К делу № 2-740/15г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2015 год с. Успенское
Успенский районный суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего судьи Израиловой О.Н.
с участием:
помощника прокурора Успенского района Исканина Э.А.,
представителя ответчика администрации Трехсельского сельского поселения Калза Т.И.
представителя ответчика МБУ «Новоурупский СДК» Харченко А.И.
представителя 3го лица Науменко С.В.
при секретаре Безбородовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Трехсельского сельского поселения муниципального образования Успенский район, муниципальному бюджетному учреждению «Новоурупский СДК» о понуждении к выполнению действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Успенского района обратился в Успенский районный суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Трехсельского сельского поселения муниципального образования Успенский район, муниципальному бюджетному учреждению «Новоурупский СДК» о понуждении к выполнению действий. В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой Успенского района совместно с главным государственным инспектором по пожарному надзору проведена проверка администрации Трехсельского сельского поселения Успенского района (далее по тексту – администрация) на предмет исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства подлежащих немедленному устранению.
Прокурор просит суд по уточненным в ходе рассмотрения дела требованиям обязать администрацию Трехсельского сельского поселения Успенского района в срок до 01.04.2016:
Обязать администрацию Трехсельского сельского поселения Успенского района в срок до 01.04.2016:
– определить и организовать социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в борьбе с пожарами;
– разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны содержаться в планах и программах развития территории, издать документы, подтверждающие включение соответствующих мероприятий;
– обеспечить наружными противопожарными водопроводами в с. Трехсельском жилые дома по ул. Подгорная, ул. Дзержинского, ул. Назаренко, ул. Щорса, ул. Дружбы, ул. К. Цеткин, в с. Новоурупском жилые дома по ул. Фестивальная; обеспечить необходимый напор воды, свыше 10 л/с в пожарном гидранте, расположенном по адресу с. Новоурупское, ул. Маяковского 47;
– издать документы (схемы оповещения, постановления, распоряжения, документы о наличии звуковой сигнализации), регламентирующие порядок оповещения населения о пожаре;
– обеспечить организацию работы добровольных пожарных дружин, издать документы, подтверждающие наличие и организацию работы добровольных пожарных дружин (постановления, распоряжения, документы по первоначальной и последующей подготовки, порядок несения дежурства, порядок или схема оповещения добровольцев о пожаре и способ их доставки к месту пожара, сведений о пожарной технике, находящихся на вооружении подразделения, графиков проведения совместных пожарно – тактических занятий (учений), расписания выезда подразделения, соглашения с другими видами пожарной охраны).
Обязать администрацию МБУ Новоурупский СДК Успенского района в срок 01.04.2016:
– обеспечить исправность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода МБУ Новоурупский СДК, укомплектовать полу гайками, рукавами и стволами;
– обеспечить исправность источников внутреннего противопожарного водопровода МБУ Новоурупский СДК с. Пантелеймоновского;
– обеспечить запасом воды для целей наружного пожаротушения МБУ Новоурупский СДК с. Пантелеймоновского;
– обработать деревянные конструкции кровли и чердачного помещения МБУ Новоурупский СДК с. Пантелеймоновского огнезащитным составом;
– оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара помещения МБУ Новоурупский СДК с. Пателеймоновского;
– обеспечить исправность вентиляции зрительного зала и сцены МБУ Новоурупский СДК.
Обязать администрацию Трехсельского сельского поселения Усенского района в срок до 01.04.2016 выделить денежные средства в размере, необходимом МБУ Новоурупский СДК, для устранения выявленных нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора Успенского района Исканин Э.А. заявленные исковые требования поддержал частично. Заявил отказ от требований в связи с добровольным исполнением в следующей части:
– принять и утвердить муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
– обеспечить обучение мерам пожарной безопасности работников объектов муниципальной собственности поселения, издать соответствующие документы (утвержденные и согласованные программы, протоколы, удостоверения), подтверждающие прохождение обучения мерам пожарной безопасности работников объектов муниципальной собственности поселения.
Представитель третьего лица инспектор пожарного надзора Науменко С.В заявленные прокурором исковые требования поддержал. Пояснил, что ответчиком исполнены требования в части:
– принять и утвердить муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
– обеспечить обучение мерам пожарной безопасности работников объектов муниципальной собственности поселения, издать соответствующие документы (утвержденные и согласованные программы, протоколы, удостоверения), подтверждающие прохождение обучения мерам пожарной безопасности работников объектов муниципальной собственности поселения.
Представитель администрации муниципального образования Трехсельского сельского поселения Калза Т.И. в судебном заседании подтвердила нарушения, установленные при проверки, пояснил, что в бюджете отсутствуют денежные средства для устранения выявленных нарушений.
Представитель МБУ Новоурупский СДК Харченко А.И. в судебном заседании подтвердил нарушения, установленные при проверки, пояснил, что в бюджете отсутствуют денежные средства для устранения выявленных нарушений.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 7.1, 9, ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2014 N 3039-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» к вопросам местного значения, в том числе, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также участие в профилактике терроризма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35–ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35–ФЗ) обеспечение и защита основных прав и свободы человека и гражданина, приоритет предупредительных мер, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма являются одними из основных принципов противодействия терроризму.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 35–ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу п.п. 1, 2, 4, 6 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69–ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123–ФЗ) система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Законом № 123–ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 123–ФЗ пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления согласно ст. 63 Закона № 123–ФЗ.
Пунктом 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 06.03.2015) «О противопожарном режиме» (далее – Правила) закреплено, что органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Закон № 69–ФЗ.
Согласно справке главного государственного инспектора по пожарному надзору от 25.06.2015 при проведении проверки администрации выявлены следующие нарушения федерального законодательства:
– в нарушение п.1 ч.1 ст. 19 Закона № 69–ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 06.05.2011 № 100–ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее – Закон № 100–ФЗ) администрацией не определено и не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в борьбе с пожарами;
– в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 19 Закона № 69–ФЗ, ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63 Закона № 123–ФЗ не представлены документы, подтверждающие включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы, программы развития территорий поселения;
– в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 69–ФЗ, ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63 Закона № 123–ФЗ, п. 80 Правил, п.п. 4.1, 8.6, СП 8.13130.2009 в с. Трехсельском жилые дома по ул. Подгорная, ул. Дзержинского, ул. Назаренко, ул. Щорса, ул. Дружбы, ул. К. Цеткин, в с. Новоурупском жилые дома по ул. Фестивальная не обеспечены наружным противопожарным водопроводом, пожарный гидрант, расположенный по адресу с. Новоурупское, ул. Маяковского 47, не обеспечивает необходимый напор воды, равный 10 л/с;
– в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 19 Закона № 69–ФЗ, ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63 Закона № 123–ФЗ, не представлена муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
– в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона № 69–ФЗ, ч. 4 ст. 6, п. 7 ст. 63 Закона № 123–ФЗ п. 61 Правил не представлены документы (схемы оповещения, постановления, распоряжения, документы о наличии звуковой сигнализации), регламентирующие порядок оповещения населения о пожаре;
– в нарушение ч. 4 ст. 6 Закона № 123–ФЗ, п. 1 ст. 63 Закона № 123–ФЗ, п. 3 Правил не представлены документы (утвержденные и согласованные программы, протоколы, удостоверения), подтверждающие прохождение обучения мерам пожарной безопасности работников объектов муниципальной собственности поселения;
– в нарушение ч. 4 ст. 6, п. 8 ст. 63 Закона № 123–ФЗ, ст. 5 Закона № 100–ФЗ, не представлены документы, подтверждающие наличие и организацию работы добровольных пожарных дружин (постановления, распоряжения, документы по первоначальной и последующей подготовки, порядок несения дежурства, порядок или схема оповещения добровольцев о пожаре и способ их доставки к месту пожара, сведений о пожарной технике, находящихся на вооружении подразделения, графиков проведения совместных пожарно – тактических занятий (учений), расписания выезда подразделения, соглашения с другими видами пожарной охраны);
– в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63 Закона № 123-ФЗ, п.п. 55, 61, 80 Правил внутренний противопожарный водопровод сельского дома культуры села Новоурупского находится в неисправном состоянии (не укомплектованы полугайками, рукавами, стволами);
– в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63 Закона № 123-ФЗ, п.п. 4.1,8.6 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 178, (далее – СП 8.13130.2009) сельский дом культуры села Пантелеймоновского не обеспечен запасом воды для целей наружного пожаротушения;
– в нарушение ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63 Закона № 123-ФЗ, п. 21 Правил, деревянные конструкции кровли и чердачного помещения сельского дома культуры села Понтелеймоновского не обработаны огнезащитным составом;
– в нарушение п. 4 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, ч. 4 ст. 6, п. 7 ст. 63 Закона № 123-ФЗ, п. 61 Правил, п. 9 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), п.п. 9, 38 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) помещения сельского дома культуры села Понтелеймоновского не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара;
– в нарушение ч. 3 ст. 5, п. 2 ст. 63 Закона № 123-ФЗ, п. 7.2 Приказа МЧС России от 21.02.2013 № 116 «Об утверждении свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» не выполнена принудительная вентиляция из зрительного зала и сцены дома культуры села Понтелеймоновского, МБУ Новоурупский СДК.
Согласно Уставу МБУ Новоурупский СДК является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является администрация Трехсельского сельского поселения.
В этой связи, по указанным выше нарушениям в адрес главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений. В ответе о результатах рассмотрения представления прокурора указано, что администрация сельского поселения обязуется устранить выявленные нарушения. Вместе с тем, проверкой установлено, что фактически нарушения не устранены.
Таким образом, администрация проявляет бездействие в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, что нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, имущества в случае пожара, которые гарантированы им ст. 20 Конституции Российской Федерации, ст. 34 Закона № 69–ФЗ, создает угрозу окружающей природной среде, а также создает недостатки антитеррористической защищенности муниципального образования, выраженные в неподготовленности сельского поселения к минимизаци и (или) ликвидации последствий возможных проявлений терроризма.
При этом реализация требований действующего законодательства не связана с наличием или отсутствием финансовой возможности.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска и в данном случае суд принимает отказ истца от иска в части выполненных ответчиком исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст.39, 194-198, 220 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять отказ прокурора Успенского района от исковых требований в части выполненных исковых требований.
Удовлетворить исковые требования прокурора Успенского района:
Обязать администрацию Трехсельского сельского поселения Успенского района в срок до 01.04.2016:
– определить и организовать социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в борьбе с пожарами;
– разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны содержаться в планах и программах развития территории, издать документы, подтверждающие включение соответствующих мероприятий;
– обеспечить наружными противопожарными водопроводами в с. Трехсельском жилые дома по ул. Подгорная, ул. Дзержинского, ул. Назаренко, ул. Щорса, ул. Дружбы, ул. К. Цеткин, в с. Новоурупском жилые дома по ул. Фестивальная; обеспечить необходимый напор воды, свыше 10 л/с в пожарном гидранте, расположенном по адресу с. Новоурупское, ул. Маяковского 47;
– издать документы (схемы оповещения, постановления, распоряжения, документы о наличии звуковой сигнализации), регламентирующие порядок оповещения населения о пожаре;
– обеспечить организацию работы добровольных пожарных дружин, издать документы, подтверждающие наличие и организацию работы добровольных пожарных дружин (постановления, распоряжения, документы по первоначальной и последующей подготовки, порядок несения дежурства, порядок или схема оповещения добровольцев о пожаре и способ их доставки к месту пожара, сведений о пожарной технике, находящихся на вооружении подразделения, графиков проведения совместных пожарно – тактических занятий (учений), расписания выезда подразделения, соглашения с другими видами пожарной охраны).
Обязать администрацию МБУ Новоурупский СДК Успенского района в срок 01.04.2016:
– обеспечить исправность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода МБУ Новоурупский СДК, укомплектовать полу гайками, рукавами и стволами;
– обеспечить исправность источников внутреннего противопожарного водопровода МБУ Новоурупский СДК с. Пантелеймоновского;
– обеспечить запасом воды для целей наружного пожаротушения МБУ Новоурупский СДК с. Пантелеймоновского;
– обработать деревянные конструкции кровли и чердачного помещения МБУ Новоурупский СДК с. Пантелеймоновского огнезащитным составом;
– оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара помещения МБУ Новоурупский СДК с. Пателеймоновского;
– обеспечить исправность вентиляции зрительного зала и сцены МБУ Новоурупский СДК.
Обязать администрацию Трехсельского сельского поселения Усенского района в срок до 01.04.2016 выделить денежные средства в размере, необходимом МБУ Новоурупский СДК, для устранения выявленных нарушений.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Краснодарский краевой суд через Успенский районный в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 25.11.2015 года.
Председательствующий