Республика Коми, г. Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2021-008233-81
Дело № 2-5225/2021
(№ 33-5523/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Архаровой Л.В., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Вахниной Т.В.
рассмотрела в судебном заседании 25 ноября 2021 г. дело по апелляционной жалобе Савенок Т.М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июня 2021 г., которым постановлено:
«Восстановить ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» срок для принятия наследства по завещанию К.Г.М., <Дата обезличена> г.р., умершей <Дата обезличена>, в виде квартиры <Адрес обезличен>.
Признать право собственности ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» на квартиру <Адрес обезличен> в порядке наследования».
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения представителя ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» Шенцевой О.В., представителя Савенок Т.М. Барбира И.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение Республики Коми «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с заявлением о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства после смерти К.Г.М., признании права собственности на квартиру <Адрес обезличен> в порядке наследования по завещанию.
24 июня 2021 г. судом принято решение, которым заявление ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» о восстановление срока для принятия наследства по завещанию К.Г.М. в виде указанной выше квартиры удовлетворено; признано право собственности ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» на квартиру <Адрес обезличен> в порядке наследования.
Савенок Т.М. обратилась с апелляционной жалобой на состоявшееся по делу решение суда, указав, что она приходится умершей родной сестрой и наследником второй очереди по закону, принявшей наследство после смерти К.Г.М.
В обоснование жалобы указала, что не была привлечена судом к участию в деле. Просит отменить решение суда, поскольку оно нарушает ее права как наследника, имеющего право на указанную квартиру.
Судебная коллегия установила, что признание права собственности ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» на квартиру К.Г.М. обусловлено завещанием последней, умершей <Дата обезличена> В материалах дела имеется копия наследственного дела, в котором имеется заявление Савенок Т.М. от 8 апреля 2021 г. о принятии наследства после смерти сестры К.Г.М. Кроме того, имеется заявление Савенок А.П. о принятии наследства в виде жилого дома и земельного участка, денежных вкладов по завещанию К.Г.М.
Поскольку данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и не привлечены к участию в деле все наследники, между которыми, как следует из представленных документов, усматривается спор о праве, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, определив спор подлежащим разрешению в исковом порядке, о чем 30 сентября 2021 г. вынесено соответствующее определение.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Савенок А.П. и Савенок Т.М.
4 октября 2021 г. в суд апелляционной инстанции от Барбира И.П., представляющего интересы Савенок Т.М., поступило встречное исковое заявление к ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» о признании недействительным завещания К.Г.М. в части распоряжения спорной квартирой. По мнению Савенок Т.М., завещание противоречит закону, поскольку ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» не может являться собственником имущества в силу ст.123.21 ГК РФ.
Определением суда апелляционной инстанции от 1 ноября 2021 г. встречное исковое заявление Савенок Т.М. принято.
По делу установлено, что К.Г.М. являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.
<Дата обезличена> К.Г.М. умерла.
После смерти К.Г.М. к ее имуществу нотариусом Сыктывкарского нотариального округа Республики Коми 8 апреля 2021 г. открыто наследственное дело <Номер обезличен>.
В соответствии с завещанием от 25 января 2018 г., удостоверенным нотариусом Сыктывкарского нотариального округа М.Л.И., К.Г.М. завещала принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, Государственному учреждению Республики Коми «Сыктывкарский специализированный дом ребенка».
Извещением от 19 апреля 2021 г. № 122 нотариус Сыктывкарского нотариального округа Ш.Т.Л. информировала ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» о волеизъявлении К.Г.М. в отношении принадлежавшей ей квартиры и в связи с пропуском Учреждением срока для принятия наследства предложила обратиться в суд с заявлением о восстановлении указанного срока и признании ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» принявшим наследство.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статей 1113, 1114, 1115 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В силу положений статьи 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1).
Согласно статье 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно пункту 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.Оценив установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности доводов ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» о том, что Учреждение не знало и не должно было знать об открытии наследства по не зависящим от него обстоятельствам, что препятствовало в реализации наследственных прав в установленный законом срок. Какой-либо информацией о намерениях К.Г.М. завещать Учреждению принадлежащее ей имущество ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» не располагало, впервые о наличии завещания К.Г.М. узнало из извещения нотариуса от 19 апреля 2021 г. № 122.
С заявлением о восстановлении срока для принятия наследства истец обратился 20 мая 2021 г., т.е. в пределах шестимесячного срока после отпадения причин пропуска срока для принятия наследства.
Изложенное позволяет признать причины пропуска ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» срока для принятия наследства уважительными, что является основанием для удовлетворения требования истца о восстановлении указанного срока.
Разрешая требования встречного иска Савенок Т.М. к ГУ «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» о признании недействительным завещания К.Г.М. в части распоряжения квартирой по адресу: <Адрес обезличен>, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1131 ГК РФ при нарушении положений названного Кодекса, влекущих недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается (пункт 1 статьи 1131 ГК РФ).
Поскольку завещание является сделкой, к нему применимы общие нормы права о действительности либо недействительности сделок.
В силу части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения.
Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Полагая оспариваемое завещание недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 168 ГК РФ, представитель Савенок Т.М. сослался на то, что наследодатель К.Г.М., как следует из завещания, имела волю, направленную на передачу в порядке наследования спорного жилого помещения в пользу ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка».
Особенности организационно-правового статуса некоммерческой организации в организационно-правовой форме учреждения, в том числе бюджетного, к которым относится ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка», урегулированы ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу приведенных норм, по мнению подателя встречного иска, оспариваемое завещание в части распоряжения квартирой следует квалифицировать как недействительное, поскольку бюджетное учреждение не может обладать имуществом на праве собственности в силу закона.
Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения встречного иска.
Как следует из обстоятельств дела, наследодатель К.Г.М. в завещании однозначно выразила волю на передачу квартиры Государственному учреждению Республики Коми «Сыктывкарский специализированный дом ребенка», порока воли наследодателя при составлении завещания не установлено, при этом отсутствует законодательный запрет на составление завещания в пользу бюджетного учреждения. Нормы, на которые ссылается податель встречного иска в обоснование требования о признании завещания недействительным, такого запрета не содержат.
Кроме того, абзацем 2 части 1 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; поступления денежных средств, предусмотренных частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»; и другие не запрещенные законом поступления.
К иным целевым поступлениям могут быть отнесены, в частности, имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подпункт 2 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ).
Прямым запретом для бюджетных учреждений является размещение денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершение сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 14 статьи 9.2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
При таких обстоятельствах оспариваемое завещание, вопреки доводам подателя встречного иска, не может быть квалифицировано как недействительное, в связи с чем оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.
В силу части 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации, в связи с чем требование заявителя о признании права собственности на квартиру также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июня 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым:
Восстановить ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» срок для принятия наследства по завещанию К.Г.М., <Дата обезличена> года рождения, умершей <Дата обезличена>, в виде квартиры по адресу: <Адрес обезличен>.
Признать право собственности ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» на квартиру по адресу: <Адрес обезличен> в порядке наследования.
Встречный иск Барбира И.П., поданный в интересах Савенок Т.М., к ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» о признании недействительным завещания К.Г.М., удостоверенное 25 января 2018 г., в части распоряжения квартирой по адресу: <Адрес обезличен> оставить без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 25 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи