Решение по делу № 2а-1281/2022 от 16.03.2022

РЕШЕНИЕ

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 мая 2022 года                                                                                         г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Щепотина П.В.,

при помощнике Кулаковой Ю.С.,

с участием административного истца Пуртова А.В., представителей административного ответчика ФКУЗ МСЧ № 71 ФСИН России по доверенности Телковой Е.И., заинтересованного лица ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области по доверенности Морсиной М.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело № 2а-1281/2022 по административному исковому заявлению Пуртова Е. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 Федеральной службы исполнения наказаний России», Управлению организации Медико-санитарного обеспечения ФСИН России о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Пуртов А.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 Федеральной службы исполнения наказаний России», Управлению организации Медико-санитарного обеспечения ФСИН России о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.

Административные исковые требования обоснованы тем, что Пуртов А.В. 26.11.2021 и 13.01.2022 обращался с заявлениями к начальнику ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 71 ФСИН по Тульской области» о направлении его в больницу в связи с его заболеваниями. 24.02.2022 ему стало известно, что по указанным заявления сделано 2 запроса о направлении его в больницу. До настоящего времени медицинской помощи ему не предоставлено.

Протокольными определениями Центрального районного суда г. Тулы от 25.03.2022 и 21.04.2022 в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, а также УФСИН России по Тульской области соответственно.

В судебном заседании свои доводы Пуртов А.В. поддержал по тем же основаниям, подробно изложенным им в административном исковом заявлении. Пояснил, что он обращался с соответствующими заявлениями 19.11.2021 и 10.01.2022, однако до настоящего времени ответы на них им не получены, медицинского обследования в отношении него не проводилось, ответы на заявления он не получал.

Представитель административного ответчика ФКУЗ «МСЧ-71 ФСИН России» по доверенности Телкова Е.И. просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что Пуртов А.В. при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области 06.01.2019 находился под динамическим наблюдением медперсонала филиала «Медицинская часть № 7» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России (далее – МСЧ-71). При первичном медицинском осмотре жалоб на состояние здоровья не предъявлял. Пуртов А.В. неоднократно и своевременно осматривался терапевтом, дежурным фельдшером, психиатром, получал необходимое лечение, медицинская помощь оказывалась в соответствии с утвержденными стандартами, что отражено в медицинской документации. При поступлении в <данные изъяты> 06.10.2020 взят под диспансерное наблюдение медперсонала филиала «Медицинская часть № 5» (далее – «МЧ-5») МСЧ-71 по поводу <данные изъяты>, <данные изъяты>. При первичном медицинском осмотре жалоб на состояние здоровья не предъявлял. В настоящее время состояние здоровья <данные изъяты> Пуртова А.В. расценивается как удовлетворительное. Показаний для проведения дополнительных обследований и медицинских освидетельствований в настоящее время нет. В ноябре 2021 и в январе 2022 Пуртовым А.В. подано 2 заявления о направлении его в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России. Начальником филиала – врачом филиала «Медицинская часть №5» <данные изъяты>. составлены письма с просьбой рассмотреть возможность планового этапирования для проведения планового обследования и верификации диагноза осужденному и коррекции лечения (от 29.11.2021 №73/ТО/16/14-11716, от 09.02.2022 №73/ТО/16/14-1171). Согласно ответу от 14.03.2022 № 73/ТО/16-622 Пуртову А.В. запланирована организация консультации врача в составе выездной бригады. 11.04.2022 Пуртову А.В. обеспечен осмотр врачом-психиатром Ежовой С.К., поставлен предварительный диагноз, рекомендовано медикаментозное лечение. Необходимость экстренной госпитализации не установлена.

Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области по доверенности Морсина М.Х. требований административного истца считала не основанными на нормах действующего законодательства. Пояснила, что в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области медицинскую помощь осужденным оказывает «МЧ-5» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России. Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года №17 (далее - Порядок). В силу пункта 19 Порядка перевод осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение в пределах субъекта Российской Федерации по плановым медицинским показаниям осуществляется по решению начальника территориального органа ФСИН России на основании представления начальника медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) ФСИН России, а при необходимости перевода осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации - по решению ФСИН России, а также письменного согласия осужденного, за исключением ликвидации или реорганизации лечебного исправительного учреждения, а также случаев, предусмотренных статьей 29 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В данном случае, решение об этапировании осужденного Пуртова А.В. в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, для стационарного лечения должно приниматься начальником УФСИН России по Тульской области по представлению начальника ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России. Как усматривается из справки, предоставленной начальником Отдела специального учета ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, сведений о перемещении согласно базы данных ПТК АКУС осужденного Пуртова А.В. не имеется. Таким образом, решение об этапировании осужденного Пуртова А.В. в адрес учреждения не поступало. В связи с чем, требования административного истца о признании действий (бездействий) незаконными, не могут быть удовлетворены в связи с необоснованностью и недоказанностью этих требований.

Представитель административного ответчика управления организации Медико-санитарного обеспечения ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).

Как указано в ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.

    В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

    Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 323-ФЗ, Закон об основах охраны здоровья граждан) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья) и определяет полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в данной сфере (статья 1).

    Согласно статье 26 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

    Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (часть 6 статьи 12 УИК РФ).

    В силу пункта 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

    Согласно частям 1, 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.

    В соответствии с пунктом 123 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 г. № 295 (далее - Правила), лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

    Пунктами 124,125 Правил установлено, что в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности. При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.

    Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 (далее - Порядок).

    В соответствии с пунктом 8 Порядка лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем.

    Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение на территории Тульской области осуществляется ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России (п. 2.1 Устава, утв. приказом ФСИН России от 01.04.2015 №320)

    В состав Учреждения в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят филиалы, которые дислоцированы на территории учреждений УФСИН России по Тульской области. На территории ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области дислоцирован филиал «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России.

В соответствии с Положением о филиале «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, утвержденным приказом ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России от 18.03.2020 №22, филиал «Медицинская часть №5» является структурным подразделением ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России и осуществляет оказание медицинской помощи осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических норм и правил.

Как следует из материалов дела и объяснений сторон, Пуртов А.В. <данные изъяты>

19.11.2021 и 20.01.2022 Пуртов А.В. обратился с заявлениями к начальнику ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 71 ФСИН по Тульской области» о направлении его в больницу в связи с его заболеваниями. 24.02.2022 ему стало известно, что по указанным заявления сделано 2 запроса о направлении его в больницу.

10 марта 2021 года Пуртов А.В. обратился с настоящим иском в Центральный районный суд города Тулы.

Проверяя доводы административного истца о неоказании ему надлежащей медицинской помощи о которой он просил в своих заявлениях от 19.11.2021 и 20.01.2022, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, в ответ на заявления Пуртова А.В. от 19.11.2021 и 20.01.2022 начальником филиала – врачом филиала «Медицинская часть №5» <данные изъяты> составлены письма с просьбой рассмотреть возможность планового этапирования для проведения планового обследования и верификации диагноза осужденному и коррекции лечения (от 29.11.2021 №73/ТО/16/14-11716, от 09.02.2022 №73/ТО/16/14-1171).

Согласно ответу от 14.03.2022 № 73/ТО/16-622 Пуртову А.В. была запланирована организация консультации врача в составе выездной бригады.

Согласно представленным сведениям 11.04.2022 Пуртов А.В. осмотрен врачом-психиатром Ежовой С.К., с результатами осмотра ознакомлен 21.04.2022. Согласно пояснениям, данным Пуртовым А.В. в судебном заседании 05.05.2022, после осмотра врачом-психиатром с дополнительными заявлениями о необходимости повторного осмотра и какими-либо жалобами на состояние здоровья не обращался.

Из пояснений в судебном заседании свидетеля Е. следует, что она является врачом-психиатром, в её должностные обязанности входит оказание медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Медицинский осмотр Пуртова А.В. впервые произведен ею ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент у Пуртова А.В. имелись жалобы психиатрического характера в легкой форме, был поставлен диагноз, назначено амбулаторное лечение. В апреле 2022 года была вызвана для очередного осмотра заключенного Пуртова А.В., состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ. При осмотре от Пуртова А.В. поступили жалобы <данные изъяты>. Исходя из результатов осмотра был сделан вывод о том, что Пуртов А.В. не нуждается в стационарных условиях лечения. Отвечая на вопросы о наличии жалоб терапевтического, неврологического и хирургического характера, Пуртов А.В. изъявлял желание попасть в стационар областной больницы, при этом не называя конкретных причин, высказывая лишь свое недовольство относительно присутствия инспектора при осмотре. Следует отметить, что с учетом специфики учреждения, осмотр заключенных без присутствия инспектора недопустим. Осмотр завершился по просьбе самого Пуртова А.В. Общая продолжительность осмотра составила примерно 20 минут. По результатам осмотра выставлен предварительный диагноз, назначено амбулаторное лечение. Дополнительно пояснила, что в случае установления в ходе осмотра пациента необходимости стационарного лечения, делается рекомендация о прохождении комиссии в областной больнице, которая разрешает вопрос о направлении пациента на стационарное лечение. В данном случае такой необходимости при осмотре Пуртова А.В. установлено не было.

Каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что Пуртов А.В. обращался за медицинской помощью и ему в этом отказано, материалы дела не содержат, и суду представлено не было.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, что административным истцом в процессе рассмотрения дела не выполнено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что совокупность условий для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ при рассмотрении административного дела не установлена. В связи с чем, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца, принимает решение об отказе в удовлетворении иска о признании незаконными действий ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 71 Федеральной службы исполнения наказаний России», Управления организации Медико-санитарного обеспечения ФСИН России, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемых действий (бездействия) административных ответчиков требованиям действующего законодательства не установлено, как не установлено и нарушение прав административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Пуртова Е. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 Федеральной службы исполнения наказаний России», Управлению организации Медико-санитарного обеспечения ФСИН России о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 6 мая 2022 года.

Судья:

2а-1281/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Пуртов Александр Владимирович
Ответчики
ФКУЗ МСЧ - 71 УФСИН России по Тульской области
Другие
УОМСОФСИН России
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Щепотин П.В.
Дело на сайте суда
centralny.tula.sudrf.ru
16.03.2022Регистрация административного искового заявления
16.03.2022Передача материалов судье
18.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2022Предварительное судебное заседание
25.03.2022Предварительное судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2022Дело оформлено
05.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее