Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 05 марта 2018 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Шереметьевой С.Н.,
при секретаре Манашевой Т.А.,
с участием:
истца Рыбаковой А.В.,
представителя истца Кужахметова Т.Ю.,
представителя ответчика Кудряшовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбаковой А.В. к администрации муниципального образования Соль-Илецкому городскому округу о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Рыбакова А.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указала, что 24.10.1994 года администрацией Григорьевского сельского совета с. Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области ей было выдано свидетельство № о праве собственности на земельный участок общей площадью 17,7га для ведения личного подсобного хозяйства. 19.05.2016 года истец через представителя обратилась к ответчику с запросом о выдаче копии решения администрации Григорьевского сельсовета от 02.10.1992г. № о передаче земли в собственность.26.05.2016г. ответчик в своем ответе № указал, что в документах архивного фонда администрации Григорьевского сельсовета с. Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области в распоряжениях главы администрации сельсовета по основной деятельности за 1992 год распоряжения № от 02.10.1992 года «О предоставлении земель для ведения личного подсобного хозяйства» не имеется. 28.12.2016 года ответчик в своем ответе № указал, что на основании ответа архивного отдела администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, в документах архивного фонда администрации Григорьевского сельсовета с. Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области в распоряжениях главы администрации сельсовета по основной деятельности за 1992 год распоряжения № от 02.10.1992 года «О предоставлении земель для ведения личного подсобного хозяйства» и сведений об отводе земельного участка Рыбаковой А.В. не имеется. Данными ответами ответчик вводил в заблуждение истца. Истец считает, что данный земельный участок принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № выданного 24.10.1994г., с оригинальной печатью Григорьевского сельского совета. Просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> за Рыбаковой А.В..
В судебном заседании истец Рыбакова А.В. и ее представитель Кужахметов Т.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме и просили иск удовлетворить по основаниям указанным в иске и письменных пояснениях.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица - Администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области Кудряшова О.В., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения иска по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление, в котором указала, что свидетельство о праве собственности на землю Григорьевским сельским советом не выдавалось. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд представлен отзыв, согласно которому Управление указывает, что не имеет заинтересованности в исходе данного дела, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом.
Право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Так, исходя из положений ст. 8 ГК РФ и ст. 25 ЗК РФ, в качестве оснований могут выступать: акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения прав на землю; договоры и другие сделки, предусмотренные законом; приобретение земельного участка по основаниям, установленным законом.
Право собственности на земельный участок может возникнуть в связи с наступлением как общих оснований, установленных ст. 8 ГК РФ, так и оснований специальных норм, определяющих возникновение отдельных видов прав.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно п. 9.1 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии со ст. 25.2 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а именно, в силу положений п. 2 указанной статьи предусмотрено, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является один из документов, в том числе: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В судебное заседание истцом Рыбаковой А.В. представлено свидетельство о праве собственности на землю № от 24.10.1994 года (форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992г. №), согласно которому данное свидетельство выдано на основании решения администрации Григорьевского сельсовета от 02.10.1992 года № для ведения личного подсобного хозяйства.
Свидетельство на право собственности на землю является документом, удостоверяющим с момента регистрации право собственности на земельный участок.
В представленном истцом свидетельстве о праве собственности на землю № от 24.10.1994 года отсутствует подпись главы администрации.
Сведения о праве собственности истца на указанный земельный участок в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно архивной справке № от 26.05.2016 года в документах архивного фонда администрации Григорьевского сельсовета с. Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области в распоряжениях главы администрации сельского совета по основной деятельности за 1992 год распоряжения № от 02.10.1992 года «О предоставлении земель для ведения личного подсобного хозяйства» не имеется.
Из ответа ответчика № от 28.12.2016 года следует, что на основании ответа архивного отдела администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, в документах архивного фонда администрации Григорьевского сельсовета с. Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области в распоряжениях главы администрации сельского совета по основной деятельности за 1992 год распоряжения № от 02.10.1992 года «О предоставлении земель для ведения личного подсобного хозяйства» и сведений об отводе земельного участка Рыбаковой А.В. не имеется.
В судебном заседании установлено, что в журнале по выдаче земельных свидетельств № администрации МО сельского поселения Григорьевского сельсовета под № значится ФИО6.
Согласно информационного письма Прокуратуры Соль-Илецкого района Оренбургской области от 07.02.2017 года направленного в адрес администрации Соль-Илецкого городского округа усматривается, что в соответствии с заключением эксперта экспертно-криминалистической группы ОМВД РФ по <адрес> ФИО7 № от 06.10.2015г. и № от 22.10.2015г. рукописный текст в свидетельстве о праве собственности на землю № от 24.10.1994г. выполнен не работниками администрации Григорьевского сельсовета, работавшими в период выдачи свидетельств о праве собственности на землю в администрации Григорьевского сельсовета. В нстоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером № в ЕГРН не зарегистрировано.
В судебном заседании установлено, что на момент выдачи истцу свидетельства о праве собственности на земельный участок № от24.10.1994 года Указом президента РФ № от 27.10.1993 года была утверждена новая форма свидетельства о праве собственности на землю, которая отличается по форме представленной истцом утвержденной постановлением Правительства РФ № от 19.03.1992 года.
Так, согласно ст. 64 Земельного кодекса РСФСР, действовавшей в период издания приказа от 01 декабря 1999 г., земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
П. 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Статьей 51 Закона РФ от 06.07.1991 N 1500-1 (ред. от 22.10.1992) "О местном самоуправлении в Российской Федерации", действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, к полномочиям поселковой, сельской администрации были отнесены вопросы: предоставления в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета; регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды.
Исходя из положений вышеприведенных нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что основанием для возникновения права на земельные участки, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом может служить свидетельство о праве собственности на землю или государственный акт, удостоверяющий право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленное свидетельство на право собственности на землю не соответствует установленной, действующей на момент издания, форме, установленной Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", поскольку в нем отсутствует подпись главы администрации; иных достаточных и допустимых доказательств права собственности на земельный участок истцом не представлено и судом в ходе рассмотрения дела не добыто. Само по себе распоряжение № 17 от 02.10.1992 года «О предоставлении земель для ведения личного подсобного хозяйства», на которое ссылается истец как в обоснование иска не может расцениваться в качестве правоустанавливающего документа, поскольку согласно архивной справке такового не имелось и следовательно не может свидетельствовать о предоставлении истцу спорного земельного участка уполномоченным на то органом на каком-либо законном основании в соответствии с действующим в указанный период законодательством.
Доводы истца о том, что другим членам жителям <адрес> были предоставлены земельные участки на основании свидетельств о праве собственности на землю по такой же форме свидетельства о праве собственности на землю, утвержденной постановлением Правительства РФ № 177 от 19.03.1992 года правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рыбаковой А.В. к администрации муниципального образования Соль-Илецкому городскому округу о признании права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья/подпись/ С.Н.Шереметьева
Мотивированный текст решения в соответствии со ст. 199 ГПК РФ будет изготовлен 12 марта 2018г.
Судья/подпись/ С.Н.Шереметьева