Решение по делу № 33-2631/2018 от 29.06.2018


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Танганов Б.И.

дело № 33-2631

поступило 29 июня 2018г.

АПЕЛЛЯЦИОННО Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2018 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе

председательствующего Дампиловой Ц.В.,

судей Гимадеевой О.Л., Чупошева Е.Н.,

при секретаре Абзаевой В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Неудачина А.Г. к МВД по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительного времени отдыха за 2016 и 2017 годы, возложении обязанности предоставить дополнительное время отдыха

по апелляционным жалобам истца Неудачина А.Г. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25 января 2018 года и дополнительное решение от 23 мая 2018 года,

которыми постановлено:

«Исковые требования Неудачина А.Г. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ МВД по РБ в предоставлении Неудачину А.Г. дополнительного времени отдыха за 2016-2017 годы в количестве 16 дней.

В остальной части исковые требования Неудачина А.Г. оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В., выслушав объяснения адвоката истца Соковикова А.Г., ордер от 04.04.2018г.(т.1, л.д.230); представителя МВД по РБ Хартикова С.С., доверенность от 09.01.2018г. (т.1, л.д.231), ознакомившись с апелляционными жалобами и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском, с учетом уточненных требований, Неудачин просил признать незаконным отказ МВД по РБ в предоставлении дополнительного времени отдыха в количестве 101 день за 2016 и 2017 годы, обязать предоставить дополнительное время отдыха в количестве 101 день в 2018 году.

Исковые требования мотивированы тем, что Неудачин проходит службу в должности <...>

05.09.2017года Неудачин обратился на имя Министра внутренних дел по РБ с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время в выходные и праздничные дни, за привлечение к исполнению служебных обязанностей в ночное время в период 2016-2017 гг., всего 101 день, из них 75 дней за 2016 год; 26 дней за 2017 год.

На рапорт получен отказ, назначена и проводится служебная проверка для уточнения количества дней отдыха. До настоящего времени дни отдыха не предоставлены ( т.1, л.д.2-12; 130-131).

В суде первой инстанции истец Неудачин, его представитель Соковиков на уточненных исковых требованиях настаивали.

Ответчик МВД по РБ в лице представителей Хартикова, Щетинина исковые требования не признали ввиду отсутствия оснований для предоставления дополнительного отпуска в указанном количестве дней, поскольку Министром МВД по РБ не издавалось распоряжений о работе в ночное время и выходные, праздничные дни.

Судом постановлено указанное решение, дополнительное решение ( т.1, л.д.209-211; т.2 л.д.8-10).

В апелляционных жалобах истец Неудачин просит решение, дополнительное решение отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

Указывает на необоснованность вывода суда об отсутствии оснований предоставления дополнительных дней отдыха в запрашиваемом количестве, поскольку само МВД по РБ не соблюдало порядок привлечения истца к исполнению служебных обязанностей в ночное время, выходные и праздничные дни.

Кроме того, суд не разграничил понятия выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и праздничные дни, выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени от эпизодического привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сотрудников с ненормированным служебным днем. В последнем случае компенсация в виде дополнительных отдыха не предоставляется (п.11 Порядка, утв. Приказом МВД России от 19.10.2012г. № 961). Однако, предметом иска являлись дополнительные дни отдыха, связанные с выполнением служебных обязанностей в ночное время, выходные и праздничные дни и выполнением служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Рапорт от 05.09.2017г. оставлен без ответа, что свидетельствует о нарушении его прав, что и явилось основанием обращения в суд. Таким образом, вывод суда о том, что после 05.09.2017г. он с рапортом не обращался, решение вопроса относится к компетенции МВД по РБ, является необоснованным ( т.1, л.д.214-218).

В апелляционной жалобе на дополнительное решение Неудачин ссылается на то, что исполняя служебные обязанности в ночное время, выходные и праздничные дни, и выполняя служебные обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, он исполнял прямые указания работодателя – МВД по РБ. При этом МВД по РБ признает факт исполнения им этих обязанностей в 2016 и 2017 годах в количестве 16 дней. Табели учета служебного времени составлялись непосредственным руководителем, в действиях руководителей нет нарушений Приказа Министра МВД России ... согласно выводу служебного расследования ( т.2 л.д.12-20).

В суд апелляционной инстанции истец Неудачин, извещенный о рассмотрении дела, не явился, направив представителя Соковикова. Судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие Неудачина.

Представитель истца Соковиков на доводах апелляционных жалоб настаивал, просил решение суда и дополнительное решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.

МВД по РБ в лице представителя Хартикова, не оспаривая решения суда, возражал против доводов апелляционных жалоб, ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления дополнительных дней отдыха Неудачину в запрашиваемом количестве. МВД по РБ предоставило Неудачину в 2018 году дополнительные дни отдыха в количестве 16 дней согласно заключению служебной проверки.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм права.

Судебная коллегия на основании ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ полагает необходимым в интересах законности проверить решение в полном объеме в целях необходимости обеспечения по делу правильное его рассмотрение.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Неудачин проходит службу в должности <...> МВД по РБ.

05.09.2017г. Неудачин обратился на имя Министра МВД по РБ с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за ранее отработанное время в выходные и праздничные дни, работу в ночное время за период 2016 и 2017 годы в количестве 101 день, из них за 2016 год - 75 дней, за 2017 год - 26 дней ( т.1, л.д.20).

В связи с подачей рапорта проведена служебная проверка на основании приказа МВД по РБ ... от 15.12.2017г.( т.1, л.д.133-134).

Из заключения служебной проверки, утвержденной Министром МВД по РБ 22.01.2018г., следует, что возможно предоставление Неудачину 16 выходных дней за работу в выходные и праздничные дни за 2016 – 2017 годы, из них 6 дней за 2017 год; 10 дней за 2016 год ( т.1, л.д. 138;142).

Удовлетворяя иск в части, районный суд исходил из того, что Неудачин в течение 2016 – 2017 годов привлекался к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и праздничные дни по прямому указанию непосредственного начальника. При этом Министром МВД по РБ соответствующие распоряжения не издавались. В нарушение положений Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012г. ..., рапорты непосредственного начальника истца о привлечении сотрудников к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и праздничные дни в адрес МВД по РБ не поступали, табеля учета служебного времени не переданы. В связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления дополнительных дней отдыха в запрашиваемом количестве. Вместе с тем, учитывая заключение служебной проверки, счел незаконным отказ МВД по РБ в предоставлении Неудачину дополнительных дней отдыха за 2016-2017 годы в количестве 16 дней.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит неправильными, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем на основании п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ решение подлежит отмене.

Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее также - Порядок).

Согласно пункта 2 Порядка сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел РФ, имеющего право назначения сотрудников на должности.

Вместе с тем пунктом 3 предусмотрены исключения из Порядка. Так, в случаях, не терпящих отлагательств, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено до него прямым руководителем в устной форме. В этом случае прямой руководитель в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом руководителю территориального органа Министерства внутренних дел РФ.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах МВД составляются табеля учета служебного времени сотрудников.

Заполненный табель по окончании учетного периода передается в соответствующее кадровое подразделение (пункт 7).

В соответствии с пунктом 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).

Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней при выполнении служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Между тем, Неудачин с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха в количестве 75 дней за отработанное ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2016 году к Министру МВД по РБ обратился 05.09.2017 года, то есть им не были выполнены определенные приведенными выше нормативными положениями обязательные условия по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период - подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения (в течение 2016 года при предоставлении ежегодного отпуска).

Таким образом, право на дополнительные дни отдыха за отработанное время в 2016 году в количестве 75 дней Неудачин утратил. Однако суд первой инстанции разрешил спор не с учетом норм, регулирующих спорные отношения, а на основании заключения служебной проверки. В связи с чем суд необоснованно признал незаконным отказ МВД по РБ в предоставлении Неудачину дополнительных дней отдыха за 2016 год в количестве 10 дней.

Разрешая требования Неудачина за 2017 год, суд не учел фактические обстоятельства дела, подтверждающие выполнение истцом прямых указаний непосредственного руководителя о выполнении служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни согласно пункту 3 Порядка; распоряжения Министра МВД по РБ о привлечении сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не издавались до 29 июня 2017 года, однако <...> <...> издавал такие распоряжения в 2014 году, в 2015 году, которые действовали в течение 2015 и 2016 годов, в связи с чем велись табели учета служебного времени в спорные периоды, которые утверждались начальником Никитчуком и передавались в кадровое подразделение МВД по РБ, на основании которых предоставлялись дополнительные дни отдыха за работу в период командировок, праздничные дни ( т.1, л.д. 27;44-45; 70-71; 164-204 ).

При установленных фактических обстоятельствах дела не имеет значение, был ли соблюден ответчиком порядок привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни или работодатель его нарушил.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции по требованию за 2017 год не может быть признан законным.

Вывод суда первой инстанции противоречит Порядку, установленному нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, и не основан на установленных по делу обстоятельствах.

Таким образом, на основании табелей учета служебного времени за 2017 год, которые являются допустимыми доказательствами, нашли подтверждение факты привлечения Неудачина к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Всего за период с января 2017г. по август 2017 года включительно дополнительные дни отдыха составили 24 дня. Так, судебная коллегия исключила из табелей 2 дня из расчета - 8 часов в марте 2017г. ( за 9,10 марта по 4 часа) и 8 часов за ..., как рабочие дни.

На основании изложенного судебная коллегия отменяет решение и дополнительное решение суда первой инстанции и принимает новое решение.

Признать незаконным отказ МВД по РБ в предоставлении Неудачину дополнительных дней отдыха в количестве 24 дней за 2017 год.

Возложить обязанность на МВД по РБ предоставить Неудачину дополнительные дни отдыха в количестве 24 дня за работу в 2017 году.

В остальной части исковых требований ( за 2016 год – 75 дней и 2017 год – 2 дня) отказать.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25 января 2018 года и дополнительное решение от 23 мая 2018 года отменить.

Принять новое решение.

Признать незаконным отказ МВД по Республике Бурятия в предоставлении Неудачину А.Г, дополнительных дней отдыха в количестве 24 дней за 2017 год.

Обязать МВД по Республике Бурятия предоставить Неудачину А.Г. дополнительные дни отдыха в количестве 24 дней за 2017 год.

В остальной части исковых требований (за 2016 год в количестве 75 дней, за 2017 год в количестве 2 дней) – отказать.

Председательствующий: Дампилова Ц.В.

Судьи: Гимадеева О.Л.

Чупошев Е.Н.

33-2631/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Неудачин А.Г.
Ответчики
МВД по РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Дампилова Цыпелма Владимировна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
25.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
13.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее