Решение по делу № 2-1-346/2024 от 15.02.2024

УИД № 57RS0014-01-2024-000444-26

Дело № 2-1-346/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 июля 2024 г. г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,

с участием истца Просянкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Просянкиной Аллы Анатольевны к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» о признании права на специальную выплату,

установил:

Просянкина А.А. обратилась в суд с иском к БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» о признании права на специальную выплату.

В обоснование заявленных требований указала, что работает в должности медицинской сестры стоматологической поликлиники - структурного подразделения БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» на основании трудового договора от 30 декабря 2011 г. № 567. В соответствии с единой должностной инструкцией медицинских сестер стоматологической поликлиники на данную должность назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и специальную подготовку по стоматологии, медицинская сестра несет ответственность за нечеткое и несвоевременное выполнение обязанностей, подчиняется врачу-стоматологу и старшей медицинской сестре стоматологической поликлиники, назначается на должность и увольняется с должности главным врачом больницы. Трудовой договор заключен на неопределенный срок, является для нее основным местом работы, условиями договора предусмотрена выплата заработной платы в размере базового оклада, повышающего коэффициента к базовому окладу, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также установлена посменная работа (39 часовая рабочая неделя) согласно графику, утвержденному главным врачом БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ». Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата ряду категорий медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, в частности, специалистам со средним медицинским образованием центральных районных больниц (п. «д» ч. 2 Постановления). Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования. В силу п. 3 и п. 4 указанных Правил специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций. Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, направляют в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В нарушение требований действующего законодательства истец не была включена работодателем в реестр медицинских работников, направляемый для назначения выплаты в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Обратившись в адрес БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» по данному вопросу, она получила отказ со ссылкой на постановление Правительства Орловской области от 30 декабря 2022 г. № 881 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 годов». По мнению ответчика, данная Программа определяет перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, при этом зубное протезирование в программу не включено. Вместе с тем, БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения Орловской области и участвует в реализации программы обязательного медицинского страхования. Таким образом, истец относится к категории медицинских работников, указанных в п. «д» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, и имеет право на получение мер государственной социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты.

По данным основаниям просит признать за собой право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную п. «д» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», а также просит обязать БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» включить ее в реестр медицинских работников, имеющих право на получение указанной социальной выплаты со дня возникновения права на ее назначение - с 1 января 2023 г. и ежемесячно, не позднее десятого рабочего дня после окончания отчетного месяца, направлять в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

В порядке ст. 43 Гражданского кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области.

Истец Просянкина А.А. поддержала заявленные требования на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика БУЗ Орловской области «Мценская центральная районная больница» в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменный отзыв по существу заявленных требований, указав, что основания для включения Просянкиной А.А. в реестр получателей специальной социальной выплаты отсутствуют. В своих возражениях представитель ответчика ссылается на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденную постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2022 г. № 881, определяющую перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, в частности болезни полости рта (за исключением зубного протезирования). В соответствии с Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Орловской области случаи оказания медицинской помощи в виде ортодонтической помощи, протезирования и имплантации зубов не подлежат оплате за счет средств ОМС. Являясь сотрудником ортопедического отделения стоматологической поликлиники БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», Просянкина А.А. не оказывает медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, не оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению. Вместе с тем, одним из обязательных условий назначения специальной социальной выплаты, согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 является оказание медицинским работником медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Представитель третьего лица Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и пояснения по заявленным требованиям. В пояснениях указано, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования. Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. № 99н утверждены разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568. В частности, должности медицинских работников, претендующих на получение специальной социальной выплаты, должны соответствовать должностям, которые определены в номенклатуре должностей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н. Таким образом, работодателю (медицинской организации) делегированы полномочия по установлению права медицинского работника на данную выплату. Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования осуществляет специальную социальную выплату медицинскому работнику в размере, указанном в представленном медицинской организацией реестре, при этом ответственность за предоставление недостоверных сведений, влияющих на получение работником специальной социальной выплаты, несет медицинская организация. При разрешении спора представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил письменную позицию по существу заявленных требований, указав, что согласно п. 4 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», утвержденных приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. № 99н, специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «б», «е» и «и» п. 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи. Средний медицинский персонал поликлиники центральной районной больницы, оказывающий первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, подпадает под категории получателей социальных выплат в соответствии с подпунктом «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568. Право истца на получение специальной социальной выплаты должно возникнуть с момента отнесения Просянкиной А.А. к категории работников, указанных в подпункте «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568. Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации также отметил, что в названном постановлении однозначно указаны получатели социальных выплат - медицинские работники, участвующие в реализации программ обязательного медицинского страхования, при этом истец осуществляет трудовую деятельность в отделении, медицинские работники которого могут оказывать медицинскую помощь, не входящую в программу обязательного медицинского страхования.

Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных объяснениях на исковое заявление указал, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования не участвуют в реализации мероприятий государственной социальной поддержки отдельных категорий медицинских работников.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 129, ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работника представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Права и обязанности медицинских работников регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В ст. 72 данного Федерального закона закреплено право медицинских работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 ряду категорий медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата.

Подпунктом «д» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к лицам, имеющим право на получение предусмотренной законом специальной социальной выплаты, отнесены специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 конкретно определены получатели специальной социальной выплаты, а именно - медицинские работники медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 2, п. 3, п. 4, п. 10 Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г., соответствующие критериям, установленным ч. 2 данного постановления.

Специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты.

Приказом Министерства здравоохранения России от 10 марта 2023 г. № 99н утверждены разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568.

В п. 4 указанных разъяснений отражено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпункте «д» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.

Из материалов дела следует, что приказом главного врача БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» от 29 июля 1991 г. № 109/1 Просянкина А.А. переведена на должность медицинской сестры стоматологической поликлиники.

30 декабря 2011 г. между БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», в лице главного врача, и Просянкиной А.А. оформлен трудовой договор № 567, по условиям которого истец принята на работу на неопределенный срок, данная работа является для нее основным местом работы, трудовая деятельность осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным главным врачом учреждения здравоохранения, также в договоре закреплены условия оплаты труда, в том числе предусмотрены выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно диплому серии Мценского медицинского училища, решением Государственной аттестационной комиссии от 2 марта 1987 г. истцу присвоена квалификация фельдшера.

Как следует из устава БУЗ Орловской области «Мценская центральная районная больница», учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций. Предметом и целями деятельности учреждения является осуществление квалифицированной медицинской помощи населению в соответствии со стандартами диагностики и лечения. Учреждение имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе стоматологическую поликлинику.

Исходя из содержания штатного расписания, утвержденного главным врачом учреждения здравоохранения, стоматологическая поликлиника входит в состав БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», в свою очередь в состав поликлиники входит структурное подразделение - отделение ортопедической стоматологии, в котором предусмотрена должность медицинской сестры.

В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 г., плановый период 2024 г. и 2025 г. содержится перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования. В данном перечне под № 42 указано БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» (код медицинской организации по реестру 579170).

13 января 2023 г. между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Орловской области, страховой медицинской организацией АО «СОГАЗ-Мед», страховой медицинской организацией ООО «РЕСО-Мед», с одной стороны, и БУЗ Орловской области «Мценская центральная районная больница», с другой стороны, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» заключен договор на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. В приложении № 1 к данному договору определены объемы предоставления медицинской помощи в рамках ОМС.

Вместе с тем, ранее постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2022 г. № 881 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, действовавшая на момент возникновения спорных правоотношений. Раздел III данной Программы определял перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которых осуществляется бесплатно, в частности - болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования).

Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной Постановлением Правительства Орловской области от 7 февраля 2024 г. № 73.

Раздел V Программы определяет источники ее финансового обеспечения - средства федерального бюджета, областного бюджета, а также средства обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Орловской области на 2023 г. от 13 января 2023 г., в п. 1.15 раздела I определены случаи оказания медицинской помощи, которые не подлежат оплате за счет средств ОМС, в том числе ортодонтическая помощь взрослому населению, протезирование и имплантация зубов.

Аналогичное исключение из перечня медицинских услуг, подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, содержится п. 7 ч. 1.16. Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Орловской области на 2024 г., заключенного 30 января 2024 г.

Просянкина А.А. осуществляет трудовую деятельность в должности медицинской сестры ортопедического отделения стоматологической поликлиники БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ».

Главным врачом учреждения здравоохранения утверждено положение об оплате труда работников ортопедического отделения, согласно которому формирование фонда заработной платы работников отделения происходит от общей выручки, полученной за оказание платных медицинских услуг по зубопротезированию.

Таким образом, оплата медицинских услуг, оказываемых медицинскими работниками ортопедического отделения БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», производится не за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках реализации программ ОМС, а осуществляется за счет средств граждан, обратившихся за оказанием данного вида медицинских услуг.

С учетом характера оказываемой истцом медицинской помощи, учитывая установленные по делу обстоятельства и принимая во внимание позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации по существу спора, суд не усматривает оснований для признания за Просянкиной А.А. права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Просянкиной Аллы Анатольевны к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» о признании права на специальную выплату оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12 июля 2024 г.

Председательствующий Е.В. Журавлева

2-1-346/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Просянкина Алла Анатольевна
Ответчики
БУЗ ОО "Мценская ЦРБ"
Другие
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Журавлева Е.В.
Дело на странице суда
mcensky.orl.sudrf.ru
15.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
21.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2024Подготовка дела (собеседование)
12.04.2024Подготовка дела (собеседование)
12.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2024Судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее