Решение по делу № 3а-79/2020 от 30.06.2020

Дело № 3а-79/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2020 года                                                                город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

с участием прокурора Дегтяренко А.А.,

при секретаре Бухтеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Нетеса Александра Владимировича о признании недействующими решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» в части установления территориальных зон П-2 и Р-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Нетеса А.В. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от 30 апреля 2019 года. Из представленного по запросу административного истца администрацией города Белогорска градостроительного плана следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в двух территориальных зонах – зона П2 (зона предприятий IV и V) и зона Р2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения). В соответствии с проектом Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск», утвержденным решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», утвержденными решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 указанные территориальные зоны не предполагают индивидуальное жилищное строительство. Между тем, указанный земельный участок был представлен прежнему собственнику Ф.И.О.8 для строительства индивидуального жилого дома на основании решения Исполнительного комитета Белогорского городского Совета народных депутатов от 21 февраля 1991 года №75ж. В настоящее время в ЕГРН также содержатся сведения о том, что земельный участок относится к категории земель земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования для личного подсобного хозяйства, который допускает индивидуальное жилищное строительство. Отнесение земельного участка с кадастровым номером <номер> к территориальным зонам П2 и Р2 создает неопределенность правового режима этого земельного участка и нарушает права Нетеса А.В. как его собственника, ограничивая его права в распоряжении принадлежащим ему имуществом, в том числе на строительство жилья. При подготовке Правил землепользования и застройки не была учтена сложившаяся планировка территории и существующее землепользование. Указывает на нарушение части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункта 4 части 1 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

На основании вышеизложенного, уточнив заявленные требования, просит признать недействующими со дня принятия решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» в части установления территориальных зон П2 и Р2 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Стрельцова Е.А. настаивала на заявленных требованиях, с учетом уточнений, поддержала доводы административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Белогорского городского Совета народных депутатов Корнев Д.С. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемые решения Белогорского городского Совета народных депутатов приняты в установленном законом порядке, не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права и свободы Нетеса А.В. Также указывает, что административный истец был проинформирован о том, что 15 и 16 октября 2020 года состоятся публичные слушания по вопросу внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Городской округ Белогорск». Заявлением от 20 ноября 2019 года Нетеса А.В. внес предложение в части изменения территориальной зоны, к которой отнесен принадлежащий ему земельный участок, с целью осуществления жилищного строительства. В соответствии с выкопировкой из проекта внесения изменений в Генеральный план, после принятия в установленном законом порядке указанного проекта, территориальная зона, в которой расположен спорный земельный участок, будет отнесена к зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Указанные изменения также будут внесены в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск».

На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный истец Нетеса А.В., представитель администрации г. Белогорск, уведомленные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Нетеса А.В. обеспечил явку своего представителя. В силу части 5 статьи 213 КАС РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Позиция администрации г. Белогорск изложена в письменном отзыве, согласно которому, заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые решения приняты в установленном законом порядке. Территориальная зона, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером <номер>, приведена в соответствие с данными, содержащимися в Генеральном плане муниципального образования «Городской округ Белогорск».

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно материалам дела, Нетеса А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 10 августа 2020 года).

В соответствии с градостроительным планом RU28304000-1475 земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в территориальной зоне П2 (предприятия IV и V класса опасности) и территориальной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения).

Данные обстоятельства подтверждаются выкопировками из карты градостроительного зонирования (в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> Белогорск») и схемы в составе Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск».

Первоначальный текст решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» опубликован в изданиях: «Белогорский вестник» № 21 от 03 июня 2009 года (решение, Генеральный план (введение, разделы 1 - 3, раздел 4 (п.п. 4.1 - 4.6, п. 4.7 (начало)), «Белогорский вестник» № 22 от 10 июня 2009 года (Генеральный план (раздел 4 (п. 4.7 (окончание), п.п. 4.8 - 4.11) раздел 5)), «Белогорский вестник» № 24 от 24 июня 2009 года (Правила (вводная часть, ст. 1 (начало)), «Белогорский вестник» № 25 от 01 июля 2009 года (Правила (ст. 1 (окончание), ст. 2 - 7, ст. 8 (начало)), «Белогорский вестник» № 26 от 08 июля 2009 года (Правила (ст. 8 (окончание), ст. 9 - 11, ст. 12 (начало)), «Белогорский вестник» № 27 от 15 июля 2009 года (Правила (ст. 12 (окончание), ст. 13 (начало)), «Белогорский вестник» № 28 от 22 июля 2009 года (Правила (ст. 13 (окончание), ст. 14 - 25, ст. 26 (начало)).

Первоначальный текст решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» опубликован в изданиях: «Белогорский вестник» № 4 от 31 января 2019 года (решение, Правила (начало)), «Белогорский вестник» № 5 от 06 февраля 2019 года (решение, Правила (окончание)).

Оспариваемые положения нормативных правовых актов в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <номер> к двум территориальным зонам П2 и Р2 непосредственно регулируют правоотношения, участником которых является Нетеса А.В., ограничивают его права в отношении принадлежащего ему имущества, в связи с чем, он вправе был обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Утверждение генерального плана городских округов, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городских округов. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа (пункты 1, 3 части 3 статьи 8, часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 ГрК РФ, пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным на дату их издания представительным органом местного самоуправления с соблюдением установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры, в установленной форме и опубликованы в официальном печатном издании.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (статья 2 ГрК РФ).

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (пункты 1, 4 статьи 3 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

Частью 2 статьи 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» земельный участок с кадастровым номером <номер> с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» расположен в двух территориальных зонах - зона П2 (зона предприятий IV и V класса опасности) и Р2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения).

При таких обстоятельствах, территориальное зонирование спорного земельного участка не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне.

Суд также принимает во внимание, что указанные территориальные зоны среди основных и условно-разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства не допускают строительство индивидуальных жилых домов. Между тем, решением Исполнительного комитета Белогорского городского совета народных депутатов от 21 февраля 1991 года №75Ж указанный земельный участок был предоставлен его прежнему владельцу Ф.И.О.10 именно под строительство индивидуального жилого дома.

При этом одним из факторов, которые учитываются при подготовке правил землепользования и застройки является сложившаяся планировка территории и существующее землепользование (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Между тем, Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отнесение Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом муниципального образования «Городской округ Белогорск» земельного участка с кадастровым номером <номер> к двум территориальным зонам в данном случае противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима, ограничивает право административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

При разрешении настоящего спора суд также принимает во внимание позицию административного ответчика Белогорского городского Совета народных депутатов, согласно которой 15 октября 2020 года планируется проведение публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план муниципального образования «Городской округ Белогорск», что подтверждается представленными в материалы дела Постановлением администрации города Белогорск от 15 июля 2020 года №777 (л.д 47), оповещением о начале публичных слушаний (л.д. 49-50).

Из протокола заседания комиссии по правилам землепользования и застройки города Белогорск (л.д. 48) следует, что комиссией единогласно принято заявление (предложение) административного истца Нетеса А.В. (л.д 43) о внесении изменений в Генеральный план в части отнесения, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <номер> к зоне зеленых насаждений общего пользования и ограниченного пользования внутриквартального озеленения, поскольку данное обстоятельство препятствует осуществлению строительства жилого дома и вводу его в эксплуатацию. Комиссией принято решение указанное заявление с материалами направить в <данные изъяты> для учета при подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» и решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кольцевая, 4, к территориальной зоне предприятий IV и V класса опасности и зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения, необоснованно ограничивают права административного истца и подлежат признанию недействующими.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом установленных обстоятельств, заявленные требования Нетеса А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты. С учетом того, что оспариваемые нормы уже применялись, а поэтому могут наступить в дальнейшем для ее применителей неблагоприятные последствия, то суд считает необходимым признанные противоречащими федеральному законодательству нормы оспариваемых нормативных правовых актов считать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в газете «Белогорский вестник».

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Нетеса Александра Владимировича удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному закону и недействующими решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 (ред. 21.12.2012) «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 (ред. от 19.09.2019) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> к территориальным зонам П-2 и Р-2, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Белогорский вестник».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 23 сентября 2020 года.

Председательствующий                                           А.П. Бушманов

Дело № 3а-79/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2020 года                                                                город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

с участием прокурора Дегтяренко А.А.,

при секретаре Бухтеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Нетеса Александра Владимировича о признании недействующими решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» в части установления территориальных зон П-2 и Р-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Нетеса А.В. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от 30 апреля 2019 года. Из представленного по запросу административного истца администрацией города Белогорска градостроительного плана следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в двух территориальных зонах – зона П2 (зона предприятий IV и V) и зона Р2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения). В соответствии с проектом Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск», утвержденным решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», утвержденными решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 указанные территориальные зоны не предполагают индивидуальное жилищное строительство. Между тем, указанный земельный участок был представлен прежнему собственнику Ф.И.О.8 для строительства индивидуального жилого дома на основании решения Исполнительного комитета Белогорского городского Совета народных депутатов от 21 февраля 1991 года №75ж. В настоящее время в ЕГРН также содержатся сведения о том, что земельный участок относится к категории земель земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования для личного подсобного хозяйства, который допускает индивидуальное жилищное строительство. Отнесение земельного участка с кадастровым номером <номер> к территориальным зонам П2 и Р2 создает неопределенность правового режима этого земельного участка и нарушает права Нетеса А.В. как его собственника, ограничивая его права в распоряжении принадлежащим ему имуществом, в том числе на строительство жилья. При подготовке Правил землепользования и застройки не была учтена сложившаяся планировка территории и существующее землепользование. Указывает на нарушение части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункта 4 части 1 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

На основании вышеизложенного, уточнив заявленные требования, просит признать недействующими со дня принятия решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» в части установления территориальных зон П2 и Р2 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Стрельцова Е.А. настаивала на заявленных требованиях, с учетом уточнений, поддержала доводы административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Белогорского городского Совета народных депутатов Корнев Д.С. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемые решения Белогорского городского Совета народных депутатов приняты в установленном законом порядке, не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права и свободы Нетеса А.В. Также указывает, что административный истец был проинформирован о том, что 15 и 16 октября 2020 года состоятся публичные слушания по вопросу внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Городской округ Белогорск». Заявлением от 20 ноября 2019 года Нетеса А.В. внес предложение в части изменения территориальной зоны, к которой отнесен принадлежащий ему земельный участок, с целью осуществления жилищного строительства. В соответствии с выкопировкой из проекта внесения изменений в Генеральный план, после принятия в установленном законом порядке указанного проекта, территориальная зона, в которой расположен спорный земельный участок, будет отнесена к зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Указанные изменения также будут внесены в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск».

На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный истец Нетеса А.В., представитель администрации г. Белогорск, уведомленные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Нетеса А.В. обеспечил явку своего представителя. В силу части 5 статьи 213 КАС РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Позиция администрации г. Белогорск изложена в письменном отзыве, согласно которому, заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые решения приняты в установленном законом порядке. Территориальная зона, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером <номер>, приведена в соответствие с данными, содержащимися в Генеральном плане муниципального образования «Городской округ Белогорск».

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно материалам дела, Нетеса А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 10 августа 2020 года).

В соответствии с градостроительным планом RU28304000-1475 земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в территориальной зоне П2 (предприятия IV и V класса опасности) и территориальной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения).

Данные обстоятельства подтверждаются выкопировками из карты градостроительного зонирования (в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> Белогорск») и схемы в составе Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск».

Первоначальный текст решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» опубликован в изданиях: «Белогорский вестник» № 21 от 03 июня 2009 года (решение, Генеральный план (введение, разделы 1 - 3, раздел 4 (п.п. 4.1 - 4.6, п. 4.7 (начало)), «Белогорский вестник» № 22 от 10 июня 2009 года (Генеральный план (раздел 4 (п. 4.7 (окончание), п.п. 4.8 - 4.11) раздел 5)), «Белогорский вестник» № 24 от 24 июня 2009 года (Правила (вводная часть, ст. 1 (начало)), «Белогорский вестник» № 25 от 01 июля 2009 года (Правила (ст. 1 (окончание), ст. 2 - 7, ст. 8 (начало)), «Белогорский вестник» № 26 от 08 июля 2009 года (Правила (ст. 8 (окончание), ст. 9 - 11, ст. 12 (начало)), «Белогорский вестник» № 27 от 15 июля 2009 года (Правила (ст. 12 (окончание), ст. 13 (начало)), «Белогорский вестник» № 28 от 22 июля 2009 года (Правила (ст. 13 (окончание), ст. 14 - 25, ст. 26 (начало)).

Первоначальный текст решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» опубликован в изданиях: «Белогорский вестник» № 4 от 31 января 2019 года (решение, Правила (начало)), «Белогорский вестник» № 5 от 06 февраля 2019 года (решение, Правила (окончание)).

Оспариваемые положения нормативных правовых актов в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <номер> к двум территориальным зонам П2 и Р2 непосредственно регулируют правоотношения, участником которых является Нетеса А.В., ограничивают его права в отношении принадлежащего ему имущества, в связи с чем, он вправе был обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Утверждение генерального плана городских округов, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городских округов. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа (пункты 1, 3 части 3 статьи 8, часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 ГрК РФ, пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным на дату их издания представительным органом местного самоуправления с соблюдением установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры, в установленной форме и опубликованы в официальном печатном издании.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (статья 2 ГрК РФ).

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (пункты 1, 4 статьи 3 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

Частью 2 статьи 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» земельный участок с кадастровым номером <номер> с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» расположен в двух территориальных зонах - зона П2 (зона предприятий IV и V класса опасности) и Р2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения).

При таких обстоятельствах, территориальное зонирование спорного земельного участка не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне.

Суд также принимает во внимание, что указанные территориальные зоны среди основных и условно-разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства не допускают строительство индивидуальных жилых домов. Между тем, решением Исполнительного комитета Белогорского городского совета народных депутатов от 21 февраля 1991 года №75Ж указанный земельный участок был предоставлен его прежнему владельцу Ф.И.О.10 именно под строительство индивидуального жилого дома.

При этом одним из факторов, которые учитываются при подготовке правил землепользования и застройки является сложившаяся планировка территории и существующее землепользование (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Между тем, Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отнесение Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом муниципального образования «Городской округ Белогорск» земельного участка с кадастровым номером <номер> к двум территориальным зонам в данном случае противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима, ограничивает право административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

При разрешении настоящего спора суд также принимает во внимание позицию административного ответчика Белогорского городского Совета народных депутатов, согласно которой 15 октября 2020 года планируется проведение публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план муниципального образования «Городской округ Белогорск», что подтверждается представленными в материалы дела Постановлением администрации города Белогорск от 15 июля 2020 года №777 (л.д 47), оповещением о начале публичных слушаний (л.д. 49-50).

Из протокола заседания комиссии по правилам землепользования и застройки города Белогорск (л.д. 48) следует, что комиссией единогласно принято заявление (предложение) административного истца Нетеса А.В. (л.д 43) о внесении изменений в Генеральный план в части отнесения, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <номер> к зоне зеленых насаждений общего пользования и ограниченного пользования внутриквартального озеленения, поскольку данное обстоятельство препятствует осуществлению строительства жилого дома и вводу его в эксплуатацию. Комиссией принято решение указанное заявление с материалами направить в <данные изъяты> для учета при подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» и решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кольцевая, 4, к территориальной зоне предприятий IV и V класса опасности и зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения, необоснованно ограничивают права административного истца и подлежат признанию недействующими.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом установленных обстоятельств, заявленные требования Нетеса А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты. С учетом того, что оспариваемые нормы уже применялись, а поэтому могут наступить в дальнейшем для ее применителей неблагоприятные последствия, то суд считает необходимым признанные противоречащими федеральному законодательству нормы оспариваемых нормативных правовых актов считать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в газете «Белогорский вестник».

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Нетеса Александра Владимировича удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному закону и недействующими решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2009 года №05/67 (ред. 21.12.2012) «Об утверждении проекта «Генерального плана муниципального образования «Городской округ Белогорск» и проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск», решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 31 января 2019 года №24/01 (ред. от 19.09.2019) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Белогорск» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> к территориальным зонам П-2 и Р-2, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Белогорский вестник».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 23 сентября 2020 года.

Председательствующий                                           А.П. Бушманов

1версия для печати

3а-79/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Нетеса Александр Владимирович
Ответчики
Белогорский городской Совет народных депутатов
адмнистрация города Белогорска
Другие
Стрельцова Елена Александровна
Суд
Амурский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
16.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее