАИ лечащим врачом выписаны рецепты на следующие лекарственные препараты и медицинское изделие по МНН: эзетимиб таблетки 10 мг № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423
№), тикагрелор 60 мг № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423 №), ацетилсалициловая кислота 100 мг № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423 №), метформин 500 мг № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423 №), акку-чек актив № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423 №), спиронолактин 25 мг № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423 №), бисопролол 5 мг № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423 №), эналаприл 5 мг № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423 №), амлодипин 5 мг № (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 5423 №), которые не были приняты на обслуживание.
В соответствии с пунктом 1.16 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 (ред. от 24.11.2021) «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3-х месяцев. Рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны в течение 2-х месяцев со дня выписки.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881.
В соответствии с данной программой утвержден Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по которому участниками обеспечения населения лекарственными препаратами являются: уполномоченная фармацевтическая организация; бюджетные учреждения здравоохранения, расположенные на территории Орловской области; фармацевтические организации; аптечные организации, расположенные на территории Орловской области; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области; бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Медицинский информационно-аналитический центр».
При этом именно Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом и осуществляет оплату поставленных в соответствии с государственными контрактами лекарственных препаратов.
Согласно письму ФФОМС от 17.07.2006 № 5149/40-1 о направлении Методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» Формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей. Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что вопреки действующему законодательству РАИ не был своевременно и должным образом обеспечен необходимыми ему по медицинским показаниям лекарственными препаратами, отсутствие которых может повлиять на прогрессирование заболевания.
Необеспечение РАИ лекарственными препаратами нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Верховского района Орловской области об обязании БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность Рыженкова А.И. в лекарственных препаратах выписывать рецепты на лекарственные препараты по МНН: метформин, тикагрелор, ацетилсалициловая кислота, амлодипин, бисопролол, спиронолактин, эналаприл, эзетимиб, в соответствии с назначенной схемой лечения и обязании Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать бесплатное предоставление РАИ лекарственных препаратов по МНН: метформин, тикагрелор, ацетилсалициловая кислота, амлодипин, бисопролол, спиронолактин, эналаприл, эзетимиб, вплоть до отмены лечащим врачом.
Рассматривая требования прокурора о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу РАИ денежных средств в размере 6 720, 50 рублей, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в связи с ненадлежащим обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями РАИ за счет личных денежных средств приобрел ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат «Мерифатин» табл. 500 мг № стоимостью 87,17 рублей, медицинское изделие тест-полоски акку-чек актив № стоимостью 1 190,83 рублей, лекарственный препарат «Ацекардол» табл. 50 мг № стоимостью 22,50 рублей, лекарственный препарат «Амлодипин» табл. 5 мг № стоимостью 46,90 рублей, лекарственный препарат «Эзетрол» табл. 10 мг № стоимостью 2 298,86 рублей, лекарственный препарат «Верошпирон» табл. 25 мг № стоимостью 106,20 рублей, лекарственный препарат «Бисопролол» табл. 5 мг № стоимостью 104,90 рублей, лекарственный препарат «Брилинта» табл. 60 мг № стоимостью 2 863,14 рублей, а всего на общую сумму 6 720,50 рублей.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.
Согласно пункту 3.1 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации утверждаются распределение бюджетных ассигнований, указанное в абзаце четвертом пункта 3 настоящей статьи, по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, и ведомственная структура расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» дано разъяснение, по которому, исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16).
Принимая во внимание, что необеспечение РАИ лекарственными препаратами создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его конституционное право на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, с учетом понесенных истцом в спорный период затрат на приобретение лекарственных препаратов и медицинского изделия за счет личных денежных средств, наличия причинно-следственной связи между действиями Департамента здравоохранения Орловской области по необеспечению своевременной закупки лекарственных препаратов и наступлением последствий в виде приобретения материальным истцом необходимых ему лекарственных препаратов за счет собственных средств, убытки в сумме 6 720,50 рублей, понесенные РАИ, подлежат взысканию в его пользу с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп. 19 п. 1, п.п. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом того, что ответчик БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» финансируется из бюджета Орловской области (п. 5 Устава), не имеет денежных средств на оплату госпошлины, является бюджетным учреждением, суд полагает возможным не взыскивать госпошлину.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах РАИ к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и возмещении денежных средств удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать бесплатное предоставление РАИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственных препаратов по МНН: метформин, тикагрелор, ацетилсалициловая кислота, амлодипин, бисопролол, спиронолактин, эналаприл, эзетимиб, в необходимом количестве вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом.
Обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность РАИ в лекарственных препаратах, выписывать рецепты на лекарственные препараты по МНН: метформин, тикагрелор, ацетилсалициловая кислота, амлодипин, бисопролол, спиронолактин, эналаприл, эзетимиб.
Взыскать с Департамент здравоохранения Орловской области
(ИНН №) за счет казны Орловской области в пользу РАИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинского изделия в размере 6 720 (шесть тысяч семьсот двадцать) рублей 50 (пятьдесят) копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 21.12.2023.
Судья А.С. Баранов