Дело № 2а-1614/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Астрахань «27» сентября 2017 года
Трусовский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи: Курбановой М.Р.,
при секретаре: Онкоровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора<адрес> защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по совершению действий,
установил:
Прокурор <адрес> в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по совершению действий.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор района указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления природоохранного законодательства, в ходе которой установлено что по адресу:<адрес>, возле <адрес> на почве несанкционированно размещены твердые бытовые отходы производства и потребления, что отражено в акте обследования территории отДД.ММ.ГГГГ и подтверждаются фотоматериалами.
Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении администрацией МО «<адрес>» обязанности по регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, по мнению прокурора района, Администрация города должна предпринимать меры по ликвидации мест несанкционированных свалок отходов производства и потребления. Бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по своевременной ликвидации несанкционированных свалок может привести к нарушению жизненно важных интересов и прав человека на благоприятную окружающую среду, а соответственно, и к негативным последствиям в виде чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании изложенного, с учетом утончений в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец прокурор <адрес> просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по неорганизации по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на почве по адресу: <адрес>, возле <адрес>; обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, расположенных на почве по адресу: <адрес>, возле <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора<адрес>Б.А.В. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика по доверенности И.Ю.В. заявлено ходатайство, которое судом было удовлетворено, о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ООО «ЭкоЦентр» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, указав в обосновании ходатайства, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами (ООО «ЭкоЦентр» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> (зона деятельности 1).
Представители административных ответчиков, привлеченные к участию в деле на основании части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ООО «ЭкоЦентр» по доверенности С.Д.А и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по доверенности Ж.А.Г., не возражали против удовлетворения требований прокурора, просили признать себя ненадлежащими ответчиками по данному административному делу.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решениеоб удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемыхрешения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) ирешенийоргана государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно только при несоответствии обжалуемого действия (бездействия),решениянормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно статье 51 Устава муниципального образования «<адрес>», принятогоФИО1 образования «<адрес>» отДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми муниципальное образование «<адрес>» наделено полномочиями по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Решением городскогоСоветаг.Астрахани№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройствагородскихтерриторий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани.
В соответствии с пунктом 1.1.1 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве либо обязательственном праве зданий, сооружений, а также земельных участков, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1.14.1 Правил благоустройствагородскихтерриторий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани в целях обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани запрещается вывозить твердые и жидкие бытовые отходы, строительный мусор в места, не отведенные для их захоронения и утилизации.
В силу пункта 2.5.2 Правил благоустройствагородскихтерриторий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны, поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем.
Целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно требованиям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации № 7от10 января 2002 года«Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти с объектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации № 7от10 января 2002 года«Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, загрязнение недр и почв. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального законаРоссийской Федерации № 7от10 января 2002 года«Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В силу статьи 51 Федерального закона Российской Федерации № 7от10 января 2002 года«Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона Российской Федерации№ 52от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрен комплекс мер, направленных на недопустимость негативного воздействия на окружающую среду и ее загрязнения: отходы производства, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от10 января 2002 года«Об охране окружающей среды», частью 3 статьи 8 Федерального закона № 89 от 24 июня 1998 года«Об отходах производства и потребления», статьи 16 Федерального закона Российской Федерации№ 131 от 6 октября 2013 года«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значениягородскогоокруга относится, в частности, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации№ 89от24 июня 1998 года«Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Складирование мусора в не отведенных для указанных целей местах и, соответственно, создание несанкционированных свалок действующим законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании установлено, что администрациейг.Астраханив нарушение всех вышеперечисленных требований законодательства и нормативных актов не предприняты меры по ликвидации свалок отходов производства и потребления.
Так в ходе обследования<адрес>, проведенногоДД.ММ.ГГГГустановлено, что по адресу:г <адрес>, возле <адрес> на почве несанкционированно размещены твердые бытовые отходы производства и потребления, что отражено в акте обследования территории отДД.ММ.ГГГГи подтверждаются фотоматериалами.
Данные обстоятельства подтверждаются и фотоматериалами, представленными к административному исковому заявлению и исследованными в ходе судебного заседания.
Доводы административного ответчика о том, что Администрация муниципального образования является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании представителем административного ответчика по доверенности И.Ю.В. заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ООО «ЭкоЦентр» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, указав в обосновании ходатайства, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭкоЦентр» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> (зона деятельности 1).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и ООО «ЭкоЦентр» привлечены к участию в деле в качестве соответчика.
Из материалов дела следует, что несанкционированная свалка располагается по адресу: <адрес>, возле <адрес>, то есть на территории муниципального образования «<адрес>».
Также, материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством жилищно-коммунального <адрес> и ООО «ЭкоЦентр» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Согласно предмету данного соглашения Региональный оператор в течение срока действия настоящего соглашения обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> (зона деятельности 1), определенной в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, утвержденной постановлением Министерства Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ (далее - территориальная схема ТКО) в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации № – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, а также Порядком сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, утвержденного постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в соответствии с абзацем 10 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения, региональный оператор при осуществлении своей деятельности обязуется обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства и иных нормативных правовых актов при организации деятельности в сфере по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, а также пункта 2.2 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории <адрес>, утвержденного постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителем.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 от 12 ноября 2016 года, потребитель – собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, потребителями являются физические и юридические лица, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления <адрес>.
Статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации регламентировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России №607-ст от 28 декабря 2001 года, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В статье 75 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление собственника данных отходов, статуса земельного участка, где обнаружен бытовой мусор, соответствует ли складирование мусора разрешенному виду использования земельного участка, связано ли складирование отходов с оборотом бытовых отходов либо «ликвидация» несанкционированной свалки направлена на устранение нарушений экологических, санитарных и иных требований.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 2 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Так участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на почве по адресу: <адрес>, возле <адрес>, возложена на орган местного самоуправления, к которой относится Администрация муниципального образования «<адрес>». При этом выбор способа осуществление данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления, а именно на Администрацию муниципального образования «<адрес>».
Таким образом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и ООО «ЭкоЦентр» являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города, поскольку выявленные нарушения требований федерального законодательства и нормативных актов Российской Федерации полностью нашли свое подтверждение в судебном заседании. При этом бездействие Администрации города по своевременному устранению указанных недостатков создает опасность для жизни и здоровья граждан, может привести к нарушению жизненно важных интересов и прав человека на благоприятную окружающую среду, а соответственно, и к негативным последствиям в виде чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора<адрес> защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по совершению действий, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» по неорганизации по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на почве по адресу: <адрес>, возле <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, расположенных на почве по адресу: <адрес>, возле <адрес>.
Администрации муниципального образования «<адрес>» сообщить об исполнениирешенияпо административному делу в Трусовский районный суд <адрес> прокурору<адрес> течение одного месяца со дня вступлениярешениясуда в законную силу.
Нарешениеможет быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Астраханский областной суд через Трусовский районный судгорода Астраханив течение одного месяца со дня принятиярешениясуда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 28 сентября 2017 года.
Судья М.Р. Курбанова