Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 июня 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Архиповой Е.В.
при секретаре судебного заседания: Убушиевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1333/2023 по иску Джанибекова Б.К. к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о включении отдельных периодов в трудовой стаж, возложении обязанности назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Джанибеков Б.К. через своего представителя обратился в суд с иском к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) о включении отдельных периодов в трудовой стаж, возложении обязанности назначить пенсию с момента возникновения права на нее. В обоснование требований иска истец указал, что 29.03.2022 решением ответчика № ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. От ответчика истец получил разъяснение в устной форме, что в расчет страхового стажа не включены периоды его работы в Республике Казахстан (с 11.07.1985 по 09.06.1987; с 01.07.1987 по 30.08.1994). Полагал отказ Ответчика включить вышеуказанные спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и отказ в досрочном назначении пенсии, незаконными, принятыми с нарушением норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с исчислением трудового стажа и порядка назначения страховых пенсий и нарушающим конституционное право истца на пенсионное обеспечение. Просил возложить на ответчика обязанность по включению периодов работы с 11.07.1985 г. по 09.06.1987г., и с 01.07.1987 г. по 30.08.1994г. в страховой стаж для досрочного назначения пенсии по старости и назначить досрочно пенсию с момента возникновения права на нее.
Определением суда от 15 сентября 2022 года в адрес компетентного суда Республики Казахстан направлено судебное поручение.
Истец и его представитель Клименко А.В. в судебном заседании, будучи извещенными надлежащим образом, участия не принимали.
Представитель ответчика Колоколова Т.Ф. представила письменные возражения на иск, в которых исковые требования не признала, полагая оспариваемое решение Фонда законным и обоснованным, указав, что согласно документу, представленному для решения вопроса о назначении пенсии, а именно записям 1-2 вкладыша в трудовую книжку колхозника № истец осуществлял трудовую деятельность в период с <дата> по <дата> в СП «Дружба». В ходе проверки установлено, что на титульном листе вкладыша в трудовую книжку колхозника указано отчество - ФИО18. Кроме того, в графе «На основании чего внесена запись (документ, его дата и номер)» исправлена дата издания приказа об увольнении. Специалистами Управления организации работы клиентских служб в г. Салехарде и Приуральском районе был направлен запрос от <дата> № об оказании содействия в истребовании документов, подтверждающих страховой (трудовой) стаж ФИО1 за период с <дата> по <дата> в СП «Дружба» на территории Республики Казахстан. Ответ на вышеуказанный запрос, по состоянию на сегодняшний день, не поступил. На основании архивной справки от <дата> №, выданной КГУ «Государственный архив Теректинского района Управления информатизации, государственных услуг и архивов <адрес>» периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> учтены в подсчет страхового (трудового) стажа при определении права Джанибекову Б.К. на страховую пенсию. В материалах отказного пенсионного дела на бумажном носителе документов о стаже ФИО1 с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> не имелось. Периоды стажа с <дата> по <дата> на территории Республики Казахстан не включены в подсчет продолжительности периодов страхового (трудового) стажа ФИО1 по причине того, что не подтверждены компетентным органом <адрес>. Согласно представленных документов, стаж ФИО1, составил 17 лет 00 месяцев 21 день (требуемый 25лет для мужчин), в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 04 месяца 12 дней на <дата>, что менее требуемых. В судебном заседании представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, иск не признала, доводы письменных возражений поддержала, дополнив, что при определении права истца на пенсию после его обращения за назначением пенсии, у пенсионного органа не возникает права на назначение пенсии с момента наступления права истца на пенсию, поскольку назначение носит заявительный характер.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, возражения на иск, материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Вопросы назначения страховой пенсии по старости регулируются нормами Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Ямало-Ненецкий автономный округ отнесен к районам Крайнего Севера.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 1). Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона (часть 2). Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Российская Федерация и Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" путем подписания договора.
В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Согласно пункту 1 статьи 6 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений части 3 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
В судебном заседании установлено, что истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о назначении досрочно страховой пенсии по старости, как следует из копии материалов отказного дела, 10.10.2021 истцом подано заявление о назначении страховой пенсии досрочно, решением ГУ- ОПФ РФ по ЯНАО от 29.03.2022 № 220000015793/101135/21 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа на момент обращения с заявлением 10.10.2021 (17 лет 00 мес. 21 дней вместо требуемого 25 лет) и стажа работы в РКС (14 лет 04 месяца 12 дней вместо требуемого 15 лет). Как следует из пояснений ответчика, из страхового стажа истца исключены в том числе и оспариваемые периоды работы с 11.07.1985 г. по 09.06.1987г., и с 01.07.1987 г. по 30.08.1994г., ввиду отсутствия подтверждения со стороны государства - участника Соглашения.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
В пунктах 10, 11, 12 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а при их отсутствии - документами, в пунктах 11 - 17 названных Правил. В частности документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Аналогичные положения содержались в пункте 6 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
Как указано в пункте 5 Рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как следует из представленных документов, в частности копии трудовой книжки Джанибекова Б.К., вкладыша к ней серии ЕТ-1 №, с <дата> по <дата> истец осуществлял трудовую деятельность в Федоровском АТП на территории <адрес> Республики Казахстан (приказ о приеме на работу № от 10.07.1985г.; приказ об увольнении № от <дата>) в должности водителя. Данные обстоятельства подтверждаются также архивной справкой № от <дата> и справкой № от <дата>, выданной по судебному поручению коммунальным государственным учреждением «Государственный архив <адрес> управления информатизации государственных услуг и архивов <адрес>» о начислении за спорный период заработной платы, а также показаниями свидетелей ФИО8, ФИО10, допрошенных Теректинским районным судом <адрес> по судебному поручению, и подтвердивших факт осуществления истцом трудовой деятельности в Федоровском АТП в спорный период.
Нарушений правил составления вышеприведенных документов и оформления сведений о работе не установлено и об этом стороной ответчика не заявлено, нарушений процессуального закона при добычи доказательств не допущено, в представленных доказательствах них содержатся все необходимые сведения для установления стажа работы истца в данные периоды, таким образом, периоды работы, осуществляемые истцом в Федоровском АТП с <дата> по <дата> подлежат включению в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости наравне с периодами работы, осуществляемыми гражданами на территории РФ. При этом, наличие в данных о стаже истца учтенных Фондом периодов, пересекающихся со спорным, не может повлечь отказ от включения спорного периода в стаж, поскольку в силу положений ч.1 ст.13. Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением и вынесения спорного решения) исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Согласно копии трудовой книжки ФИО1, с <дата> по <дата> истец также осуществлял трудовую деятельность в <адрес>ной аптеке № на территории <адрес> Республики Казахстан (приказ о приеме на работу №-Л от 15.06.1987г.; приказ об увольнении №Л,5 от <дата>) в должности водителя 3 класса. В записи об увольнении истца отсутствует ссылка на норму закона, являющуюся основанием для увольнения, имеется лишь указание: «освобожден от должности по собственному желанию». Однако, обстоятельства осуществления истцом трудовой деятельности в данный период подтверждаются также письменными пояснениями свидетеля ФИО9, показаниями свидетелей ФИО13, ФИО10, допрошенных Теректинским районным судом <адрес> по судебному поручению, и подтвердивших факт осуществления истцом совместно с ними трудовой деятельности в <адрес>ной аптеке № <адрес> Республики Казахстан в спорный период. Согласно архивной справке № от <дата>, документы Центральной аптеки <адрес> на госхранение не поступали. В представленных доказательствах содержится достаточно сведений для установления стажа работы истца в данный период, достоверность сведений и правдивость показаний свидетелей у суда сомнений не вызывает, правила сбора и представления доказательств не нарушены, таким образом, периоды работы, осуществляемые истцом в с <дата> по <дата> в <адрес>ной аптеке № на территории <адрес> Республики Казахстан подлежат включению в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости наравне с периодами работы, осуществляемыми гражданами на территории РФ.
Таким образом, решение пенсионного фонда в части невключения в страховой стаж периодов работы истца с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> на территории Республики Казахстан нельзя признать законным и обоснованным.
Таким образом, размер стажа при включении в него спорных периодов, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии (<дата>) составлял более требуемых 25 лет.
Вместе с тем, как следует из выплатного (отказного) дела истца, содержания спорного решения ответчика, его письменных пояснений, и стороной истца не отрицается, что на момент обращения Джанибекова Б.К. с заявлением в Фонд (10.10.2021), его стаж работы в РКС составлял 14 лет 04 месяца 12 дней, то есть менее требуемых 15 лет, при этом на момент обращения истец имел возраст 56 лет 6 месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ), который вступил в силу с 01 января 2019 года, в Федеральный закон "О страховых пенсиях" внесены изменения. Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.
В соответствии с Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ повышение пенсионного возраста происходит поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
Принимая во внимание положения, установленные Приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", а также требования п. ч.1 ст. 32 в части порядка исчисления срока назначения пенсии гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее 15 лет, но не менее 7 лет 6 месяцев, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникает у истца с момента достижения им возраста 56 лет 10 месяцев, то есть с 03.02.2022. Учитывая, что истцом заявлены требования о назначении пенсии с момента возникновения у него такого права, а стороной ответчика предоставлены сведения о неоднократных обращениях истца за назначением пенсии, суд считает, что требования иска о возложении обязанности на ответчика назначить пенсию с момента возникновения права на нее, то есть с 03.02.2022 подлежат удовлетворению.
Довод стороны ответчика, что истцу не может быть назначена пенсия с момента возникновения права на ее, суд признает несостоятельным, поскольку в данном случае подлежат учету и применению положения статей 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и разъяснения, данные в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", согласно которым, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока.
Системное толкование вышеназванных положений закона, а также правовая позиции, изложенная в пункте 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, позволяют сделать вывод о том, что назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
При этом из анализа указанных положений закона следует, что когда гражданину было отказано в досрочном назначении пенсии, но впоследствии решением суда такое право гражданина установлено, пенсия подлежит назначению с момента первоначального обращения за назначением пенсии в органы пенсионного обеспечения, но не ранее дня возникновения права на указанную пенсию, поскольку обстоятельства приобретения права на досрочную пенсию установлены решением суда, имеющим обязательную силу и не нуждающимся в подтверждение какими-либо дополнительными документами.
В данном случае необходимость повторного обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, отсутствует, поскольку решением суда отказ пенсионного органа во включении спорных периодов в специальный стаж признан незаконным, судом определен день выработки стажа и период возникновения права истца на досрочную пенсию, в связи с чем, на ответчика должна быть возложена обязанность назначить пенсию с учетом требований действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на ГУ – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по ЯНАО обязанность включить в страховой стаж, для назначения страховой пенсии по старости Джанибекова Б.К. период работы с 11.07.1985г. по 09.06.1987г. в Федоровском АТП (Республика Казахстан), с 01.07.1987 по 30.08.1994 в Центральной районной аптеке №12 (Республика Казахстан), назначить досрочно пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 3 февраля 2022 года
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение будет изготовлено 26 июня 2023 года.
Председательствующий Е.В. Архипова
копия верна:
Председательствующий Е.В. Архипова