Дело <номер изъят>
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ года
Дербентский городской суд Республики Дагестан, в составе: председательствующего судьи Галимова М.И., при ведении протокола судебного заседания Саидовой К.И., в отсутствие представителя истца Администрации городского округа «город Дербент» Курбанова Ш.К., просившего рассмотреть дело без его участия, а также в отсутствие ответчиков Сайбуновой С.З. и Заирбекова Н.С., представителей третьих лиц Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» и Управления Росреестра по РД, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа «город Дербент» к Сайбуновой ФИО10 и Заирбекову ФИО11 о признании незаконным регистрации права собственности за гр. ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 05:42:000064:799, как несоответствующей нормам закона, с применением последствий недействительности сделки, признании незаконным и недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и ФИО5 с применением последствий недействительности сделки, применении последствия недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, обязать ФИО5 возвратить спорный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 585 кв.м, в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>»,
УСТАНОВИЛ:
В Дербентский городской суд Республики Дагестан поступило исковое заявление Администрации городского округа «<адрес изъят>» к ФИО4 и ФИО5 о признании незаконным регистрации права собственности за гр. ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, как несоответствующей нормам закона, с применением последствий недействительности сделки, признании незаконным и недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и ФИО5 с применением последствий недействительности сделки, применении последствия недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, обязать ФИО5 возвратить спорный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 585 кв.м, в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>».
Иск мотивирован тем, что Администрацией городского округа «<адрес изъят>» в рамках осуществления муниципального земельного контроля, при проверке соблюдения земельного законодательства правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>», выявлено ряд нарушений.
Указанный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> зарегистрирован на праве собственности за гр. ФИО3 запись регистрации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для регистрации права собственности на данный земельный участок согласно полученным материалам с ФИО2 по РД послужило: Постановление <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, Договор <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка» и Справка <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, без схемы места расположения участка, что не может быть основанием возникновения и регистрации права собственности на спорный земельный участок, тогда как, письмом Министерства экономического развития РФ, были даны разъяснения, о том, что внесений в ГКН сведений, о ранее учтенных земельных участках на основании архивных выписок, архивных копий выписок из похозяйственной и земельной шнуровой книг, справок, законодательством не предусмотрено.
В настоящее время право собственности на спорный земельный участок согласно выписке из ЕГРН принадлежит гр. ФИО5 на основании договора купли-продажи земельного участка от 07.04.2012г., заключенного между гр. ФИО7 и ФИО3
Таким образом, предъявляя, настоящие исковые требования администрация городского округа «<адрес изъят>» исходит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ «<адрес изъят>».
ФИО2 администрации ГО «<адрес изъят>» по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчики ФИО3 и ФИО5, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили. Возражений на исковое заявление не направил.
В соответствии с частью 3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с ч.1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Суд, с учетом мнения истца, настаивавшего на рассмотрении дела, решил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего суду об уважительных причинах неявки.
ФИО2 по РД, ФИО2 земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес изъят>» в суд также не явились.
Проверив и исследовав материалы дела, с учетом доводов истца, в силу ч.2 ст.12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, разъяснив лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупредив о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, создав условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> зарегистрирован на праве собственности за гр. ФИО3 запись регистрации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для регистрации права собственности на данный земельный участок является: Постановление <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, Договор <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка» и Справка <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, без схемы места расположения участка. Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, пл. 585 кв. м. имеет вид разрешенного использования - для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Указанное обстоятельство не может быть основанием возникновения и регистрации права собственности на спорный земельный участок, тогда как, письмом Министерства экономического развития РФ, даны разъяснения, о том, что внесение в ГКН сведений, о ранее учтенных земельных участках на основании архивных выписок, архивных копий выписок из похозяйственной и земельной шнуровой книги, справок, законодательством не предусмотрено.
Согласно ФЗ-93 от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
-акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.
Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Более того, земельный участок площадью 585 кв. м. с кадастровым номером <номер изъят>, согласно схеме функциональных зон Генплана <адрес изъят> расположен на территории общего пользования, в зоне Р1 (парки, скверы, бульвары, набережные).
На фото местности видно, что спорный земельный участок расположен на территории пляжа, на берегу Каспийского моря, у уреза вода (КПТ прилагается).
На основании правовых норм вышеуказанная регистрация на спорный земельный участок, подлежит признанию судом недействительной, и как недействительное, не подлежит применению, в связи с чем, в силу положений действующего законодательства не могут порождать юридических последствий, в том числе возникновения у гражданина права собственности на спорный земельный участок, являющийся предметом спора (земельный участок).
Согласно ст. 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской ФИО1, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 названного закона на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан», при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства исходя из природно-экономических условий. Между тем, схема зонирования территории для размещения садоводческих объединений не составлялась, проект организации и застройки территории для садоводства не утверждался.
Право собственности на спорный земельный участок согласно выписке из ЕГРН принадлежит гр. ФИО5 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между гр. ФИО7 и ФИО3
В соответствии со ст. 35 ГК РФ, рекреационные зоны предназначенные организации мест отдыха населения и включает в себя скверы, парки, городские сады, пляжи и иные объекты. Они являются землями общественных интересов населения.
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ, закреплено понятие территории общего пользования, как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, пляжи, скверы, бульвары).
Согласно п. 12. ст. 85 ЗК. РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При наличии вышеизложенных обстоятельств, регистрация права собственности на земельный участок, является незаконной, в виду чего земельный участок подлежит возвращению в муниципальную собственность.
Земельный участок может быть снят с кадастрового учета только в судебном порядке в соответствии с п.5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 1 ст. 25 ЗК РФ).
В силу требований ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Земельного Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправлениях в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 301 и 302 ГК РФ собственник свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статье 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
С учетом изложенного суд считает исковые требования администрации городского округа «<адрес изъят>» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При удовлетворении требований истца понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.
Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации городского округа «город Дербент» к Сайбуновой ФИО12 и Заирбекову ФИО13 о признании незаконным регистрации права собственности за гр. ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, как несоответствующей нормам закона, с применением последствий недействительности сделки, признании незаконным и недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и ФИО5 с применением последствий недействительности сделки, применении последствия недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, обязать ФИО5 возвратить спорный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 585 кв.м, в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>» удовлетворить.
Признать незаконным регистрацию права собственности за гр. ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, как несоответствующую нормам закона, с применением последствий недействительности сделки.
Признать незаконным и недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и ФИО5 с применением последствий недействительности сделки.
Применить последствия недействительности сделки, исключить (аннулировать) из ЕГРН записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>.
Обязать ФИО5 возвратить спорный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 585 кв. м., в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>».
Взыскать с ФИО4 и ФИО5 солидарно в доход местного бюджета городского округа «<адрес изъят>» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
По вступлению настоящего решения суда в законную силу, обеспечительные меры, принятые определением Дербентского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, снять.
Разъяснить ФИО4 и ФИО5 право на обращение в суд, вынесший заочное решение, с заявлением об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть также обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, в коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД через канцелярию Дербентского городского суда РД.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ, решение судом принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Галимов М.И.