Решение от 21.01.2016 по делу № 2-246/2016 (2-7164/2015;) от 02.12.2015

Дело № 2-246/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 21 января 2016 года                                    

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Баевой В.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой В.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного найма во внеочередном порядке,

установил:

Ермакова В.А. обратилась в суд с названным иском в обоснование исковых требований указала, что относиться к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

В свидетельстве о рождении в графе «Отец» запись произведена со слов её матери, кто фактически является ее биологическим отцом ей не известно. Заочным решением Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ ее мать, Осока С.А., лишена в отношении нее родительских прав, опекуном назначена ее бабушка - Кинько Т.М..

Приказом Управления образования Администрации г. Омска -од от ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном назначена Кинько Т.М..

Ее мать Осока С.А., умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.

Приказом департамента образования от ДД.ММ.ГГГГ Кинько Т.М. была освобождена от исполнения обязанностей попечителя, попечителем была назначена Кинько Н.А..

ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с Ермаковым А..А.. От указанного брака имеет двоих малолетних детей Ермакова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ермакову В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Администрации г. Омска -п от ДД.ММ.ГГГГ была принята на регистрационный учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Постановлением Администрации г. Омска -п от ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Она и ее муж не имеют в собственности жилых помещений, поэтому вынуждены снимать жилье. Поскольку она находиться в отпуске по уходу за ребенком и не имеет возможности работать, доход семьи состоит из заработной платы мужа и детских пособий. В связи с чем остро нуждается в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, предназначенного для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как оплата съемного жилья съедает львиную часть их семейного бюджета и семья фактически находится за чертой бедности..

Также она дважды обращалась с письменным заявлением о внеочередном предоставлении жилья в Министерство образования Омской области.

Из полученных ответов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она включена в очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найм, специализированного жилого фонда, предназначенного для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она числилась в данной очереди под номером 829; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год числиться в данной очереди под номером 796.

С учетом изложенного, просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда во внеочередном порядке.

Истец Ермакова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить.

Представитель истца Сорокина Е.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Омской области не явился, представил письменный отзыв на иск (л.д.52-53), в котором указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представители Министерства образования Омской области, Министерства строительства и ЖКК Омской области не явились о времени и месте извещены надлежаще.

Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит частичному удовлетворению.

Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Ермакова (Осока) В.А., родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются Осока А.Г. и Осока С.А. (л.д. 5). Сведения об отце истца внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой о рождении (л.д. 41).

Заочным решением Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ мать истца – Осока С.А. лишена родительских прав в отношении дочери (л.д. 7-8).

ДД.ММ.ГГГГ мать истца – Осока С.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 9).

Приказом Департамента образования Администрации г. Омска -о от ДД.ММ.ГГГГ попечителя Осока В.А. – Кинько Т.М. освободили от исполнения обязанности попечителя и назначили несовершеннолетней Осока В.А. попечителя Кинько Н.А., исполняющей свои обязанности возмездно (л.д. 10,11).

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования г. Омска между Муниципальным образованием городской округ г. Омск и Кинько Н.А., на основании которого Кинько Н.А. приняла во временное возмездное владение и пользование <адрес> в г. Омске (л.д. 35-39).

Приказом Департамента образования Администрации г. Омска -о от ДД.ММ.ГГГГ отменено закрепление права пользования жилым помещением за несовершеннолетней Осока В.А. (л.д. 46).

Постановлением Администрации г. Омска -п от ДД.ММ.ГГГГ Осока В.А. принята на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ Осока В.А. заключила брак с Ермаковым А.А., после регистрации брака Владе Александровне присвоена фамилия «Ермакова», что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 13).

Постановлением Администрации г. Омска -п от ДД.ММ.ГГГГ Ермакова (Осока) В.А. принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 14).

Таким образом, Ермакова (Осока) В.А. достигшая возраста 18 лет, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По сведениям ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» Ермакова (Осока) В.А. в числе собственников недвижимого имущества не значится.

По сведениям Управления Росреестра по Омской области Ермакова (Осока) В.А. имеет в собственности земельный участок, площадью 800 кв.м., расположенный в <адрес>, основанием для госрегистрации является договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56)

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся:

граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предоставляемое вне очереди по договору социального найма жилое помещение в соответствии со статьей 49 ЖК РФ должно относиться к муниципальному жилищному фонду, так как специальное правовое регулирование, устанавливающее право отдельных категории граждан на обеспечение жильем из государственного жилищного фонда отсутствует.

Таким образом, органы исполнительной власти Омской области не наделены полномочиями по предоставлению жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, внеочередное предоставление жилых помещений Федеральным законом № 159-ФЗ не предусмотрено.

В судебном заседании установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом истцом не представлены документы, подтверждающие право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013 года) в порядке очереди.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 г. № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.

В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании Министерства имущества предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19.12.2012 года № 284-п Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше порядком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░

2-246/2016 (2-7164/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ермакова В.А.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Омской области
Другие
Министерство образования Омской области
Министерство строительства и ЖКК Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
02.12.2015Передача материалов судье
02.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2015Подготовка дела (собеседование)
17.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2016Судебное заседание
26.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2016Дело оформлено
21.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее