Дело № 2-8152/2024 УИД 53RS0022-01-2024-012696-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2024 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Слесаревой А.Ю.,
с участием истца Александрова С.Ю., его представителя Волковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александров С.Ю. к ФКУ ГБ МСЭ по Новгородской области Минтруда России и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
Александров С.Ю. обратился в суд с иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему проводились очные медико-социальные экспертизы, по итогам которых устанавливалась №, последний раз бессрочно. Решением ФКУ ГБ МСЭ по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в порядке контроля за решением Бюро № от ДД.ММ.ГГГГ инвалидность не установлена, о чем истец узнал только в январе 2022 г. С данным решением Александров С.Ю. не согласен и просит признать его незаконным, поскольку экспертиза была проведена заочно без его участия, акт и протокол экспертизы истцу не направлялись, что также является незаконным бездействием ответчиков.
К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечено ОСФР по Новгородской области
Представители ответчиков, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, на основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
Истец, его представитель в заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания граждан инвалидами на момент возникновения спорных правоотношений были определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 (окончание действия документа - ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п. п. 2, 5 - 7 названных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид"
Пунктом 1 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н (окончание действия документа - ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт «б» пункта 6 Порядка).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Бюро № — филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России в отношении Александров С.Ю. впервые проведена очная медико-социальная экспертиза, установлена <данные изъяты> сроком на 1 год, причина «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная очная медико-социальная экспертиза, Александров С.Ю. установлена <данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ при проведении очной, повторной медико-социальной экспертизы - Александров С.Ю. установлена 2 группа инвалидности бессрочно, причина «общее заболевание».
Решением ФКУ ГБ МСЭ по Новгородской области Минтруда России, Экспертный состав № (акт медико-социальной экспертизы гражданина) от ДД.ММ.ГГГГ, № в порядке контроля за решением Бюро № от ДД.ММ.ГГГГ инвалидность не установлена, поскольку в представленных медицинских и медико-экспертных документах имеются грубые нарушения процедуры направления гражданина на медико-социальную экспертизу.
Вместе с тем, положенные в обоснование решения обстоятельства не являются достаточными доказательствами недобросовестности действий самого Александров С.Ю. при оформлении инвалидности, с учетом имеющихся в материалах дела медицинских документов, а могут лишь свидетельствовать о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей сотрудниками учреждений МСЭ по ведению медицинской документации.
Исходя из положений п. 3 ст. 10 ГК РФ добросовестность гражданина в данном случае презюмируется.
Суду не представлено доказательств, отвечающих принципу относимости и допустимости, что непосредственно Александров С.Ю. были предоставлены подложные документы или же совершены иные действия, направленные на незаконное получение статуса инвалида.
Соответственно, решение от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным.
В части требования о признании незаконным бездействия ответчиков по направлению истцу акта и протокола экспертизы следует отказать, поскольку в материалах дела освидетельствования в Бюро МСЭ имеются доказательства направления Александров С.Ю. указанных документов, которые адресатом не получены и возвращены отправителю за истечением срока хранения.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ФКУ ГБ МСЭ по Новгородской области в пользу Александров С.Ю. следует взыскать расходы по оплате госпошлины 3 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Александров С.Ю. – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ФКУ ГБ МСЭ по Новгородской области Минтруда России, Экспертный состав № (акт медико-социальной экспертизы гражданина) от ДД.ММ.ГГГГ №.№.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с ФКУ ГБ МСЭ по Новгородской области Минтруда России в пользу Александров С.Ю. расходы по оплате госпошлины 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение 1 месяца с момента составления судом мотивированного решения – 25.12.2024.
Председательствующий И.В. Щеглов
Мотивированное решение составлено 25.12.2024.