дело № 12-29/2019
РЕШЕНИЕ
27 июня 2019 года с. Чемал
Судья Чемальского районного суда Республики Алтай Фролова М.В., рассмотрев жалобу директора ООО «Олимп» Сизых Ю.Л. на постановление начальника федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, старшего государственного лесного инспектора по Республике Алтай Шипилина М.А. № 31-05/2018 от 16 апреля 2019 года, которым в ООО «Олимп» признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
30 мая 2019 года в Чемальский районный суд Республики Алтай поступила жалоба директора ООО «Олимп» Сизых Ю.Л. на вышеуказанное постановление, в которой Сизых Ю.Л. просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что постановление вынесено с существенным нарушением требований действующего законодательства, а именно, дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Олимп», не извещенным надлежащим образом о месте и времени его рассмотрения
Представитель ООО «Олимп» Сизых Ю.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Постановлением начальника федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, старшего государственного лесного инспектора по Республике Алтай Шипилина М.А. № 31-05/2018 от 16 апреля 2019 года ООО «Олимп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 17 июля 2018 года в период с 13 часов 30 минут до 15 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Республики Алтай и должностных лиц органа государственной власти Республики Алтай (приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 514 от 25.06.2018 года) установлено следующее.
Согласно договора аренды лесного участка от <данные изъяты> года № № арендатором лесного участка, расположенного <данные изъяты> является ООО «Олимп». В соответствии с п.п «г» и. 12 Договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить проект освоения лесов.
В соответствии со ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62 лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их, многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии со ст. 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.
Согласно ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 года № 69. В соответствии с п. 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.В соответствии с п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с разработанным ООО «Олимп» проектом освоения лесов элемент благоустройства (устройство для оформления озеленения) носит декоративный характер. Объект состоит из деревянных столбов, на которых будет натянута железная проволока в виде шпалер на время вегетационного периода вьющегося растения (вьюн). Данное сооружение не будет ограничивать доступ граждан на территории арендованного участка.
В соответствии с п.п. «г, о» п. 12 Договора аренды лесного участка арендатор обязан осуществлять пользование, чтобы не допускать нарушение или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц, а также не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок.
Проведенным осмотром 17.07.2018 года установлено, что арендатором возведено по периметру лесного участка ограждение из железной сетки, на въездных воротах имеется объявление «Вход на базу только по путевкам», что ограничивает доступ неограниченного числа граждан к лесным и водным ресурсам.
Приведенное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО «Олимп» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела.
При рассмотрении указанной жалобы судом установлено, что Федеральным законом от 17.06.2019 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" часть 4 статьи 8.25 признана утратившей силу.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
С учетом приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признание утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное, имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.
При таких обстоятельствах постановление начальника федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, старшего государственного лесного инспектора по Республике Алтай Шипилина М.А. вынесенное в отношении ООО «Олимп» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 16 апреля 2019 подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, старшего государственного лесного инспектора по Республике Алтай Шипилина М.А. от 16 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении № 31-05/2018, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Олимп» - отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья М.В. Фролова