Решение по делу № 2а-981/2020 от 27.07.2020

Административное дело № 2А-981/2020

УИД № 44RS0028-01-2020-001134-94

Решение изготовлено 28 августа 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кострома

21 августа 2020 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи К.А.Батухиной,

при секретаре судебного заседания С.А.Мызенко,

с участием помощника прокурора Костромского района К.В.Черных,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-981/2020 (УИД № 44RS0028-01-2020-001134-94) по административному исковому заявлению прокурора Костромского района, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании обеспечить деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела и установить порядок её деятельности в соответствии с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района обратился в суд с административным иском, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании обеспечить деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела и установить порядок её деятельности в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Костромского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены нарушения требований указанного законодательства, выразившиеся в том, что администрацией Минского сельского поселения до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, деятельность в указанном направлении в соответствии с требованиями действующего законодательства не организована. Вопросы, отнесенные действующим законодательством к ведению специализированной службы по вопросам похоронного дела, решаются администрацией поселения. Предусмотренные действующим законодательством услуги по погребению, оказываемые на безвозмездной основе, согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории сельского поселения в нарушение действующего законодательства не оказываются.

В связи с этим 30 марта 2020 года прокурором Костромского района в адрес главы администрации Минского сельского поселения внесено представление. Вместе с тем по результатам рассмотрения представления исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений закона не принято. Выявленные в ходе проведенной проверки нарушения могут повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на погребение, родственников и волеизъявителей умерших на соблюдение прав, предоставленных действующим законодательством указанной категории граждан.

На основании изложенного и со ссылкой на статьи 4, 7, 9, 12, части 1, 2 статьи 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункт 22 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор просит суд обязать администрацию Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела, установить порядок её деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Административный истец, в лице помощника прокурора Костромского района К.В.Черных, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, в нём изложенным.

Административный ответчик администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района, о времени и месте судебного заседания извещённый надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, отношение к заявленным требованиям не выразил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.

Выслушав сторону административному исца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статьёй 1 Закона Костромской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Костромской области» от 4 декабря 2015 года № 38-6-ЗКО за сельскими поселениями Костромской области закреплены вопросы местного значения, в том числе: вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу статьи 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Гарантированный перечень услуг по погребению оказывается гражданам на безвозмездной основе, в том числе в части: оформления документов, необходимых для погребения; предоставления и доставки гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозки тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). (статья 9 указанного закона)

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Этой же службой осуществляется погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки. (статья 12 указанного закона)

В соответствии со статьями 25, 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Костромского района проверки по соблюдению законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства в деятельности администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области выявлены нарушения требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Как отмечает прокурор, до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, деятельность в указанном направлении в соответствии с требованиями действующего законодательства не организована. Предусмотренные действующим законодательством услуги по погребению, оказываемые на безвозмездной основе, согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории сельского поселения в нарушение действующего законодательства не оказываются.

В ходе дачи прокурору объяснений по существу выявленных нарушений, Глава Минского сельского поселения по вопросу организации похоронного дела и обустройства кладбища пояснил, что в настоящее время кладбище (последнее захоронение 1987 года) на берегу реки Волга, оно расположено в водоохранной зоне. Им (Главой) был выбран земельный участок, используемый ООО «Минское», однако согласие правообладателя земельного участка не получено, со стороны администрации района имел место отказ.

30 марта 2020 года в адрес Главы Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе по вопросам погребения и похоронного дела.

При рассмотрении указанного представления администрация Минского сельского поселения указала, что на территории сельского поселения отсутствуют действующие места погребения; вопрос о приобретении прав на земельный участок, который будет использован для организации кладбища решается; в настоящее время выбран земельный участок, осуществляется процедура согласования; вопрос о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела администрацией сельского поселения будет решен после образования кладбища.

Других возражений ответчика, а равно доказательств в их обоснование, стороной ответчика суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, в целях защиты прав неопределенного круга лиц на достойное погребение родственников и волеизъявителей умерших, суд полагает, что заявленные требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Разумность заявленного прокурором срока исполнения заявленных требований сомнений у суда не вызывает, а стороной ответчика не оспорена.

Руководствуясь статьями 175, 180, 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Костромского района удовлетворить.

Обязать администрацию Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение 9 (девяти) месяцев, исчисляемого со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить на территории Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела;

- установить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с действующим законодательством.

После истечения девятимесячного срока, исчисляемого со дня вступления решения суда в законную силу, администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области надлежит незамедлительно сообщить об исполнении решения в Костромской районный суд Костромской области и прокурору Костромского района.

В соответствии со статьёй 228, 295, частью 1 статьи 298 КАС Российской Федерации, решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

К.А.Батухина

2а-981/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Костромского района
Ответчики
Администрация Минского сельского поселения
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Батухина Карина Артуровна
Дело на странице суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
27.07.2020Регистрация административного искового заявления
28.07.2020Передача материалов судье
30.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее